а археологи не знают,что 2500 до н.э. в Закавказье проникают раннекурганные ие культуры?
Ранние курганы не могут проникать к 2500 году потому что они там уже находятся с времен лейлетепе и куроаркской культуры.
Попробуйте показать ямной характер триалетской культуры без фантазий о проникновении курганов с севера на юг во времена когда на севере уже господствовали даже не ямники,а катакомбники.
триалетская образовалась после 400 лет как уже в Закавказье находились ранекурганые культуры.Триалетская возможно синтез степных и местных культур.Когда мы говорим из севера или из ямников ,то имеем ввиду от предгорий северного Кавказа до северных границ Ямной культурной общности
Собственно ваши посты лиш доказали что Клейн прав.
Показать проникновение ямников в ЗАКаВКаЗЬЕ вы не смогли.
Присулакская культура
К северо-востоку от гинчинской на границе степей и гор распространены памятники присулакской культуры. Ее характеризует группа памятников, расположенных в долине среднего Сулака, начиная от Ахатлинского ущелья до района Верхнего Чирюрта. Это ныне затопленные Чиркейским водохранилищем курганные могильники у селения Старый Чиркей, курганные поля у села Миатли.
Однако культура эта была распространена довольно широко в Прикаспийском Дагестане, о чем свидетельствуют находки в курганах в окрестностях Хасавюрта, Манаскента (курган «Ярти-тюбе»). Носители присулакской культуры, судя по тому, что на ее территории неизвестны постоянные поселения, вероятно, вели более подвижный образ жизни, чем их предшественники. Последние, как показывают раскопки в Чирке, оставили свои поселения внезапно. На раннебронзовом Сигитминском поселении найдена керамика со шнуровым орнаментом, характерном для степных культур. В конце раннебронзовой эпохи на этой территории появляется и курганный обряд захоронения, что также характерно для степной зоны.
Очевидно, закат куро-араксской культуры и последовавшие за ним изменения культуры народов Северного Дагестана непосредственно связаны с проникновением северного и степного населения. В результате их взаимодействия с местными жителями сформировалась присулакская культура, в которой органически соединились черты различных по своему происхождению культур.
Население присулакской культуры практиковало захоронение людей в грунтовых ямах, прямоугольных каменных гробницах, сожженных из камней и крупных вертикально поставленных плит, над которыми воздвигались каменные насыпи из окатанных речных валунов, смешанных с землей. Курганы содержали от 1 до 6 погребальных сооружений, которые, как правило, предназначались для одиночных захоронений. Людей хорони в вытянутом или скорченном положении головой преимущественно на юг. Их посыпали охрой. В основании насыпи
некоторых курганов на уровне древней поверхности сооружались кольца из валунов плит. Захоронения сопровождались одним или двумя глиняными сосудами с заупокойной пищей. Женщин хоронили в одежде с украшениями. В мужских захоронениях изредка встречаются предметы вооружения
Для присулакской культуры характерно сочетание типично местной керамики, встречаемой в гинчинской культуре, с керамикой степной культуры, из которой наиболее яркими являются сосуды, украшенные узором из тисненого крученого шнура. Разнообразны формы сосудов. Это кувшины, широкогорлые сосуды с яйцевидным туловом, глубокие чаши, кубки воронковидные, кружки, плошки, круглодонные сосуды, орнаментированные в основном врезными и шнуровыми узорами в виде треугольных фестонов, пояском из вертикальных насечек, валиками с защипами. Имеется здесь и типичная для Северо-Восточного Кавказа керамика с грубо обмазанной поверхностью. Совершенно отсутствуют столь характерные для остальной территории Дагестана сосуды. Из предметов вооружения в присулакской культуре известны бронзовые проушной топор, клинки ножей и кинжалов, каменные навершия булав, выпрямители древок стрел.
Многочисленны и украшения. Это височные подвески, в том числе, пластинчатые, полусферические колпачки, браслеты с незаходящими концами, булавки с плоской и завязанной головками, бусы из раковин каспийский моллюсков, бронзы, сердолика, пасты. Наряду с ними встречаются и подвески в виде обрывков шнура и круглые со шнуровым орнаментом, вероятнее всего, северокавказского, степного происхождения.
Первоначально эта культура сформировалась в Северном Степном Предгорном Дагестане, а позднее проникла на юг в Центральный Приморский Дагестан, в ареал великентской культуры.
