Индоевропейская прародина — это территория распространения индоевропейского праязыка до его разделения на различные группы. Существуют различные концепции, помещающие прародину в Анатолию, Армянское нагорье, на Балканы, в Северную и Центральную Европу и другие регионы. Сторонники курганной гипотезы (также известной как степная гипотеза) обычно помещают индоевропейскую прародину в степи и лесостепи понтийско-каспийского ареала.[1]
Ученые из Оксфордского и Кембриджского университетов датируют время жизни носителей праиндоевропейского языка в степях к северу от Каспийского моря периодом около 6—3,5 тыс. лет до н.э.[32] По мнению лингвиста Аллана Бомхарда, территория между Черным и Каспийским морями была не первоначальной прародиной носителей праидоевропейского языка, а поздней.[2]
Важным географическим индикатором локализации индоевропейской прародины является предполагаемое соседство с протоуральцами. Независимо от того существовала ли индо-уральская языковая семья лингвисты отмечают культурные связи между праиндоевропейцами и прауральцами. Чёткие межъязыковые заимствования позволяют предполагать, что праиндоевропейская прародина была расположена рядом с родиной прауральского. Местоположение прауральской родины обсуждается, и по одной из версий, она была расположена в
лесной зоне Уральских гор.[3]
В лексиконе праиндоевропейцев присутствуют довольно высокие горы, имеются слова для скал, ущелий, пещер, речных долин, заливных лугов, деление года минимум на четыре сезона с холодной снежной зимой, список растений производит впечатление горного леса где-то в умеренной зоне. Для индоевропейской флоры характерны как хвойные (сосна, ель и др.), так и лиственные (клен, вяз, рябина, ясень, береза и др.) деревья, а также ягоды и орехи. В праиндоевропейском восстанавливается терминология коневодства, было известно бортничество.[4][5][6] Чем не Урал?
В праиндоевропейском языке реконструируется обозначение для большого озера или моря. По мнению Гамкрелидзе и Иванова, индоевропейские названия "моря" изначально могли быть обозначением для какого-то большого озера. Самое крупное озеро Южного Предуралья —
Аслыкуль, рядом расположено второе по величине озеро — Кандрыкуль. Других крупных озёр от Урала до Волги попросту нет. Эти озёра расположены
между стоянок Муллино и Давлеканово, где были найдены самые древние останки домашней лошади, которые датируются по
14C рубежом 7—6 тыс. до н.э.[7]
В пещере Шульган-Таш на Южном Урале были обнаружены наскальные рисунки возрастом 14,5—19,5 тыс. лет, что совпадает по времени с периодом
заселения Урала. Так же в Старомурадымовской пещере, расположенной в Мурадымовском ущелье, были найдены изображения, датируемые концом мезолита—началом неолита (8—10 тыс. лет). Можно сказать, на Южном Урале на протяжении более чем
10 тысяч лет существовала культурная традиция, в рамках которой происходило рождение и становление праиндоевропейского общества.
В конце VII тыс. до н.э. началось движение населения на запад из Южного Предуралья в Поволжье, которое было связано с резким изменением климата, когда в северном полушарии произошло полоходание, продлившееся в течение более чем столетия. Оно сопровождалось резким изменением палеоландшафтной обстановки. Лесная растительность с пойменными лугами, господствовавшая в пребореале, сменилась сухой, южного типа степью.[8][9][10]
Миграция привела к возникновению в Поволжье в первой половине VI тыс. до н.э. елшанской субнеолитической культуры. Феномен елшанской культуры — это итог взаимодействия мезолитической основы (романовско-ильмурзинской культуры Южного Предуралья) и неопределённых племён из северо-западных областей расселения.[11][12] (возможно, русско-луговской культуры). По данным исследования древней ДНК самарский елшанец принадлежал к гаплогруппе R1b1 с преобладанием аутосомного компонента "восточно-европейских охотников-собирателей" (EHG).[13]
Ранний и развитой этапы неолита Среднего Поволжья был связан с появлением самарской (7800—6300 лет назад) и хвалынской культур (7300—5900 лет назад)[14][15].
