АвторТема: Идентификация дахов  (Прочитано 6720 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн BashkortАвтор темы

  • Сообщений: 40
  • Страна: 00
  • Рейтинг +33/-104
Идентификация дахов
« : 20 Апрель 2015, 17:15:44 »
Дахи упоминаются у Геродота под именем даев как одно из кочевых иранских племен. Имя дахов также встречается в “надписи Даевой” ахеменидского короля Ксеркса I (486-465/4 гг до н.э.), где дахи включены в список тридцати дахью (земель, областей), которые являлись частью ахеменидской империи. Дахи упомянуты вместе с двумя скифскими группами, саками-хаумварга и саками-тиграхауда, среди различных земель и народов вдоль периферии империи.

В различных классических источниках дахи перечислены в списках персидской армии, которая боролась против Александра Великого в битве при Гавгамелах. Позже Александр включил дахов в свою собственную конницу, которая принимала участие в походах в Индию. Дахи были описаны как “конные лучники”, жившими к северо-востоку от Бактрии и к востоку от Согдианы. По крайней мере, некоторые дахи должны были проживать вдоль восточных краев пустыни Каракум, около древней Маргианы.

Распространение дахов на запад относится к середине III века до н.э. К этому времени дахи расположились в землях к северу от древней Гиркании вдоль юго-восточных берегов Каспийского моря. Эта область была позже известна как Дахистан (Дихистан). Страбон называет племена дахов: парны, ксантии и писсуры. Средневековый Дахистан был расположен на юго-западе сегодняшнего Туркменистана, к северу иранской провинции Голестан, которая была традиционно известна как Горган. Сам Горган назван Варкана в старых персидских текстах Ахаменидов, Веркана - в зороастрийских священных писаниях (Авесте), Гиркания в европейских (древнегреческих и латинских) текстах и Джурджан в арабских источниках.

В середине III века до н.э. дахское племя парнов во главе с Аршаком захватило власть в Парфянском царстве. Парны-дахи в письменных источниках становятся известны как парфяне. После падения парфянской династии аршакидов в начале III века н.э. возникает государство Сасанидов. Тем не менее парфяне сохранили привилигированное положение в государстве. В дальнейшем часть парфян, проживавших во внутренних областях Ирана, слилась с персидским населением, а парфяне, населявшие территорию современного Туркменистана и Центральной Азии, вошли в состав тюркских народов.

Имя дахов (dahae) с иранских языков переводится как "волк". В этой связи любопытно проследить связь с древним названием реки Урал (Яик).

Наиболее древнее упоминание реки, относимое к VII веке до н.э., приводит Геродот со ссылкой на Аристея. Аристей, побывавший в Скифии, назвал по-гречески эту реку Ликос, т.е. "волчья". Ко II веку н.э. относится письменное упоминание Птолемеем реки под оригинальным именем Даикс. Этимологию можно связать с иранскими: дах - "волк", и ик - "течение".

Скорее всего, древняя прародина дахов располагалась на Южном Урале до переселению на юг в низовья Сырдарьи.

Дахи так же упоминаются в Авесте наряду с ариями, туриями, сарима и сани, как названия народов, которые следовали за зороастрийской религией. В Ригвиде они упомянуты по именем даса (dāsa), как наименование неарийских племен, враждебных ариям. Даса с санскрита переводится как "враг". В Ригведе врагов также обозначают созвучным словом дайтьи. Дайтьями в индуизме названа раса великанов, сражавшимися с дэвами. Дайтьи были асурами.

Примечательно, что в зороастризме (Авесте) дахи, ахуры являются "силами добра" и имеют положительную коннотацию, а их враги - дивы - отрицательную, то в ведийской религии (возникшей на основе древних арийских дозороастрийских языческих верованиях) и в индуизме (Ведах) наоборот, даса, асуры - отрицательные персонажи, а дэвы - положительные.

