https://otvet.imgsmail.ru/download/4d9091451a8803e507d253f24bb8b2b5_i-2997.jpgФаер
опять заплутал у Аммиана Марцеллина, римского историка IV в. н.э., который вкладывает в уста императора Юлиана (время правления 360 - 363 гг. н.э.) обращенные к своим войскам слова: "...не ныне впервые ... проникли римляне в царство Персиды: не говоря уже о Лукулле или Помпее, который, пройдя земли албанов и массагетов, которых мы теперь называем аланами, разбил и это племя и увидел Каспийские озера..." [Аммиан Марцеллин, XXIII, 5, 16].
Но более ценными и достоверными для нас являются сведения историков, их современников. Только у двоих из них мы встречаем алан и узнаем о территориях, где они их поселяют. К числу таких сведений следует в первую очередь отнести сообщение Гая Плиния Старшего (23/24 - 79 гг. н.э.). В капитальном труде "Естественная история", писавшемся и дополнявшемся вплоть до его смерти, мы находим следующее: "К северу от Истра, вообще говоря, все племена считаются скифскими, но прибрежные местности занимали разные племена, то геты, у римлян называемые даками, то
сарматы, или по-гречески савроматы, и из их числа гамаксобии, или аорсы, то неблагородные, рабского происхождения скифы, или троглодиты, затем аланы и роксоланы. Но в Северном Причерноморье произошли передвижения народов. У Страбона сразу за гетами-тирегетами следуют языги, а у Плиния на этой территории вместо языгов мы находим сармат-савроматов, а собственно языгов фиксируем в западных районах к северу от Дуная, куда они, видимо, вынуждены были удалиться. Кто же эти сарматы-савроматы Плиния? Автор выделяет из их числа аорсов-гамаксобиев, но ничего не говорит о ком-либо еще. Однако мы можем предположить, что языги ушли на запад не все и часть их осталась на прежних своих территориях. Подтверждает это этнокарта Клавдия Птолемея, автора II в., который помещает часть языгов на берегу Меотиды [Птолемей, III, 5, 7], а другую - языгов-метанастов (переселенцев) по соседству с Дакией [Птолемей, III, 5, 1]. Характеристика последних как метанастов, т.е. переселенцев (при наличии другой их части в другом месте), свидетельствует о том, что Птолемей рассматривал их только как часть этнического массива, именуемого "языгами". занимают язиги - сарматы, а горные хребты и ущелья до реки Патисса – прогнанные ими даки" [Плиний, IV, 80].
В 1910 г. на Тамани была обнаружена каменная плита , которая, по всей видимости, была вмонтирована в стену какой-то постройки. На плите была вырезана тамга Боспорского царя Савромата II, под которой имелась надпись на греческом языке: "Попечением (или: заботами) Герака Понтийского, главного аланского переводчика (воздвигнуто или: поставлено) в (году) 505" [Шкорпил В.В., 1911, с. 112-113]. Дата, 505 год боспорской эры, указанная на плите, соответствует 208 г. н.э., времени правления на Боспоре Савромата II, а упоминание главного аланского переводчика свидетельствует о самых интенсивных связях алан с Боспорским царством в начале III в. н.э.