По результатам исследования ДНК хвалынцы принадлежали к гаплогруппам R1b1, R1a1 и Q1a.[16] В хвалынской культуре было обнаружено 25 % южного ближневосточного аутосомного компонента, который у ямников возрастает до 50 %.[16] "Южный компонент" также проявляется в антропологическом типе хвалынцев.[17] Стоит отметить, что по данным лингвистов в праиндоевропейском языке обнаруживается северозападнокавказский субстрат[2][19] Скорее всего, это результат взаимодействия хвалынской культуры с предмайкопским энеолитическим горизонтом Северного Кавказа и существенных культурных связях между культурами.[18]
Американский археолог Дэвид Энтони на основе данных археологии и результатов филогенетического анализа американского лингвиста Дональда Ринджа приводит возможные маршруты индоевропейских миграций и датировки выделения ветвей: анатолийской — 6400—6200 лет назад, тохарской — 5300—4800 лет назад и комплексной — италийской, кельтской, германской — 5000—4800 лет назад.[20] Филогенетический анализ команды лингвистов из Калифорнийского университета в Беркли также поддерживает степную гипотезу происхождения индоевропейских языков и показывает схожие датировки.[21]
Миграция предков
анатолийцев из понтийско-каспийских степей в Анатолию могла происходить через Балканы. Существуют археологические свидетельства миграции с востока на Балканы степного населения около 6000 лет назад. К примеру, энеолитическая культура Чернаводэ, которая образовалась в результате миграции среднестоговцев в Нижнее Подунавье. В 2700—2600 гг. до н. э. носители кельто-италийских языков вытесняют анатолийцев с Балканского полуострова в Малую Азию. Скорее всего, анатолийцы изначально были представлены преимущественно различными субкладами R1b-M269 (R1b-PF7562, R1b-Z2103, R1b-Z2110 и др.), встречающихся в настоящее время в Южной Европе, Малой Азии и Закавказье c возрастом общего предка около 6500—6000 лет
Предки носителей
тохарского языка мигрировали из понтийско-каспийских степей в район Западного Алтая 5300—4800 лет назад. Об этом говорит происхождение афанасьевской культуры, которая сложилась в результате миграции из Европы древнеямного населения. ДНК представителей афанасьевской культуры по аутосомам близка к ямной культуре и принадлежит к гаплогруппе R1b-M269[33].
Миграция предков носителей
кельто-италийско-германских языков началась 5000—4800 лет назад. Индоевропейцы-древнеямники, выйдя из района Северного Причерноморья в западном и юго-западном направлении, ассимилировали местные неиндоевропейские культуры. Причём миграция кельто-италиков на запад шла южным путем по Дунаю, тогда как предки германцев пошли северным путем по Днестру. По данным исследования ДНК представители культуры шнуровой керамики принадлежали к гаплогруппам R1b и R1a, культуры колоколовидных кубков — к субкладам R1b-L51, R1b-P312 и др.
Выделение
греко-армянской ветви относится к периоду между отделением кельто-италийских языков (примерно 5000 лет назад) и до распада балто-славянского и индоиранского диалектного континуума (примерно 4500 лет назад).[3] Предков носителей греко-армянского языка (и в общем, предков носителей "палеобалканских" языков) можно соотнести с абашевской культурой Южного Урала, которая произошла от ямно-полтавкинского населения, мигрировавшего из Поволжья в Южное Приуралье 5000—4500 лет назад и создавшего Каргалинский горно-металлургический центр. ДНК ямников из Придонья, Поволжья и Южного Предуралья и полтавкинцев Среднего Поволжья принадлежала к субкладам R1b-Z2103/Z2105, R1b-Z2106 и др.[13][16][22]
После появления синташтинской культуры в Южном Зауралье во второй половине III тыс. до н.э. между ними и абашевцами образуется синтезная контактная зона, наиболее выраженно проявившаяся в синкретических памятниках срубно-алакульского типа.[23][24][25] Можно предположить о существовании в конце III тыс. — первой половине II тыс. до н.э. на Южном Урале греко-армяно-индоиранской общности, сложившейся в результате культурного взаимодействия.
Примерно в XVII веке до н.э. население Южного Приуралья мигрирует на запад. Данное событие приходится на поздний этап Синташты. Отток населения был вызван окончанием культуры Аркаим-Синташта и импульсом в западном направлении. Воздействие восточных миграционных потоков на местные культуры археологически прослеживается в Среднем Поволжье, в лесостепной Украине, и вплоть до Балкан.[26] В Среднем Подонье обнаружено значительное количество погребений, относимых к довольно узкому промежутку времени — XVIII—XVI вв. до н. э. с характерным воинским инвентарем, керамикой абашевского типа.[27] В Поднепровье в этот период бабинская культура сменяется срубной культурой, часть населения уходит дальше на Балканы.
