Оторвавшись от общей массы эрзян в XVI—XVII вв., эта группа оказалась среди мокши и испытала определенное влияние с её стороны[13].
13. Историко-этнографический сайт «Зубова Поляна»
1. Сайт одного человека, который любит свой район. Т.е. вывод не его, а он его скопировал из литературы. Фраза которая выделена выше трижды лукава:
а) Интересно как они "оторвались от эрзян", если у них по данным археологов непрерывный культурный слой века с 5-го. Это остальных эрзян разбросало как после атомного взрыва, а они как сидели здесь, так и сидят.
б) "Оказались среди мокши", это вообще из области географического критинизма.
Синим - ареал тенгушевских эрзя
Красным - рязанская мещера/русские
Зеленым - нижегородские эрзя/русские
Оранжевым - мокша/русские/татары
На юге первое мокшанское село это Барашево, оттуда гимнаст Немов кстати. Но оно далеко. И между ними непроходимые леса.
На юго-востоке Старый город, прямой дороги до Теньгушево нет, надо через Барашево ехать. Хотя мы в экспедиции рванули и пожалели об этом шаге, хорошо волки не съели, нас МЧС вытаскивало.
Вот и верь написанному.
в) "Определенное влияние" уже более корректно, выше помните было "значительное влияние", но сводится оно к небольшому количеству заимствований, а может и не заимствований вовсе.
Единственное что могу заметить, это то, что если разговор о тех теньгушевцах, которые переселились в Торбеевский район, то согласен, у них даже костюм поменялся. Но нельзя так грубо транслировать эти процессы на всех теньгушевцев, в своем исконном ареале они достаточно самобытны.
Речь теньгушевских эрзян и собственно эрзян взаимопонимаема?
Да, но некоторые слова могут отличаться, надо уточнять, может быть диалектное окончание другое (у нас например хлеб это кше, а всех других эрзян хлеб-кши).
Есть ли, вообще, объективные причины выделять теньгушевских в отдельную этническую группу эрзян?
Ну не этническую группу, а как субэтнос вполне, как рязанская мещера внутри русских, у них специфичный костюм и прочее.
Если есть, то в чём причины её возникновения (если профессор Цыганкин высказался о "мещерском следе", я так понимаю, что единого мнения по этому вопросу нет)?
Про причины не понял. Единого мнения возможно по вопросу и нет, но как-то он особенно и не поднимался этот вопрос. Однако и другие исследователи пытаются сблизить соседнюю мещеру с теньгушевскими, например высказывалось что-то типа того, что Кущапино, откуда у меня пра...бабушка, как-то там этимологически близко к эрзянскому. Как-то все по кусочкам, то антропология, то гидронимы, то еще что-то.
То, что удалось понять о судьбе средневековой мещеры из информации на поверхности инета - растворились частью в русских, частью в эрзя (возможно, и в других поволжских народах).
Средневековая мещера в эрзянах не растворялась. Да и русскими не разбавлялась, скорее она просто поменяла самосознание на великорусское. Понимаете там болота сплошные, места глухие, БАМ там не строили, так что маловероятно.
С появлением полного мито-совпаденца из Теньгушевского района и с информацией о ближайшем аутосомном совпаденце из соседнего, Кадомского, района возникла пока что слабая и туманная зацепка, что моя "материнка" - где-то из тех мест.
А может и нет. Но если это так, то я был бы очень рад.