Нашёл в интернете сборник тезисов этой конференции
http://50.vogis.org/wp-content/uploads/2016/10/ABSTRACTS-VOGiS-50.pdf . Выделил особо интересные:
ГЕНОМИКА ПОПУЛЯЦИЙ ВОЛГО-УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА РОССИИЛитвинов С.С.1, Екомасова Н.В.2, Хусаинова Р.И.3, Ахметова В.Л.1, Хидиятова И.М.3, Карунас А.С.3, Джаубермезов М.А.2, Хуснутдинова Э.К.3
1. Институт биохимии и генетики Уфимского научного центра РАН
2. Башкирский государственный университет, кафедра генетики и фундаментальной медицины
3. Институт биохимии и генетики Уфимского научного центра РАН, Башкирский государственный университет, кафедра генетики и фундаментальной медицины
Докладчик: Сергей Сергеевич Литвинов,
seregtg@gmail.comВ семи популяциях Волго-Уральского региона (башкир, татар, чувашей, марийцев, удмуртов, коми, мордвы) был проведен анализ Y-хромосомы, митохондриальной ДНК (мтДНК) и полногеномных данных. Полногеномный анализ проводился с использованием биоинформатических подходов и специализированных программ (ADMIXTURE, SmartPCA, BEAGLE, ChromoPainter, fineSTRUCTURE, GLOBETROTTER). Анализ распределения частот гаплогрупп Y-хромосомы в Волго-Уральском регионе показал, что основная доля приходится на три гаплогруппы: R1b-M269, R1a-M198 и N-M231, частоты которых в сумме в разных популяциях составляют от 49% до 100%. При анализе линий гаплогруппы R1a-M198 было выявлено, что для Волго-Уральского региона характерна R1a-M558, обнаруженная почти во всех изученных популяциях, за исключением башкир. У башкир основной субгаплогруппой является R1a-Z2125.
Изучение митохондриальной ДНК в Волго-Уральском регионе позволило выявить несколько новых гаплогрупп мтДНК, включая гаплогруппу H99, которая была найдена только у удмуртов. Большинство гаплогрупп мтДНК Волго-Уральского региона представлено западно-евразийскими вариантами (HV, H, V, J, T, U, R1, N1a, N1b, N1c, W, X). Восточноевразийский компонент представлен 12 гаплогруппами (A, B, C, D, F, G, Y, Z, M3a, R9, N11 и N9a). Нами также были получены полные последовательности гаплогрупп H, A, A10, N9a3, Z1a и выявлены филогенетические взаимоотношения между отдельными ветвями.
Полногеномный анализ показал близость популяций Волго-Уральского региона друг к другу. Исключение было показано только для башкир из Бурзянского района Республики Башкортостан, демонстрировавших близость к некоторым популяциям Сибири, и для популяции мордвы, оказавшейся ближе к популяции русских северной части России. Также на платформе Illumina были изучены расширенные выборки башкир (159), татар (229) и русских (285) из республики Башкортостан. Было показано, что башкиры являются гетерогенной популяцией, и индивиды из различных районов республики демонстрируют генетические отличия.
ТЮРКОЯЗЫЧНЫЕ НАРОДЫ КРЫМА В ГЕНЕТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ СЕВЕРНОЙ ЕВРАЗИИ (АНАЛИЗ ГЕНОФОНДОВ КРЫМСКИХ ТАТАР И КАРАИМОВ ПО МАРКЕРАМ Y-ХРОМОСОМЫ)
Агджоян А.Т.1, Кузнецова М. А.2, Качанов Н. В.3, Лукьянова Е. Н.4, Схаляхо Р. А.2, Балаганская О. А.1, Атраментова Л. А.5, Виллемс Р.6, Балановская Е. В.2, Балановский О. П.1
1. ФГБУН Институт общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН, г. Москва, Россия
2. ФГБНУ "Медико-генетический научный центр", г. Москва, Россия
3. Караимское общество Москвы, г. Москва, Россия
4. Институт проблем передачи информации им. А.А.Харкевича РАН, г. Москва, Россия
5. Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина, г. Харьков, Украина
6. Эстонский Биоцентр, г. Тарту, Эстония
Автор, ответственный за переписку: Анастасия Торосовна Агджоян,
aagdzhoyan@gmail.comКрымский полуостров веками находился на перекрестке путей между Европой и Азией, что отразилось на истории его коренных народов. Этногенез крымских татар связан со средневековыми миграциями в Крым кочевников Евразийской степи, которые вливались в более раннее население полуострова. Крымские татары сохранили память о принадлежности своих предков к трем этногеографическим группам – степной, горной и южнобережной, хотя сейчас, после возвращения из депортации, проживают независимо от такого подразделения. Караимы - наиболее загадочный народ Крыма: сходство караимской религии с иудаизмом позволяет предполагать семитское происхождение, а тюркский язык – общность предков караимов с другими народами этой лингвистической группы. Изучение генофондов народов Крыма позволяет рассмотреть их происхождение и круг родственных популяций.
