Конечно, об ранних славянах известно очень мало, а тем более из захоронений с их подчеркнутой эгалитарной структурой. Тут становятся важными языковые данные и исторические. В славянских языках слово воин обозначает профессию.
Почему профессию? Ну, вот приведу Фасмера:
Воин
воин во́ин укр. во́ïн, др.-русск. воинъ, мн. ч. вои, ст.-слав. воинъ στρατιώτης (Супр.), болг. войни́к "солдат", сербохорв. во̀jни̑к, словен. vojník, чеш., слвц. vojín, voják. Другая ступень чередования: в ст.-слав. повинѫти "покорить". Родственно лит. vejù, výti "гнать(ся), преследовать", vajóti импф., др.-инд. vḗti "преследует, стремится к", авест. vayeiti "гонит, преследует", лат. venor, -āri "охотиться", др.-исл. veiðr "охота", д.-в.-н. weida "охота", греч. ἴεμαι "стремлюсь, желаю", ирл. fíad "дичь", лат. proelium из *pro-voiliom; см. Буазак, Mél. Pedersen 258 и сл.; Траутман, BSW 345 и сл.; М. – Э. 4, 446; Уленбек, Aind. Wb. 295. Отсюда война́, во́йско. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973
Как-то больше от охоты получается. Хотя раньше я думал, что от слова "выть"
Причём, заметьте, например, слова князь (военный предводитель) и меч являются заимствованными в праславянском языке.
Исторические данные тоже говорят о том что славяне совершали длительные походы профессиональными войсками способными на сложные маневры во время боя. Они могли быть очень длительными, ясно что поход в Малую Азию, длившийся 10 лет, в котором не было переселенческой составляющей, совершался армией профессиональных военных, что еще подчеркивается тем что они на лодках-однодеревках еще и разграбили греческие острова по пути в Малую Азию.
А что это, интересно, за поход такой был, когда мужики ушли на 10 лет, прямо как ахейцы на Трою?
По поводу вооружения и тактики могу сказать, что данные Маврикия и других византийских авторов вполне согласуются на мой взгляд с отсутствием археологических находок дружинного вооружения.
Вот, например, из Нефёдкина ТАКТИКА СЛАВЯН В VI в. (ПО СВИДЕТЕЛЬСТВАМ РАННЕВИЗАНТИЙСКИХ (АВТОРОВ):
Маврикий описывает в основном стратегию и "большую" тактику славян,
которая позволяет сделать некоторые выводы и об их "элементарной" тактике5.
Естественно, тактика в значительной мере зависит от комплекса вооружения.
Говоря о вооружении славян, Маврикий пишет: Каждый мужчина вооружен
двумя небольшими копьями (мы предпочитаем - дротиками. - А.Н.), а некоторые
из них и щитами, крепкими, но труднопереносимыми. Пользуются они
также деревянными луками и небольшими стрелами, намазанными отравляющим
веществом..."6. Вслед за Маврикием вооружение славян описывает император
Лев VI Мудрый (886-912)7: "Каждый мужчина некогда вооружался двумя
небольшими дротиками, то есть риктариями, а некоторые - и большими вытянутыми
щитами, как фиреосы; пользовались они также деревянными луками,
а стрелы имели намазанными ядом..."8. Другое описание комплекса славянского
оружия оставил знаменитый историк середины VI в. Прокопий Кесарийский:
"Вступая же в битву, большинство идет на врагов пешими, имея небольшие щиты
и дротики в руках, панциря же никогда на себя не надевают"9.
С таким вооружением возможны грабительские рейды, с уклонением от прямых столкновений и нападением из засад, что является самым оптимальным для непрофессионального войска. О чём, в принципе, Маврикий и пишет:
Сражаться со своими врагами, — пишет Маврикий, — они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов... Имея большую помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую добычу они бросают (как бы) под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу, они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами с целью заманить противника.
Археология может находить лишь то, что выражается в ментальном взгляде древних людей. Вот например, современные солдаты захораниваются же без оружия (причем это уже идет со средневековья), их никак не отличишь от обычных людей, хотя военные существуют. Вообще говоря, эгалитаризация захоронений начиная со средневековья распространяется везде.
Даже если и не клали в захоронения, всё равно, вооружение не могло всё испариться. А при раскопках славянских селищ и городищ его не находят. Только бытовые предметы. Что как бы опять напоминает о словах Маврикия и пр. выше.