Мэри Бойс, британская исследовательница зороастризма включала степи к востоку от Волги в качестве зороастрийской прародины. Время жизни Заратустры на основе археологических и лингвистических данных чаще всего датируют 2 тыс. до н.э.

Таким образом, можно соотнести иранские племена дахов с авестийскими дахами, которые жили на Южном Урале во 2 тыс. до н.э. Археологически место жительства соответствует абашевской и андроновской культуре. Генетически андроновцы скорее всего принадлежали к гаплогруппе R1a-Z93, абашевцы - к R1b-Z2106.

Следовательно, потомков дахов нужно искать среди носителей этих субкладов, прежде всего у иранских и тюркских народов. В этой связи, интересна гипотеза происхождения этнонима башҡорт, предложенная учёным Р.М. Юсуповым, сторонником иранской гипотезы происхождения башкир. Он считал, что этноним башҡорт имел ираноязычную основу в форме бачагург, где бача — «потомок, ребёнок, дитя», а гург — «волк». Другой устаревший этноним башкир иштәк по версии Р.М. Юсупова восходит к дахам и имеет ираноязычную основу хешдек или хешдак, где хеш — «родня, потомок», а дак или дах — «волк».

Говоря о дахах невозможно не упомянуть о группе фракийских племен даков, известных в греческих источниках с V в. до н.э. Согласно Страбону, даки изначально называли себя даи (Daoi). Гесихий Александрийский писал, что daos — фригийское название волка. Этногенез даков связан с прото-фракийцами (сабатиновская культура), которые происходили от смешения коренных жителей долины Дуная с индоевропейцами в середине 2 тыс. до н.э. По одной из гипотез предки носителей палеобалканских языков (фракийского, греческого, армянского, фригийского, албанского и др.) были мигрантами из Южного Приуралья и принадлежали к гаплогруппе R1b-Z2103.

На Балканах у современных народов найдена гаплогруппа R1b-Z2108>CTS9219, у башкир - гаплогруппа R1b-Z2108. Ближайший к башкирам субклад найден у индийца (не связано ли это с участием дахов в походах в Индию?). Как видим, сходство дахов и даков не ограничиваетя только простым сходством этнонимов, а можеть иметь общие генетические корни.

Оффлайн Murzalar

  • Ырыу-мурзалар . Оран-хандал(наковальня)Тамга- лук со стрелой. Дерево -черемуха. Птица-Лебедь.
  • Сообщений: 5277
  • Страна: ru
  • Рейтинг +410/-36
  • Y-ДНК: I1
  • мтДНК: U5
Re: Идентификация дахов
« Ответ #1 : 01 Сентябрь 2015, 20:51:31 »
http://forum.molgen.org/index.php/topic,8191.0.html
Цитировать
Генетически андроновцы скорее всего принадлежали к гаплогруппе R1a-Z93, абашевцы - к R1b-Z2106
. Осталось только абашевцев протестировать. Но ямники уже есть.
 Возможно панфяне из восточного региона Каспия были G1? Считай канглы-башкиры,аргын-казахи,армяне-амшены  и индусы и монголы.

Оффлайн Рудольф

  • Сообщений: 1188
  • Рейтинг +189/-2
Re: Идентификация дахов
« Ответ #2 : 11 Сентябрь 2022, 15:59:12 »
Дахи упоминаются у Геродота под именем даев как одно из кочевых иранских племен. Имя дахов также встречается в “надписи Даевой” ахеменидского короля Ксеркса I (486-465/4 гг до н.э.), где дахи включены в список тридцати дахью (земель, областей), которые являлись частью ахеменидской империи. Дахи упомянуты вместе с двумя скифскими группами, саками-хаумварга и саками-тиграхауда, среди различных земель и народов вдоль периферии империи.

В различных классических источниках дахи перечислены в списках персидской армии, которая боролась против Александра Великого в битве при Гавгамелах. Позже Александр включил дахов в свою собственную конницу, которая принимала участие в походах в Индию. Дахи были описаны как “конные лучники”, жившими к северо-востоку от Бактрии и к востоку от Согдианы. По крайней мере, некоторые дахи должны были проживать вдоль восточных краев пустыни Каракум, около древней Маргианы.

