АвторТема: Иранско-славянские лингвистические контакты  (Прочитано 37673 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн YaroslavАвтор темы

  • Сообщений: 18723
  • Страна: ru
  • Рейтинг +4701/-14
  • 76% East Europe + 17% Finland
  • Y-ДНК: J1a2b1a ZS3067, ЖМ: I2a1a2b1a1a1a1 FT37540, МЖМ: G2a2b1a1a1a2b2a FT159945
  • мтДНК: K1b1a1 T199C, МЖ: H13a1a1d
эти деревья - в основном либо почти исключительно по лексике
соответственно, по этим параметрам и присоседились

Нужно будет загнать по хорошей цене старостинские и касьяновские деревья любителям славяно-арийских вед, Крышеня, Вышеня и т.п. Для них это будет находкой.)

Это я Вам как русский J1 говорю ;D

Оффлайн Valery

  • Сообщений: 10107
  • Страна: 00
  • Рейтинг +1380/-7
  • Ultimate Matriarchy
Это я Вам как русский J1 говорю ;D

а что это меняет? уже спрашивают гаплогруппу?  ;D ;D ;D

Оффлайн Valery

  • Сообщений: 10107
  • Страна: 00
  • Рейтинг +1380/-7
  • Ultimate Matriarchy
Вот у меня не спрашивали нигде. Пока. Как это представить?

Медсестра: - Гаплогруппа? - Ась? Что?

Оффлайн YaroslavАвтор темы

  • Сообщений: 18723
  • Страна: ru
  • Рейтинг +4701/-14
  • 76% East Europe + 17% Finland
  • Y-ДНК: J1a2b1a ZS3067, ЖМ: I2a1a2b1a1a1a1 FT37540, МЖМ: G2a2b1a1a1a2b2a FT159945
  • мтДНК: K1b1a1 T199C, МЖ: H13a1a1d
а что это меняет? уже спрашивают гаплогруппу?

Генетическое наследие (схема сплава лингвистических деревьев заинтересованным религиозным группам) - его не пропьёшь  8)

Оффлайн Valery

  • Сообщений: 10107
  • Страна: 00
  • Рейтинг +1380/-7
  • Ultimate Matriarchy
а что это меняет? уже спрашивают гаплогруппу?

Генетическое наследие (схема сплава лингвистических деревьев заинтересованным религиозным группам) - его не пропьёшь  8)

почти 20 лет назад я начал продвигать эти знания в народ и получил некоторый опыт. Да лучше б не получал (( Не хочу это вспоминать.

Оффлайн Valery

  • Сообщений: 10107
  • Страна: 00
  • Рейтинг +1380/-7
  • Ultimate Matriarchy
любителям славяно-арийских вед, Крышеня, Вышеня и т.п. Для них это будет находкой.)

Если кому-то Влесова книга авторитет, это уже характеризует отношение к науке.

В принципе, человек в большинстве сфер своей деятельности очень рационален. Но некоторые непрактические сферы имеют свои особенности. Если кто собирается на языческие праздники и читает там Влесову, украсив задницу перьями, это значит, что рацио здесь у него занято организацией определенного вида душевных удовольствий и не направлено на получение истины о прошлом. То есть означенные вопросы истины этого человека не интересуют вовсе. И он тут все равно рационален: если он примет т зр ученых на Влесову, то ему придется признать что его пляски с перьями есть детская игра, а этого ему очень не хочется. Поэтому наиболее рациональным шагом для него и является отрицание общеизвестного с целью сохранить душевный комфорт.

Так что отрицание науки не есть отрицание рацио. Но - есть неумение основать свой мир на замыкании рацио, то есть предельно транзитивном отношении к рационально познаваемым фактам: если я знаю что A => B и B => C, то обязан помнить и что A => C. Но это уже фишка почти исключительно ученых, это всегда формируется в раннем детстве.

Оффлайн YaroslavАвтор темы

  • Сообщений: 18723
  • Страна: ru
  • Рейтинг +4701/-14
  • 76% East Europe + 17% Finland
  • Y-ДНК: J1a2b1a ZS3067, ЖМ: I2a1a2b1a1a1a1 FT37540, МЖМ: G2a2b1a1a1a2b2a FT159945
  • мтДНК: K1b1a1 T199C, МЖ: H13a1a1d
Чтобы не заоффтопливать здесь, ответил там )))

Оффлайн Valery

  • Сообщений: 10107
  • Страна: 00
  • Рейтинг +1380/-7
  • Ultimate Matriarchy
Не только Влесова, но и любая религия (категории двайта) изменяет отношение к рациональности аналогичным образом. То есть нарушает транзитивность рацио. Совмещение же тотального рацио с религией приводит к такой модификации последней (адвайтоподобной религии), что верующие традиционного типа категорически отказываются признать подобные учения религией ("а нафига такая религия вообще нужна? чем вы отличаетесь от атеистов?").

