В 1330-м году в Маджар был направлен Фома Манказол, епископ Самаркандский с буллой Папы Иоанна XXII, с посвящением устроительства Маджарской Епархии. Булла обращалась к некоей земле Иеритании и к жившим в ней венграм, малькайтам и аланам.
Согласно францисканским источникам, к началу XIV столетия в горах Северного Кавказа действовали два католических монастыря, построенных в восточном стиле. Растущее влияние католицизма побудило маджарского градоправителя предложить Римскому престолу основать в городе епархию, поскольку подобные епархии уже существовали в Астрахани, городах Армении, Грузии и Крыма. Иоанн XXII, который был вторым Авиньонским Папой Римским, адресовал свою буллу от 3 октября 1329 года и отправил в Маджар епископа Самарканда (посвящённого из доминиканцев) Фому Манказола (Thomas Mancasole), который и положил начало Маджарской епархии. Манказол выехал из Авиньона в апреле 1330 года со ста флоринами. Добравшись морем до Судака, он, при содействии священника Кафы, прибыл в Маджар в июле. Вскоре приехал и францисканский монах Таддеус
Папская булла содержала следующий текст:
"Приветствие нашим дорогим чадам Иеритании и всем христианским венграм, малькайтам и аланам! Наполнило нас весьма великим и естественным счастьем, что Великий и Досточтимый Создатель, призыв которого является неизменным и обращён ко всему миру, ко всем тем, которых Он хочет взыскать в Своем милосердии, ради Его Единственного Сына, с Его любовью, которая неописуема на словах и навсегда соединила каждую отдельную христианскую семью, охватывает и Вас, кто был тронут истинной верой, научен Писанием и светом Апостольской Церкви, среди таковых из Восточных областей мира, кому предназначено принять любезность Христианства. Авиньон, 3-го октября 14-го года."
п.с.
Почему папа Иоан12 обратился только к маджарцам, мелькайтам и аланам для организации новой епархии? Ведь в Маджарах жили и другие этнические группы, и большинство их возможно мусульмане. Скорее всего папа Иоанн12 обратился только к безхозным христианам Иеретании, у армянских или других европейских общин были уже свои церковные епархии, а у маджарцев алан и мелхикистинцев мелькайтов, так же как у алан в Китае случился кризис и их попытались по новой "прикрутить в свою" епархию.
Население Маджар было многонациональным: здесь проживали татаро-монголы, русские, армяне и многие другие. Это доказывают найденные здесь монеты из Византии, Китая, делийские динары. А также западноевропейская копилка, русский крест, армянский каменный крест (хачкар). Город также многоконфессиональным. Здесь часто останавливались странствующие суфии и суфийские шейхи, открыто исповедовали свои религии православные и католики.
В синхронных по времени арабских и китайских источниках есть масса информации о кавказских аланах. Несмотря на то что и в
Юань-ши, и в арабских источниках собственные
имена алан сильно искажены, всё равно на фоне черкесских, кипчакских и грузинских мамлюков у алан фиксируются традиционные
осетинские имена:
" Аланы и асы составляли третью по численности национальную группу мамлюкской общины. Для обозначения их национальной принадлежности, египетские авторы употребляли следующие термины: Алан, ал-Лан, Ас, ал-Аз, ал-Лас.
Первый аский эмир Египта Амра ибн ал-Аса, который и завоевал эту страну для халифа Омара ибн ал-Хаттаба в 639-640 гг. В течение всего периода существования мамлюков в статусе простых воинов до захвата верховной власти в стране постепенно сформировалась и прослойка мамлюков-алан. Современниками мамлюкского султана Баркука были мамлюкские эмиры-военачальники из асов(алан) – Ала ад-Дин Акбука Ас, Наср ад-Дин Мухаммад, Инал ас-Сослани… Асы-ала-ны фигурируют на протяжении всей истории мамлюков в Египте. В этом перечне имен особый интерес вызывает имя Сослани (Сослан). Практически в это же время в Грузии соправителем царицы Тамары был аланский царевич Сослан-Давид.
В последующем периоде господства мамлюков в Египте отличились аские мамлюки – эмир Йешбек, занимавший пост атабека (главнокомандующего) войсками мамлюков, эмиры братья Аразмак-Нашиф и Инал, а также Алан Вали ад-Дин, Алан-Караджа. Необходимо отметить важную особенность прослойки мамлюков в Египте. Они не только входили в касту правителей, но и стремились не смешиваться с местным подвластным арабским населением. Некоторые представители знати даже не владели арабским языком, пользуясь услугами переводчиков. Внутри своих общин мамлюки разговаривали на языке своей родины, придерживались традиций своих предков. Неудивительно и то, что аланы-мамлюки сохраняли и имена Сослан, Алан, Аразмак (Уырызмаг) и др. Вообще Аразмак – совершенно типичное в осетинской традиции имя Урызмаг, с тем лишь отличием, что в арабской транскрипции оно закономерно трансформировалось в Аразмак.."
Сведения из
Юань-ши тоже
достаточно прозрачны: при штурме
монголами Магаса имя главного изменника у алан "Матарша"( с осет. бесстрашный), а также множество
христианских имён у алан.