Распространение дахов на запад относится к середине III века до н.э. К этому времени дахи расположились в землях к северу от древней Гиркании вдоль юго-восточных берегов Каспийского моря. Эта область была позже известна как Дахистан (Дихистан). Страбон называет племена дахов: парны, ксантии и писсуры. Средневековый Дахистан был расположен на юго-западе сегодняшнего Туркменистана, к северу иранской провинции Голестан, которая была традиционно известна как Горган. Сам Горган назван Варкана в старых персидских текстах Ахаменидов, Веркана - в зороастрийских священных писаниях (Авесте), Гиркания в европейских (древнегреческих и латинских) текстах и Джурджан в арабских источниках.

В середине III века до н.э. дахское племя парнов во главе с Аршаком захватило власть в Парфянском царстве. Парны-дахи в письменных источниках становятся известны как парфяне. После падения парфянской династии аршакидов в начале III века н.э. возникает государство Сасанидов. Тем не менее парфяне сохранили привилигированное положение в государстве. В дальнейшем часть парфян, проживавших во внутренних областях Ирана, слилась с персидским населением, а парфяне, населявшие территорию современного Туркменистана и Центральной Азии, вошли в состав тюркских народов.

Имя дахов (dahae) с иранских языков переводится как "волк". В этой связи любопытно проследить связь с древним названием реки Урал (Яик).

Наиболее древнее упоминание реки, относимое к VII веке до н.э., приводит Геродот со ссылкой на Аристея. Аристей, побывавший в Скифии, назвал по-гречески эту реку Ликос, т.е. "волчья". Ко II веку н.э. относится письменное упоминание Птолемеем реки под оригинальным именем Даикс. Этимологию можно связать с иранскими: дах - "волк", и ик - "течение".

Скорее всего, древняя прародина дахов располагалась на Южном Урале до переселению на юг в низовья Сырдарьи.

Дахи так же упоминаются в Авесте наряду с ариями, туриями, сарима и сани, как названия народов, которые следовали за зороастрийской религией. В Ригвиде они упомянуты по именем даса (dāsa), как наименование неарийских племен, враждебных ариям. Даса с санскрита переводится как "враг". В Ригведе врагов также обозначают созвучным словом дайтьи. Дайтьями в индуизме названа раса великанов, сражавшимися с дэвами. Дайтьи были асурами.

Примечательно, что в зороастризме (Авесте) дахи, ахуры являются "силами добра" и имеют положительную коннотацию, а их враги - дивы - отрицательную, то в ведийской религии (возникшей на основе древних арийских дозороастрийских языческих верованиях) и в индуизме (Ведах) наоборот, даса, асуры - отрицательные персонажи, а дэвы - положительные.

Мэри Бойс, британская исследовательница зороастризма включала степи к востоку от Волги в качестве зороастрийской прародины. Время жизни Заратустры на основе археологических и лингвистических данных чаще всего датируют 2 тыс. до н.э.

Таким образом, можно соотнести иранские племена дахов с авестийскими дахами, которые жили на Южном Урале во 2 тыс. до н.э. Археологически место жительства соответствует абашевской и андроновской культуре. Генетически андроновцы скорее всего принадлежали к гаплогруппе R1a-Z93, абашевцы - к R1b-Z2106.

Следовательно, потомков дахов нужно искать среди носителей этих субкладов, прежде всего у иранских и тюркских народов. В этой связи, интересна гипотеза происхождения этнонима башҡорт, предложенная учёным Р.М. Юсуповым, сторонником иранской гипотезы происхождения башкир. Он считал, что этноним башҡорт имел ираноязычную основу в форме бачагург, где бача — «потомок, ребёнок, дитя», а гург — «волк». Другой устаревший этноним башкир иштәк по версии Р.М. Юсупова восходит к дахам и имеет ираноязычную основу хешдек или хешдак, где хеш — «родня, потомок», а дак или дах — «волк».