Я умею возразить на это, например цитируя Катха Уп. 1.2.23 Этот Атман не постигается ни толкованием, ни рассудком, ни тщательным изучением – Кого избирает этот [Атман], тем он и постигается, тому этот Атман открывает свою природу. Поскольку в данной религии "я являюсь Им" (с), Его выбор и мой выбор тождественны. Однако дельта между "чистым" рацио вроде науки и рациональным выбором в пользу рациональной религии для традиционных верующих, пришедших к религии научением в детстве либо чувством - кажется ничтожной. Тем более они протестуют против осознания как начала освобождения, подразумевая под последним нечто существенно более вещное (как то осознание греховности у христиан итп).

« Последнее редактирование: 27 Август 2022, 02:22:57 от Valery »

Оффлайн YaroslavАвтор темы

  • Сообщений: 18723
  • Страна: ru
  • Рейтинг +4701/-14
  • 76% East Europe + 17% Finland
  • Y-ДНК: J1a2b1a ZS3067, ЖМ: I2a1a2b1a1a1a1 FT37540, МЖМ: G2a2b1a1a1a2b2a FT159945
  • мтДНК: K1b1a1 T199C, МЖ: H13a1a1d
Как отмечалось многими исследователями[10] и как можно видеть из нашего обзора славяно-иранских схождений, значительная часть этих схождений принадлежит к мифологической и религиозно-этической сфере. Есть все основания считать, что этот факт отражает существование в прошлом определённой религиозно-мифологической и культурной общности между иранцами и славянами, что хорошо согласуется с данными истории культуры и археологии. При этом общее направление влияния было от иранцев к славянам.

Оказывается, Макс Фасмер предполагал слово «рай» заимствованием из древнеиранского (праиранского) языка. Плюс ещё, выясняется, оно и родственно например английскому слову «paradise», которое из того же древнеиранского pairidaēza-.

Цитировать
Рай, род. п. рая,

укр., блр. рай, др.-русск., ст.-слав. раи παράδεισος (Клоц., Супр., Остром.), болг. рай, сербохорв. ра̑j, род. ра̏jа, словен. ràj, род. п. rájа – то же, sveti ràj "небо", чеш. ráj, слвц., польск., в.-луж., н.-луж. raj.

Скорее всего, заимств. из др.-ир., ср. авест. rāу- м. "богатство, счастье", др.-инд. rāу-, rās м., ж. "состояние, сокровище, богатство", rayíṣ "дар, владение", которые родственны лат. rēs "дело, имущество", др.-инд. rāti "дает, дарует"; см. Фасмер в сб. Ostd. Volksb. 126. Ср. также морд. м. riz "счастье", которое считается заимств. из ир. (Паасонен, FUF 8, 75), а также греч. παράδεισος "рай" – из др.-ир. pairidaēza-. Признание родства слав. *rajь и индо-ир. слов (Младенов 556; Маценауэр, LF 16, 163 и сл.) заставляет допустить чередование ō : ē, которое не может быть доказано. Лит. rõjus "рай", судя по ударению, заимств. из слав.; см. Брюкнер (FW 127), Гуйер (LF 47, 52) против Младенова. Кроме того, Эндзелин (М.–Э. 3, 498) сравнивает это слово с лтш. rãt, rãju "корчевать, очищать", лат. rārus "редкий, рыхлый" (нерешительно). Миккола (Ursl. Gr. 1, 54 и сл.), Калима ("Slavia", 17, 33 и сл., [а также в "Neuph. Мitteil.", 48, 58 и сл. – Т.]), Голуб–Копечиый (309) без всяких на то оснований сближают слав. *rajь с рой, река́ (аналогично край : крои́ть) и предполагают здесь древнее знач. "море, течение". Против последней этимологии, поддержанной Кипарским (ВЯ, 1956, No 5, 136), говорит то обстоятельство, что в русск. гидронимии не сохранилось никаких следов употребления рай в знач. "река, течение".
« Последнее редактирование: 16 Апрель 2023, 17:47:06 от Yaroslav »

