Можно понять скепсис историков к трудам греческих поэтов и сатириков в части достоверности событий древности, но кое что можно и перепроверить, например описание внешности скифов и алан:
"...племя аланов есть часть скифов, живущая вокруг Танаиса и Меотийского озера" [Иосиф Флавий, VII, 7,4].
К источникам II в. н.э., касающимся локализации алан, исследователи относят и сообщения знаменитого греческого сатирика Лукиана Самосатского (ок. 120 - после 180 г. н.э.). В замечательном произведении "Токсарис, или дружба", построенном в форме диалога грека Мнесиппа со скифом Токсарисом, автор вкладывает в уста последнего пять красочных рассказов, свидетельствующих о дружбе скифов-побратимов. В связи с рассматриваемой темой нас более всего интересует третий рассказ [Лукиан, 44-55]. Вот как скиф Макент обманывал меота Адирмаха- "Я родом алан и прихожусь родственником Мазеи(Мзии) с материнской стороны, потому что Левканор взял замуж Мастиру из нашего народа. И вот теперь я прибыл к тебе от братьев Мастиры, живущих в Алании, с советом как можно скорее отправиться на Боспор" [Лукиан, 51]. Заподозрить обман махлийцам не удалось, так как скиф Макент по одежде и языку походил на алана, "потому что и то и другое у аланов одинаково со скифами, только аланы не носят длинных волос, как скифы. Но Макент и в этом уподобился им, подстригши волосы настолько, насколько они у аланов должны быть короче" [Лукиан, 51].
и
как знаем
одежда и
лохматые причёски у
скифов хорошо изучены и
всем давно известныа
аланы отличались от скифов не только мужской стрижкой, но и женским платьем
"Адирмах, устремившись на Боспор, поручает Макенту доставить туда Мазею. "Макент днем вез ее на колеснице, но с наступлением ночи посадил на коня... вскочил на него и сам и продолжил путь уже не вдоль Меотиды, но повернул внутрь страны, оставив Митрейские горы вправо, дал в это время девице отдохнуть и на третий день прискакал из страны махлиев в Скифию" [Лукиан, 52]. Открыв обман, Адирмах не стал претендовать на боспорский престол, на котором уже воцарился Эвбиот, "а возвратился в свою страну, собрал большое войско и через горы вторгся в Скифию. Немного спустя напал (на скифов. - ТГ.) и Эвбиот, ведя с собой поголовное ополчение эллинов и приглашенных на помощь аланов и савроматов в количестве двадцати тысяч" [Лукиан, 54]. Решающее сражение закончилось победой скифов, которым, как сообщает Токсарис "...боспорцы обещали платить двойную дань, махлии – дать заложников, а аланы взялись за это нападение подчинить нам синдианов, издавна враждовавших с нами" [Лукиан, 55].
То есть, со слов скифа Токсариса, скифам подчинились и боспорцы, и меоты, и аланы, плюс через последних ещё и синдийцев подчинили(называя их по ирански синдианами).
фригиец Аммиан Марцеллин оставил схожие описания алан, при этом он воочию видел не только Великого Шапура2, но и царя
албанов и хионитов(шугнанцев) Грумбата с сыном.
Таким же прямым очевидцем можно считать
Прокопия Кесарийского, который собственноручно писал указ
Велизария об отправке последних африканских
вандалов и алан на войну с персами, а их жён и детей сделать рабами византийских воинов.
Кстати причёска самого
Велизария и некоторых его
воинов аланская и родом он неясного происхождения из Мёзии.
Есть сходство с Максимином , но у салтовца больше азиатчины .
Реконструкция облика салтовцев:
Сын гота и аланки Максимин I Фракиец
http://forum.molgen.org/index.php/topic,10905.msg439675.html#msg439675
https://yfull.com/tree/I-Y16649/