Говоря о дахах невозможно не упомянуть о группе фракийских племен даков, известных в греческих источниках с V в. до н.э. Согласно Страбону, даки изначально называли себя даи (Daoi). Гесихий Александрийский писал, что daos — фригийское название волка. Этногенез даков связан с прото-фракийцами (сабатиновская культура), которые происходили от смешения коренных жителей долины Дуная с индоевропейцами в середине 2 тыс. до н.э. По одной из гипотез предки носителей палеобалканских языков (фракийского, греческого, армянского, фригийского, албанского и др.) были мигрантами из Южного Приуралья и принадлежали к гаплогруппе R1b-Z2103.

На Балканах у современных народов найдена гаплогруппа R1b-Z2108>CTS9219, у башкир - гаплогруппа R1b-Z2108. Ближайший к башкирам субклад найден у индийца (не связано ли это с участием дахов в походах в Индию?). Как видим, сходство дахов и даков не ограничиваетя только простым сходством этнонимов, а можеть иметь общие генетические корни.
Волк тотем тюрко-монгольских  , а не иранских народов . Монголы и тюрки  поклонялись животным, в особенности волку  которого они считали своим предком-тотемом.
 Ибн-Русте 10 век : «Аланы делятся на четыре племени. Почет и власть принадлежат племени, называемому «Дахсас."
Даха- в переводе с иранских языков--дракон . Аж даха-главный дракон  .Ас - самоназваие алан .
Перевод слова дахсАс - -драконы-аланы или драконовые аланы .В Волжской Булгарии Барадж - название племени и одновременно дракона ,который являлся оберегом,военным знаком и тотемом жителей города Биляр (Великого города).На Кавказе это племя имело названия -бараджАс ,басил баслОс,барсил..Вполне  вероятно ,что  племя бараджас ,баслос барсил  и воможно -дахсас - происходит от дахов юго-восточного Прикаспия

.

Оффлайн Asmat headhunter

  • Биохимическая субстанция
  • Сообщений: 14452
  • Страна: id
  • Рейтинг +939/-34
  • И того казака те тунгусы пальмами тут искололи
Re: Идентификация дахов
« Ответ #3 : 11 Сентябрь 2022, 16:06:56 »
Цитировать
В середине III века до н.э. дахское племя парнов во главе с Аршаком захватило власть в Парфянском царстве.
Парны-дахи в письменных источниках становятся известны как парфяне.
Парфянский язык относят к северо-западным иранским, но какая-то отдельная ветвь, живых потомков достоверно нет.
Возможно ли, что дахи были северо-западными иранцами парфянской ветви? ??? Или парны потеряли свой дахский и перешли на какой-то местный, который мы и знаем как парфянский?

Оффлайн Valery

  • Сообщений: 10107
  • Страна: 00
  • Рейтинг +1380/-7
  • Ultimate Matriarchy
Re: Идентификация дахов
« Ответ #4 : 11 Сентябрь 2022, 16:16:55 »
в ведийской религии (возникшей на основе древних арийских дозороастрийских языческих верованиях) и в индуизме (Ведах) наоборот, даса, асуры - отрицательные персонажи, а дэвы - положительные.

Неверно.
Асуры стали врагами богов в более поздний период (вплоть до ложной этимологии а-сура "не-бог"). В РВ асуры еще не дифференцируемы, достаточно часто этим именем именуются деванические божества.

асу - как прилагательное значит "живой" или "подвижный", слово абсолютно нейтральное, и субстантивируется в n. с амбивалентным значением "дух".

Подробнее см "Язык и стиль ведийских риши" Елизаренковой.