В разрушенном кургане в урочище Токачи, к северо-востоку от с. Утамыш, механизаторы совхоза «Утамышский» обнаружили погребальное сооружение, перекрытое двумя накатами крупных бревен. Под ним в сильно деформированном срубе находилась четырехколесная повозка с помещенным на ней массивным саркофагом, изготовленным из двух половинок толстого (до 1 м ) ствола, распиленного вдоль. Среди археологического инвентаря следует отметить серебряные и золотые подвес.ки, бронзовые ножи-клинки, браслеты, бусы из горного хрусталя, сероглиняный, плохо обожженный сосуд яйцевидной формы.
Авторы раскопок датируют эти погребения концом III--нач. II тыс. до н. э. и сближают погребальный обряд с ранними курганами майкопской культуры, в которых особенно четко прослеживается влияние древнеямной культуры древних кочевников.
Таким образом, еще во времена Нальчикского могильника древние степные племена стали проникать на Северный Кавказ, принесли сюда прежде не характерный курганный погребальный обряд. Важно, что этот обряд повсюду сопровождается и специфическими предметами материальной культуры степных племен: яйцевидной формы круглодонными сосудами, бронзовыми листовидными ножами-клинками, костяными проколками, булавками, иглами. Отдельные археологические предметы быта, украшения, оружие и пр., не подкрепленные стойкими признаками погребального обряда, еще не могут непременно говорить об этнических перемещениях. Прочно овладев Северным Кавказом в центре и на окраинах, носители курганной культуры проникли и на южный Кавказ.
1. В 1971 г. Гамринской археологической экспедицией Института ИЯЛ Даг. филиала АН СССР были раскопаны два древних кургана в окрестностях с. Утамыш Каякентского района. Их погребальный инвентарь достаточно характерен. В кургане 3 найдено мраморное навершие булавы, плоскочерешковый клинок и четырехгранный обоюдоострый стержень из бронзы, наконечники дротиков и стрел из кремня и обсидиана, золотые двулопастные височные подвески, глиняный сосуд. В кургане 1 обнаружены только украшения: бусы из пасты, горного хрусталя и меди, кольца из морских раковин, бронзовые браслеты и булавка с петлевидно завязанной головкой, серебряные височные подвески в полтора оборота, пронизки, "булавовидные" привески, бляха и др. По этим находкам курган 3 датируется концом III - рубежом III-II тыс. до н.э., курган № 2 - второй четвертью II тыс. до н.э.
2. Необычен погребальный обряд Утамышских курганов: в больших (в кургане 1 - 4x3, 8x5 м в кургане 3 - 4, 2x3, 2x4,4 м) прямоугольных ямах возводились деревянные срубы (в кургане 1 - из шести, в кургане 3 - из трех венцов) для индивидуальных захоронений, совершавшихся в массивных саркофагах из расколотых пополам отрезков стволов (в кургане 1 саркофаг помещен на четырехколесную повозку). Умерших клали на спину с вытянутыми или согнутыми в коленях ногами, ориентация восточная с небольшим отклонением к северу. После совершения захоронений срубы перекрывались настилом из плах (курган 3) или двойным бревенчатым накатом (курган 1), а могильные ямы заполнялись большим количеством (50-70 куб. м.) камня и отмечались курганными насыпями.
3. Полностью погребальный обряд Утамышских курганов пока не находит себе параллелей. Но многие его черты представлены в первой группе курганов майкопской культуры, некоторых памятников северокавказской культуры, а также в кургане Уч-тепе в Азербайджане и Беденских курганах в Грузии. Примечательно, что как и в Утамышских курганах, в некоторых из названных памятников встречены и захоронения в деревянных срубах (Мекенская, Нов. Аршти, Усть-Джегутинская, Бедени и др.). Все эти кавказские захоронения в срубах хронологически являются древнейшими среди известных ныне погребальных сооружений подобного типа.
Так, в сложении присулакской культуры (Чиркейский, Миатлинский курганные могильники и др.) и приморской групп памятников (Манасские, Утамышские курганы и др.) эпохи средней бронзы, отличающихся синкретическим характером, помимо местного компонента приняли участие и скотоводческие племена южнорусских степей27. Это нашло отражение, в частности, в распространении курганного обряда погребения, керамической посуды со шнуровым орнаментом, выступающих яркими признаками степных культур. Эти культурообразующие элементы становятся известны даже в горной зоне (Ир- ганайский могильник)