На самом деле да - аутосомные тесты (в частности 23andme) вроде бы навсегда закрыли вопрос о том, как отличаются ашкенази от любых других народов. И все благодаря случайному событию - бутылочному горлышку 800-1000 лет назад.
Однако вроде как есть сигналы и в пользу хазарской/восточной теории - отдельные гаплотипы (типа Q) например, к тому же вроде пишут, что евреи Белоруссии-Украины до 16 века говорили на кнааните, и только потом были ассимилированы носителями идиша, пришедшими с запада...
Мне кажется, "помирить" эти две версии может на первый взгляд безумная идея ДВУХ(!!!) бутылочных горлышек. То есть горстка итальянских евреев ушла на север, в долину Рейна, обособившись тем самым от остального еврейства. И примерно в это же самое время, после разгрома Хазарии, убежала и уцелела часть наиболее ревностных приверженцев иудаизма... И в общем-то при таких раскладах этим двум частям народа вовсе не обязательно перемешиваться до идеально равномерного состояния (что невозможно в принципе). Иллюзия однородности выборок создаётся из-за того, что выборка формируется (естественным образом) по принципу "И-И" (попадают и потомки людей преимущественно из Бутылочного горлышка 1, и из Бутылочного горлышка 2, и "наследники" обоих "генофондов"). При этом оба пула генов одинаково легко дифференцируются от представителей других этносов (из-за узости бутылочных горлышек), и дают одинаковый "аншлаг" в списке совпаденцев (правда на самом деле эти списки не идентичны, но создают такую иллюзию из-за относительной одинаковости ФИО совпаденцев)
Как вам такая версия? Стоит ли она того, чтобы над ней поразмыслить?
Версия двух бутылочных горлышек более чем реальная. Другое дело, что среди современных ашкеназов потомки пришедших с востока составляют меньшинство. Поток еврейской эмиграции в Польшу шёл с запада, из Германии и Чехии. У ашкеназских евреев много фамилий, образованных от названий немецких городов.
Вот, что пишет еврейская энциклопедия:
"Славяноязычная еврейская община Киевской Руси основательно пострадала от татарского нашествия; сильный урон нанесли ей и междоусобные войны князей. Однако на землях Великого княжества Литовского (см. Литва), включавшего в 14 в. Смоленск, территории современной Белоруссии и северной Украины, оставались евреи, говорившие (а иногда писавшие) по-славянски. С конца 14 в. на этих территориях поселяются ашкеназы; их приток усилился в 15–16 вв.
Малочисленная община говоривших на кна‘анит ассимилировалась в среде носителей идиш, однако еще в середине 15 в., как сообщают респонсы, часть еврейских жителей Бреста называла его «Брест», по-славянски, а другая — «Бриск», как это принято на идиш. От общины кенаанитов в ашкеназской среде сохранились личные имена, преимущественно женские: Злате (ср. чешское злата, то есть золотая), Зейде (ср. белорусское дзед, то есть дед), Слове (славянское слава), Хволе (славянское хвала), Бадане (ср. белорусское багдана, то есть `Богом данная`), Черна, Чарна (то есть черная) и другие. Мужские имена «ханаанских» евреев дошли до поздних времен в составе фамилий, например, Живов (от древнего имени Жив, соответствовавшего Хаим, Хай). Крымчаки, ассимилировавшие некоторую часть еврейской славяноязычной общины, сохранили до 20 в. женские имена Прва (от древнеславянского първа, то есть первая), Зденка (`жданая`, ср. чешское Зденка) и другие".