Анализ полиморфизма Y-хромосомы для 400 образцов ДНК представителей караимов и трех субэтносов крымских татар позволил определить структуру их генофондов. В генофонде караимов преобладает переднеазиатский компонент, что сближает их с народами Кавказа и южного побережья Каспийского моря, и небольшой вклад "степного" компонента, характерного для тюркоязычных народов Евразийской степи (ногайцев, узбеков, туркменов, каракалпаков, казахов). Генетическое сходство караимов с их современными географическими соседями – русскими и украинцами - не выявлено. Генетический компонент, преобладающий у восточно-средиземноморских народов (греков и турок), наиболее выражен у горных и южнобережных крымских татар. У степных крымских татар выявлен наибольший - среди всех крымских популяций - вклад степного компонента .
Полученные результаты свидетельствуют о более сложном этногенезе караимов, чем исключительно "еврейское" или "тюркское" происхождение, а также о том, что крымские татары сформировались на основе генетического наследия восточно-средиземноморских народов с меньшим вкладом населения Евразийской степи. Исследование поддержано грантом РФФИ №16-34-00506_мол-а.
ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОЕ ВЛИЯНИЕ НА ГЕНОФОНД НАНАЙЦЕВ ВЕРХНЕГО И НИЖНЕГО АМУРА ПО ДАННЫМ ПОЛНОГЕНОМНОГО АНАЛИЗА ГАПЛОГРУППЫ С2-M217 Y-ХРОМОСОМЫБалаганская О.А.1, Балановский О.П.2, Богунов Ю.В.1, Мальцева О.В.3, Альборова И.А.4, Балановская Е.В.5
1. Институт общей генетики им. Н.И. Вавилова Российской академии наук, г. Москва
2. Институт общей генетики им. Н.И. Вавилова Российской академии наук, г. Москва; Медико-генетический научный центр, г. Москва
3. Институт археологии и этнографии СО РАН, г. Новосибирск
4. Московский физико-технический институт, г. Долгопрудный
5. Медико-генетический научный центр, г. Москва
Автор, ответственный за переписку: Ольга Алексеевна Балаганская,
olga.vasinskaja@mail.ruЭра полногеномных исследований открыла эффективный инструмент для популяционно-генетических исследований. Цель исследования - на основе регион-специфичных маркеров, выявленных в ходе полногеномного секвенирования преобладающей в центрально-азиатском регионе гаплогруппы С2-M217 Y-хромосомы, уточнить историю формирования генофонда нанайцев.
В рамках проектов МФТИ и РНФ нашим коллективом проведено полное секвенирование гаплогруппы С2-M217, филогенетический анализ, выявление новых гаплогрупп внутри С2-М217 и скрининг более полуторы тысяч образцов из популяций Северной Евразии на частоты встречаемости открытых гаплогрупп. В рамках данного исследования та же панель выявленных маркеров была генотипирована в трех популяциях нанайцев: верховых, горинских и низовых (N=212). У нанайцев выявлены две основные гаплогруппы внутри С2-M217. Первая – C2-14533880 - распространена широко и на глубине 4 тыс. лет демонстрирует связь нанайцев с народами Центральной Азии, Волго-уральского региона, Прикавказских степей и Сибири (тувинцами, хамнеганами). Но не позднее тысячи лет назад внутри нее обособляется дальневосточная субветвь, характерная исключительно для народов Амура. В популяциях нанайцев эта субветвь встречается с частотой 7-12%. Распространение второй гаплогруппы - С2- 17882541 на глубине двух тысяч лет назад показывает связь нанайцев с популяциями монголов, тувинцев, бурят, хамнеган, эвенков. И также, не позднее тысячи лет назад формируется региональная субветвь, высокоспецифичная для верховых нанайцев (25%), а у низовых и горинских нанайцев не превышающая 5%.