Оффлайн Asmat headhunter

  • Биохимическая субстанция
  • Сообщений: 14452
  • Страна: id
  • Рейтинг +939/-34
  • И того казака те тунгусы пальмами тут искололи
Re: Идентификация дахов
« Ответ #5 : 11 Сентябрь 2022, 16:25:27 »
Асуры стали врагами богов в более поздний период (вплоть до ложной этимологии а-сура "не-бог").
Они и ещё и сборная солянка вроде бы, потому что дайтьи и данавы разные ветви. :)

Оффлайн Valery

  • Сообщений: 10107
  • Страна: 00
  • Рейтинг +1380/-7
  • Ultimate Matriarchy
Re: Идентификация дахов
« Ответ #6 : 11 Сентябрь 2022, 16:34:43 »
потом получилась очень длинная и разветвленная демонология, но в РВ она еще аморфная
в АВ имен нечисти больше (понятно почему), но природа этой нечисти обычно малопонятна (разве что косвенно по назначению заговора) и нечисть из АВ с нечистью из РВ обычно никак не сопоставима  ;D

Оффлайн Asmat headhunter

  • Биохимическая субстанция
  • Сообщений: 14452
  • Страна: id
  • Рейтинг +939/-34
  • И того казака те тунгусы пальмами тут искололи
Re: Идентификация дахов
« Ответ #7 : 11 Сентябрь 2022, 16:38:38 »
потом получилась очень длинная и разветвленная демонология, но в РВ она еще аморфная
и запутанная. вот ракшасы, к примеру, тоже асуры или они сами по себе злобные демоны?)))

Оффлайн Valery

  • Сообщений: 10107
  • Страна: 00
  • Рейтинг +1380/-7
  • Ultimate Matriarchy
Re: Идентификация дахов
« Ответ #8 : 11 Сентябрь 2022, 16:42:53 »
на пике ковида помню брахманы решили быть чем-то хоть полезны людям и извлекли из тысячелетнего нафталина заговор против червей который, по их заявлениям, помогает и от вирусов  ;D ;D ;D

Оффлайн Valery

  • Сообщений: 10107
  • Страна: 00
  • Рейтинг +1380/-7
  • Ultimate Matriarchy
Re: Идентификация дахов
« Ответ #9 : 11 Сентябрь 2022, 16:49:40 »
Но нихера не помогла АВ. Смертность пошла на спад только когда привили 80% народа.

А некоторым никакие факты не урок. Наши доморощенные русские дугиноиды хотят назад. В древность.

Оффлайн Rower

  • Сообщений: 99
  • Страна: ru
  • Рейтинг +47/-0
  • Y-ДНК: N-BY10361 (Seima-Turbino), R1b-Z2103-FGC43625 (Yamnaya), R1a-Z280-Y11268 (Schnurkeramik)
Re: Идентификация дахов
« Ответ #10 : 11 Сентябрь 2022, 16:54:20 »
Ранние Дахи Южного Урала по письменным источникам
Васильев В.Н., Савельев Н.С.

На основании археологического материала и существующих точек зрения по культуре ранних кочевников Южного Урала авторы попытались связать номадов региона с дахами и массагетами античных письменных источников. В свете данной гипотезы показано участие кочевников-прохоровцев в политической истории северо-восточной окраины античного мира.

https://hi.b-ok.com/book/3212405/50cefe (можно скачать PDF)

Оффлайн nwqrvt

  • Nógarðar
  • Сообщений: 266
  • Страна: is
  • Рейтинг +77/-11
  • Y-ДНК: ᚱ1a-YP6501* [FTA18930 → ?]
  • мтДНК: H6c-a* [A9305G!]
Re: Идентификация дахов
« Ответ #11 : 11 Сентябрь 2022, 17:03:22 »
Волк тотем тюрко-монгольских  , а не иранских народов.


И что за бред это?

