скажу в общем и про вайнахов и конкретно про орстхойцев.
Суть в том что, система социального расслоения например у орстхойцев, заключалась в том что, каждый считал себя князем на своей земле)))) в то же время, это можно трактовать как отсутствие привелегированной прослойки в народе, и в своей среде никто из нас не был выше другого, все равны. Глав тейпа как единого человека не существовало, в то же время особым уважением пользовались старейшины, чье решение(совместное) не полагалось отрицанию.Хотя касательно иноземцев были и другие ситуации, основным промыслом орстхойцев в былые времена,была работорговля, схваченному в плен человеку брили наголо голову, и либо обменивали на выкуп, либо продавали на невольничьих рынках кумыкам, одним из таких центров было поселение Эндирей, откуда уже далее их путь трудно отследить. Были и такие, сегодня неприятные моменты.
В общем, если взять вайнахов, то главное слово оставалось за старейшинами, также в определенные моменты что у чеченцев что у ингушей что у орстхойцев, бывали общие сходы типа мехк кхел(суд страны) где самые уважаемые старейшины решали проблемные вопросы,масштабов страны, избирали главу в своей среде, и на время войны избирали военного лидера(БIачи), в истории чеченцев можно отметить Бейбулата Таймиева, ставшим как предводителем совета старейшин(необязательно старым должен быть старейшина, а уважаемым за свою справедливость и честность в общественных делах) так и став военным предводителем Чечни в роли БIаччи.
с приходом ислама, основную роль также получили и имамы. собственно власть распределялась между старейшинами и имамами.