Для нанайцев характерно сохранение родовой специфичности в распределении субгаплогрупп С2-M217: три наиболее частых варианта субветви характеризуются доминированием в генофонде соответствующего рода (Бельды, Киле и Оненко).
Эти результаты указывают на возможность не только сибирских, но и центральноазиатских корней в генофонде нанайцев в период от 1 до 2 тысяч лет назад.
Работа поддержана грантом РФФИ 14-06-00384 а
ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНОФОНДА НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: УСПЕХИ И ПЕРСПЕКТИВЫЖабагин М.К.1, Балановский О.П.2, Юсупов Ю.М.3, Турдикулова Ш.У.4, Исакова Ж.И.5, Нимадава П.6, Балановская Е.В.7
1. National Laboratory Astana, Назарбаев Университет, Астана, Казахстан
2. Институт общей генетики им. Н.И. Вавилова Российской академии наук, Москва
3. Институт стратегических исследований Республики Башкортостан, Уфа
4. Центр высоких технологий, Ташкент, Узбекистан
5. НИИ молекулярной биологии и медицины МЗ КР, Бишкек, Кыргызстан
6. Монгольская Академия медицинских наук, Улан-Батор, Монголия
7. Медико-генетический научный центр, Москва
Автор, ответственный за переписку: Максат Кизатович Жабагин,
mzhabagin@gmail.comПредставлено исследование центрального паззла в мозаике генофонда Евразии. В широком этно-историческом и физико-географическом понимании, Центральная Азия включает территорию Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Монголии, Синьцзян-Уйгурской автономии Китая, Тибета и Афганистана. Через нее на протяжение тысячелетий проходили культурные и демические экспансии, на этой сцене развернулись сюжеты множества исторических драм.
В работе генофонд Центральной Азии охарактеризован на основе анализа Y-хромосомы у
более 5000 тысяч образцов, включая SNP, STR маркеры и полное секвенирование Y-хромосомы. Ключевым инструментом изучения динамики генофонда Центральной Азии стала родоплеменная структура. Особой формой общественного устройства кочевой цивилизации, в отличие от земледельческой, являлась четко выраженная патронимия, прошедшая через все культурные экспансии и включившая их в структуру кланов. Многие представители современных популяций Центральной Азии до сих пор хранят самоидентификацию на родоплеменном уровне (Шежире). Название рода наследуется по отцовской линии от общего основателя рода аналогично наследованию Y-хромосомы – поэтому необходимо их совместное изучение. Важнейшая роль родоплеменной структуры в формировании генофонда центральноазиатских популяций - более важная, чем даже роль географического фактора - доказана анализом AMOVA (генетическая дифференциация между родоплеменными группами в среднем в 1,5 раза больше, чем между географическими субпопуляциями, причем эта закономерность выявлена для разных народов). Тест Мантеля определяет большую корреляцию генетических расстояний с квазигенетическими (сходство по родовому составу), нежели с географическими расстояниями.
Проведенное исследование обозначает успехи и перспективы сотрудничества генетических обществ Центральной Азии и России как наследия Всесоюзного общества генетиков и селекционеров.
Работа выполняется при поддержке гранта РНФ 14-14-00827, Программ Президиума РАН "Молекулярная и клеточная биология" и "Биоразнообразие природных систем", гранта РФФИ 16-06-00303 и МОН РК (№0114РК00492) Назарбаев Университет.