Оффлайн Farroukh

  • Maternal Y-DNA: R1b-BY124371
  • Модератор
  • *****
  • Сообщений: 17179
  • Страна: az
  • Рейтинг +5962/-17
  • Paternal Mt-DNA: M9a1b1
    • Azerbaijan DNA Project
  • Y-ДНК: E-Y37518
  • мтДНК: F2f1
Да, парадиз/пэрэдайз - это рай, равно как и его арабизированная форма "фирдаус", тот же "фирдоуси" - "райский".
« Последнее редактирование: 16 Апрель 2023, 19:09:54 от Farroukh »

Оффлайн YaroslavАвтор темы

  • Сообщений: 18723
  • Страна: ru
  • Рейтинг +4701/-14
  • 76% East Europe + 17% Finland
  • Y-ДНК: J1a2b1a ZS3067, ЖМ: I2a1a2b1a1a1a1 FT37540, МЖМ: G2a2b1a1a1a2b2a FT159945
  • мтДНК: K1b1a1 T199C, МЖ: H13a1a1d
Да, парадиз/пэрэдайз - это рай, равно как и ено арабизировпнная ыорма "фирдаус", тот же "фирдоуси" - "райский".

Плюс ещё для «рай» и «paradise» частично родственным словом является слово «республика» ;D

Цитировать
Скорее всего, заимств. из др.-ир., ср. авест. rāу- м. "богатство, счастье", др.-инд. rāу-, rās м., ж. "состояние, сокровище, богатство", rayíṣ "дар, владение", которые родственны лат. rēs "дело, имущество", др.-инд. rāti "дает, дарует"; см. Фасмер в сб. Ostd. Volksb. 126.

Оффлайн Valery

  • Сообщений: 10107
  • Страна: 00
  • Рейтинг +1380/-7
  • Ultimate Matriarchy
Плюс ещё, выясняется, оно и родственно например английскому слову «paradise», которое из того же древнеиранского pairidaēza-.

Нет. Фасмер (или кто там по ссылке) замечает, что по совпадению и греческое слово для рая заимствовано из иранского (пардеш "сад", при каком-то ближневосточном посредстве, тк слово в тех местах везде есть, включая иврит), но источники не связаны, у пари-дайЗа- тот же корень что в санскритском дих- "мазать", и того же корня деха- "тело" (с большой вероятностью последнее слово как термин знакомо интересующимся индуизмом). С райи- "богатство" корень дих- никак не связан, а само райи-/раа- слово темное и фонетически сложное, вероятно там сочетание "ларингал + йот".

Оффлайн Valery

  • Сообщений: 10107
  • Страна: 00
  • Рейтинг +1380/-7
  • Ultimate Matriarchy
Офф.

Как-то уже заходила речь об образцовом знании индусами своего культового языка санскрита, в противоположность малограмотности зороастрийских жрецов (авестийский известен только из их книжек, записанных арамейским письмом). Вот собственно и пример:

древнеиранского pairidaēza-

Никому доселе точно неведомо, на кой они писали эпентезу -и-: пайри- вместо этимологически должного быть *пари-, как и достаточно редкий в языках мира дифтонг -аэ- на месте *-ай- (типично ожидаемо стяжение в -э- и даже в -и-, но не -аэ-). Вот и гадают учОные, это придурь письменности или сам авестийский язык имел определенную придурь. Учитывая, что сами жрецы литургического авестийского не знали (язык их традиции - среднеперсидский, авестийские тексты они просто зубрили без понимания), то понятно, какая из двух версий эпентезы -и- правдоподобнее. Первыми зороастрийскими учеными, серьезно занимавшимися языком Авесты, были мумбайские парсы Джехангир Анклесариа и (не помню как по имени) Тавадиа, оба получили европейское образование, это уже конец 19в или начало 20в.
« Последнее редактирование: 16 Апрель 2023, 21:38:55 от Valery »

Оффлайн Kambic

  • Сообщений: 1463
  • Страна: ru
  • Рейтинг +1523/-34
  • Y-ДНК: r1b
  • мтДНК: H
С райи- "богатство" корень дих- никак не связан, а само райи-/раа- слово темное и фонетически сложное, вероятно там сочетание "ларингал + йот".
Бай рай, а как в осетинском? "зæрдæ райы" , "фарнæй райгонд у" , "æнæ байрайгæ фæ-у"?

Оффлайн Valery

  • Сообщений: 10107
  • Страна: 00
  • Рейтинг +1380/-7
  • Ultimate Matriarchy
"фарнæй райгонд у"

это тот самый фарн?

 

© 2007 Молекулярная Генеалогия (МолГен)

Внимание! Все сообщения отражают только мнения их авторов.
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.