Продолжая тему о связи греков и ариев (известного как греко-арийский языковой союз) в рамках в начале вольско-лбищенского - полтавкинского взаимодействия, хорошо известного из археологии где вольско-лбищенская керамика разбросана по полтавкинской общности, и наоборот, а потом полтавкинская керамика влияет на потаповскую керамику. Надо сказать что вольско-лбищенцы оказывали большое влияние на этот регион, так называемая финальнокатакомбная керамика складывается прод влиянием вольсколбищенской.
Но имеются и прямые археологические доказательства выхода греков из данного региона. Кроме общих орнаментов в керамике у микенцев и данных культур, имеется распространение псалиев из Северо Причерноморского региона (видимо, регион Дона).
Как видим, путь четко виден, надо учитывать что псалии впервые археологически зафиксированы у абашевцев и КМК.
Откуда пришли индоарии (Кузьмина) (1994)
"Классификация псалиев и установление их эволюции позволяют установить
происхождение дисковидных псалиев и их хронологию. Наиболее архаичные
дисковидные аморфные не орнаментированные псалии типа I происходят из
комплексов катакомбно-многоваликовых и абашевских от Украины до Урала.
Это позволяет признать первыми изобретателями колесниц с псалиями племена
абашевские и многоваликовой керамики (КМК). Те и другие приняли решаю-
щее участие в сложении близко родственных памятников потаповского типа от
Дона до Волги, синташтинского и петровского на Урале и в Казахстане. Именно
в среде потаповского и синташтинско-петровского населения колесничная так-
тика боя получила массовое распространение, что доказывается, во-первых,
появлением могил воинов, захороненных с колесницами и упряжными конями,
во-вторых, концентрацией наибольшего числа известных в Старом Свете дис-
ковидных псалиев в лесостепи между Доном и Зауральем; в-третьих, интенсив-
ным поиском здесь наиболее рациональной конструкции псалиев, разнообрази-
ем сосуществующих типов. Учитывая
моноцентрическое происхождение диско-
видных
псалиев, можно полагать, что они распространились как в Казахстан,
так и в Подунавье и далее — в Грецию из южнорусских степей. В таком случае,
дата псалиев из могилы IV в Микенах, относящейся к концу среднеэлладского
(СЭ) - началу позднеэлладского (ПЭ) периода, служит terminus ante quern
псалиев типа I из Потаповки, Синташты и Петровки, а тем более - самых
архаичных экземпляров абашевских (Баланбаш, Тавлыкаево, Суруш) и КМК
(Каменка, Трахтемирово), которые могут быть отнесены к XVII в. до н.э.
Возраст псалиев типа II (с выделенной планкой и часто со вставными ши-
пами), к которому принадлежит большинство потаповских и синташтинских
экземпляров, устанавливается на основании синхронизации с дунайскими, от-
носимыми к периоду Монтеору IC4-IIA. Подтипы ПА и ПБ синхронны, что
доказывает совместная находка в Утевке VI.
Часть псалиев этого подтипа богато орнаментирована (рис. 36; 37). Экзем-
пляр
из Потаповки украшен микенским орнаментом из противолежащих треу-
гольников, образующих зигзаг по краю диска, волной с заглубленным фоном
по планке и фестонами вокруг отверстия. На псалии из Утевки по краю щитка
идет шахматный трехрядный орнамент, вдоль планки — бегущая волна с за-
глубленным треугольным основанием. На кондрашкинском псалии - вокруг
отверстия и по планке — лопасти и зигзаг на планке, аналогичные потаповско-
му. Пичаевский экземпляр по краю украшен цепочкой ромбов и зигзагом, по
планке — V-образные фигуры, вокруг отверстия они образуют розетку; на од-
ном шипе — крест, на двух — четырехконечный солярный знак.
Богоявленский псалии орнаментирован по краю планки бегущей волной, а
На трех шипах - спиралями, образующими розетку. Псалии из Кындешти ук-
177
рашен по краю двумя рядами треугольников, образующих зигзаг. На псалии из
Сарата-Монтеору планка орнаментирована зигзагом и равнобедренными треу-
гольниками со свисающими от вершин фестонами; у экземпляра из Кырлома-
нешти в центре — бегущая волна с точками, по краю — зубцы.
Эти орнаменты относятся к микенскому типу (рис. 38), о чем уже прихо-
дилось писать [Смирнов, Кузьмина, 1977, с. 46-50, рис. 12]. Богоявленский и
утевкский
псалии орнаментированы классической микенской бегущей волной."
"Таким образом, абсолютная дата псалиев типа I ввиду полного сходства этой
исходной формы по всему ареалу устанавливается XVI в. до н.э. по аналогии
с IV шахтной гробницей Микен, относимой к 1570—1550 г. до н.э. [Mylonas,
1957, с. 181; Marinatos, 1960, с. 177], причем она служит terminus ante quern
для наиболее архаичных образцов южнорусских степей, которые могут быть
отнесены к XVII в. до н.э.
Следует отметить, что в последние годы появилась тенденция пересмотреть
хронологию А.Фурумарка и удревнить микенские комплексы на один век. Дата
XVII в. до н.э. обосновывается, во-первых, временем извержения вулкана на
Санторине (1645 г. до н.э.), установленным по С-14; во-вторых, синхронизацией
с египетскими и переднеазиатскими комплексами, в которых найдены микен-
ские вещи [см. S.Dietz. The Argolid at the Transition to the Mycenaean Age."
То есть, это как раз даты когда ахейцы достоверно появляются в Греции. Надо сказать что в среднеэлладский период в Греции появляются курганы и черепки шнуровой керамики, но все это было вытеснено местной более развитой цивилизацией.
P.S. Интересно, что у Кузьминой (стр.172) четко написано что Потаповка, курган 5, могила 8 это (Культура.Тип памятника)
потаповка . Как тут не вспомнить что у Аллентофта написано что могила 6 это якобы полтавкинская культура. Откуда они это взяли? То есть соседняя могила относится к потаповской культуре, а эта к полтавкинской? Как они определили что могила 6 полтавкинская культура (а не какая-то другая)? Ведь нигде не написано по каким признакам определили, литературы на эту тему нет, базы данных тоже нет, ссылок нет, нам приходится верить им на слово. А я не верю, учитывая что в их текстах уже зафиксирована неправда. Нет я понимаю что это археологи сказали, но хотелось бы хоть какой-то конкретики.