ГЕНОФОНД НОГАЙЦЕВ В КОНТЕКСТЕ НАРОДОВ СТЕПНОГО ПОЯСА ЕВРАЗИИ (ПО МАРКЕРАМ Y-ХРОМОСОМЫ)Схаляхо Р.А.1, Юсупов Ю.М2, Идрисов Э.Ш.3, Рыскулов Р.М.2, Елманбетов З.С.4, Асылгужин Р.Р.2, Жабагин М.Д.5, Агджоян А.Т.6, Дибирова Х.Д.1, Кагазежева Ж.А.7, Альборова И.Э.8, Почешхова Э.А.7, Балановский О.П.6
1. Медико-генетический научный центр (МГНЦ), г. Москва, Россия; Институт общей генетики РАН (ИОГен РАН), г. Москва, Россия
2. ГАНУ «Институт стратегических исследований Республики Башкортостан», Уфа, Россия
3. Астраханский филиал Российской академии народного хозяйства при Президенте РФ, Астрахань, Россия
4. Администрация Нефтекумского района Ставропольского края, Нефтекумск, Россия
5. National Laboratory Astana, Назарбаев Университет, Астана, Казахстан, e-mail: sh
6. Институт общей генетики РАН (ИОГен РАН), г. Москва, Россия; Медико-генетический научный центр (МГНЦ), г. Москва, Россия
7. ФГБОУ ВО Кубанский государственный медицинский университет Минздрава России, Краснодар
8. ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт (государственный университет), Долгопрудный
Автор, ответственный за переписку: Роза Арамбиевна Схаляхо,
shalyaho.roza@yandex.ruРеконструкция этногенеза народонаселения на основе изучения его генетического разнообразия является одной из наиболее интенсивно изучаемых проблем на стыке гуманитарных и естественных наук, при этом Y-хромосома выступает новым и надежным историческим источником. По отцовской линии наследования (единой панели SNP и STR маркерам Y-хромосомы) изучены четыре группы ногайцев: астраханские (N=72), ставропольские (N=62), кубанские (N=90) ногайцы и караногайцы Дагестана (N=150). Обширный спектр выявленных вариантов (Y-гаплогрупп) указывает на значительную гетерогенность генофонда ногайцев в целом. К наиболее частым относятся гаплогруппы R1a (29%), C3 (16%), R1b (13%) и N1c (11%). Но каждая из четырех групп ногайцев отличается столь своеобразным «генетическим портретом», что ни одна из этих гаплогрупп не является доминирующей во всех популяциях: астраханские ногайцы отличаются сочетанием высоких частот гаплогрупп C3 и J2, кубанские ногайцы – необычайно высоким уровнем гаплогруппы R1a и её «европейской» субветви R1a-М458, караногайцы – мажорной гаплогруппой N1с, а ставропольские – редким для Европы сочетанием гаплогрупп R1a и С3. Анализ положения изученных популяций в генетическом пространстве народов Евразии показал резкие различия между генофондами ногайцев даже в евразийском масштабе и их отдаленность от генофондов татар Поволжья. Истоки столь ярко выраженного своеобразия генофонда каждой из четырех групп ногайцев интерпретированы на основе результатов полного секвенирования Y-хромосомы для северо-евразийской гаплогруппы N1c и центрально-азиатской гаплогруппы C3; выявления новых субветвей филогенетических деревьев этих гаплогрупп; массового скрининга распространения выявленных субветвей в популяциях ногайцев и связанных в этногенезе татар Поволжья, башкир, казахов и других народов Евразии; выявления генетических потоков, принесших эти гаплогруппы в генофонды ногайцев. РНФ № 14-14-00827, РФФИ № 16-06-00364_а, РФФИ № 16-06-00303_а, РФФИ № 16-36-50051 мол_нр
ГЕНОФОНД КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА ПО МАРКЕРАМ Y-ХРОМОСОМЫ: ТОРРИТОРИАЛЬНАЯ ПОДРАЗДЕЛЕННОСТЬ И КОРРЕЛЯЦИЯ С ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИЕЙХарьков В.Н.1, Раджабов М.О.2, Глазунова Е.О.1, Степанов В.А.1
1. НИИ медицинской генетики ФГБНУ "Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук", Томск
2. Аналитический центр коллективного пользования ДНЦ РАН, Махачкала
Автор, ответственный за переписку: Владимир Николаевич Харьков,
vladimir.kharkov@medgenetics.ruЦелью настоящей работы была характеристика структуры генофондов коренных малочисленных этносов Дагестана, принадлежащих к нахско-дагестанской языковой семье по диаллельным и микросателлитным маркерам нерекомбинирующей части Y-хромосомы. Исследованы популяции представляющие лезгинскую, цезскую и андийскую языковую группу. Материал составили образцы ДНК неродственных между собой мужчин из различных локальных популяций представляющих лезгинскую языковую группу (агулы (N=97), рутульцы (N=74), цахуры (N=93) и арчинцы (N=49)), дидойскую языковую группу (бежтинцы (N=86), гунзибцы (N=49), цезы (дидойцы) (N=128) и гинухцы (N=31), андийскую языковую группу (каратинцы (N=56), багулалы (N=77), ахвахцы (N=34) и чамалалы (N=95)). Были прогенотипированы 65 диаллельных и 36 STR маркеров Y-хромосомы. Совокупность данных по структуре гаплогрупп Y-хромосомы свидетельствует об общности современного генофонда населения Дагестана и наличии в нем значительных региональных различий. Основными чертами генофонда исследованных народов Дагестана по гаплогруппам Y-хромосомы являются тесная связь генетических расстояний между популяциями с их лингвистической принадлежностью. Все три языковые группы – лезгинская, андийская и цезская отличаются друг от друга как по составу гаплогрупп и общему уровню генетического разнообразия, так и по спектру YSTR-гаплотипов и уровню межпопуляционной и межэтнической дифференциации. Большинство пар сравниваемых выборок демонстрируют статистически значимые различия между разными лингвистическими группами и отсутствие различий внутри групп. Для дидойской и андийской лингвистических групп показано очень низкое генетическое разнообразие. В различных популяциях наблюдаются сильные эффекты основателя по разным гаплогруппам. Практически все этносы демонстрируют следы значительного роста численности, проявляющиеся в присутствии на медианных сетях этноспецифичных звездообразных кластеров гаплотипов с выраженным гаплотипом-основателем, в пределах отдельных населенных пунктов.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-34-60222 мол_а_дк.
ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНОФОНДА НАРОДОВ ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ ПО МАРКЕРАМ Y-ХРОМОСОМЫ: МОСТ ИЗ НАСТОЯЩЕГО В ПРОШЛОЕЧухряева М.И.1, Альборова И.Э.2, Дибирова Х.Д.3, Схаляхо Р.А.3, Кагазежева Ж.А.4, Романов А.Г.5, Епископосян Л.М.6, Балановская Е.В5
1. Медико-генетический научный центр, Москва; Институт общей генетики им. Н.И. Вавилова Российской академии наук, Москва
2. Московский физико-технический институт, Москва
3. Медико-генетический научный центр, Москва; Институт общей генетики им. Н.И. Вавилова Российской академии наук, Москва
4. Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар
5. Медико-генетический научный центр, Москва
6. Институт молекулярной биологии Национальной академии наук Республики Армения, Ереван
Автор, ответственный за переписку: Марина Игоревна Чухряева,
m.chukhryaeva@yandex.ruФундаментальная проблема взаимодействия народов Передней Азии, Закавказья и Северного Кавказа интенсивно разрабатывается не только антропологами, лингвистами и археологами, но и генетиками, причем особый интерес она вызывает в контексте индоевропейской проблематики.
В своей работе мы изучили генофонд исторической Армении, ключевой для понимания взаимодействий в регионе Кавказ-Закавказье-Передняя Азия, и курдов-езидов, тесно связанных с историей этого региона. Традиционно езиды считались курдской этноконфессиональной группой, говорящей на курманджийском языке иранской группы индоевропейской семьи. Езидизм как конфессиональное учение сформировался в XI-XIII вв. на Севере Ирака. Однако время формирования езидов, как этнической группы точно не известно. Езиды никогда не становились объектом изучения популяционных генетиков - их изучение позволит впервые установить, структуру их генофонда. Нами были генотипированы по SNP и STR маркерам Y-хромосомы 447 образцов армян из 4 популяций и 90 образцов езидов Армении. По полученным данным нами была построена серия карт генетических расстояний от популяций изучаемого региона. Карта, построенная для армян, показывает зону генетического сходства, хорошо совпадающую с границами исторической Армении. Это указывает на то, что в данном регионе сохранился генофонд присущий коренному населению, несмотря на последующие миграции. Карта генетических расстояний от иранцев практически совпадает с картой от курдов, что свидетельствует об их высоком генетическом сходстве. В целом, популяции Переднеазиатского нагорья, формируют единую зону генетического сходства. Однако спектр гаплогрупп предварительно выявленный у езидов, указывает на их некоторые отличия от генофонда курдов: гаплогруппы R-М198 и E-М96, распространенные среди курдов Ирана, у езидов встречаются в два раза реже. Полученные результаты свидетельствуют о генетическом своеобразии езидов, отличии их генофонда от генофонда от курдов.
Исследование осуществлено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, грант № 16-36-00122_мол_а.