Оффлайн Valery

  • Сообщений: 10107
  • Страна: 00
  • Рейтинг +1380/-7
  • Ultimate Matriarchy
Re: Идентификация дахов
« Ответ #12 : 11 Сентябрь 2022, 17:05:06 »
интересно, не были ли эти дасью/дахи теми самыми людьми, которые загнали прото-ведийцев в семиречье, а то и в горы над ним, полностью изолировав от большей части равнины Ср.Азии (я придерживаюсь горной версии проникновения ариев в Индостан, и вообще считаю их не только У-хромосомной родней современных киргизов, но и экологически очень близким народом, по сути предшественником, за вычетом языка)

Оффлайн Valery

  • Сообщений: 10107
  • Страна: 00
  • Рейтинг +1380/-7
  • Ultimate Matriarchy
Re: Идентификация дахов
« Ответ #13 : 11 Сентябрь 2022, 17:07:38 »
наиболее опасны родственные народы, тк это конкурент в той же нише
или кто-то кого-то побеждает и ассимилирует
или проигравший сохраняется, но меняет экологию
подозреваю, что с ведийцами случилось второе: иранцы оказались сильнее

Оффлайн nwqrvt

  • Nógarðar
  • Сообщений: 266
  • Страна: is
  • Рейтинг +77/-11
  • Y-ДНК: ᚱ1a-YP6501* [FTA18930 → ?]
  • мтДНК: H6c-a* [A9305G!]
Re: Идентификация дахов
« Ответ #14 : 11 Сентябрь 2022, 17:10:53 »
> В очень развитом виде описанные воззрения существовали у иранцев, в связи с чем неоднократно указывалось на иранские, в том числе авестийские, тексты, упоминающие «двуногих волков» и называющие молодых членов мужских союзов mairyŏ волками и псами.
> Осетинский нартовский эпос также сохраняет следы представлений о воинах как волках-псах. Прежде всего, прародителем нартовского рода Ахсартагата, который воплощает воинскую функцию трехчленной схемы Ж. Дюмезиля и соответствует индийским кшатриям, является Уархаг, имя которого уже давно было истолковано как древнее название волка. Один из величайших нартовских героев — Сослан получил неуязвимость после того, как был закален в волчьем молоке, причем в ряде версий волчиц для этой процедуры сгоняет и помогает доить прародительница собак Силам. Она обычно сопоставляется с небесной собакой Сарамой Ригведы, играющей большую роль в знаменитом сюжете освобождения скота богом-воителем Индрой (RV. X, 108) и тесно с ним связанной. Здесь уместно вспомнить двойника Индры в нартовском эпосе и верованиях осетин — Уастырджи — св. Георгия (он сам или его пес, как известно, является отцом собаки Силам), иногда представавшего в фольклоре в виде волка. В культах и мифологии мужских союзов у индоевропейцев их покровителем является бог-громовержец и драконоубийца, часто изображающийся волком. С христианизацией этот бог у всех индоевропейских народов стал ассоциироваться со св. Георгием, связь которого с волками, например, в балто-словенской традиции хорошо известна. В осетинских представлениях образ Уастырджи — св. Георгия, приняв многие черты древнего бога-воителя и драконоубийцы, особенно четко сохранил облик покровителя мужчин-воинов и мужского союза. Показательно, например, что его имя могут произносить только мужчины, а для женщин оно табуировано и заменяется сочетанием дäгты дзуар («покровитель мужчин», «мужской святой»). Тесно связан с мужскими союзами и воинскими культами и другой осетинский бог-покровитель волков Тутыр. Во время посвященных ему праздников Стыр Тутыр устраивались военные игры, мужские сборы и пиршества, а также многоступенчатая инициация мальчиков и юношей, причем особую роль в ней играл обряд умирания с последующим возрождением (вообще обычный при инициациях), при котором старую душу посвящаемого уносил волк Удхäссäг.

А. И. Иванчик. Воины-псы. Мужские союзы и скифские вторжения в Переднюю Азию, 1988.


 

© 2007 Молекулярная Генеалогия (МолГен)

Внимание! Все сообщения отражают только мнения их авторов.
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.