В XVII веке до н.э. носители протогреческого языка дошли до Балкан и основали Микенскую цивилизацию. Происхождение псалиев и колесничьей упряжи из шахтных гробниц в Микенах, датируемых XVIII—XVII вв. до н.э., относят к региону Урало-Поволжья.[28]
Носители других "палеобалканских" языков, вероятно, несколько столетий оставались в Северо-Западном Причерноморье. Их можно соотнести с сабатиновской культурой. Затем около 3300-2900 лет назад вероятные носители протоармянского языка — мушки мигрировали с Балкан в Малую Азию. Армяне R1b-L584 образуют отдельный кластер возрастом около 3200 лет, который, судя по датировке, происходит от мушек. Близкая к армянам ветка возрастом около 3600 лет представлена у греков. Образец раннего железного века возрастом около 2900 лет из археологической стоянки Теппе Хасанлу, расположенной на северо-западе Ирана, к югу от озера Урмия принадлежал к гаплогруппе R1b-L584.[31] Результат исследования ДНК одного представителя поздней бронзы Армении возрастом около 3000 лет показал принадлежность к гаплогруппе R1b-Z2106.[22] Результаты краниологических исследований демонстрируют генетические связи представителей эпохи поздней бронзы Армянского нагорья с носителями срубной культуры Урало-Поволжья.[29]
Распад балто-славянского и индоиранского диалектного континиуума относится к периоду 4700—4500 лет назад.
Предки
балто-славян, как германцев происходят из культуры шнуровой керамики. По данным исследований ДНК культура шнуровой керамики принадлежала к гаплогруппам R1b и R1a.
Предки
индоиранцев происходят из восточных групп культуры шнуровой керамики, абашевской и потаповской культур Среднего Поволжья, синташтинской культуры Южного Урала. ДНК потаповцев и синташтинцев принадлежала к гаплогруппе R1a.[16][22] Синташтинцы по аутосомам оказались похожими на культуру шнуровой керамики.
Судя по тому, что в древнеямной культуре не найдена гаплогруппа R1a, предки балто-славян и индо-иранцев из этой гаплогруппы до появления культуры шнуровой керамики, скорее всего, являлись носителями неиндоевропейских языков, проживавшими в лесной и лесостепной зоне Восточной Европы.
Модели окончания синташтинско-аркаимской культуры предполагают отток населения: на восток — в Южную Сибирь, на юг — в Центральную Азию, и на запад — в Восточную Европу в XVII веке до н.э. Одной из причин называют синташтинско-петровский конфликт неясного содержания.[30] Следы этих миграций обнаруживаются как археологически, так и генетически. С миграцией индоранцев связывают распространение колесниц в степной Евразии. Срубники Самарского Заволжья XVII—XVI вв до н.э. принадлежали к гаплогруппам R1a-Z93, R1a-Z2123 и др.[16] Андроновцы Алтая также принадлежали к гаплогруппе R1a.
[1] Дж. П. Мэллори. ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ ПРАРОДИНЫ (Вестник древней истории. - М., 1997. - № 1. - С. 61-82)
http://www.philology.ru/linguistics3/mellory-97.htm[2] Allan Bomhard. The Origins of Proto-Indo-European: The Caucasian Substrate Hypothesis (pre-publication version, July 2015)
https://www.academia.edu/10261406/The_Origins_of_Proto-Indo-European_The_Caucasian_Substrate_Hypothesis_revised_May_2015_[3] David W. Anthony and Don Ringe. The Indo-European Homeland from Linguistic and Archaeological Perspectives
http://www.annualreviews.org/doi/pdf/10.1146/annurev-linguist-030514-124812 [4] Дыбо А.В. СЕМАНТИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ: МИР ПРААЛТАЙЦЕВ ПО ДАННЫМ СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ (тезисы)
http://altaica.ru/LIBRARY/semrec.htm[5] В.А. Дыбо. ЯЗЫК - ЭТНОС - АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (Несколько мыслей по поводу индоевропейской проблемы) //Глобализация - этнизация. Этнокультурные и этноязыковые процессы. - Кн. 1. - М., 2006. - С. 75-94)
http://www.philology.ru/linguistics1/dybo-06.htm[6] Anna Dybo. Language and archeology: some methodological problems. 1. Indo-European and Altaic landscapes
http://jolr.ru/files/(108)jlr2013-9(69-92).pdf[7] Лошадь //Матюшин Г.Н. Археологический словарь. - М.: Просвещение: АО "Учеб.лит.", 1996.
http://lib.ru/HISTORY/MATYUSHIN/archeodict.txt[8] FREDERIK KORTLANDT. INDO-URALIC AND ALTAIC
http://www.kortlandt.nl/publications/art216e.pdf[9] История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Каменный век. - Изд. Сам. науч. центра РАН; 2000
http://www.povolzie.archeologia.ru/13.htm[10] Вискалин Александр Викторович. ТЕРРИТОРИЯ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ РУССКО-ЛУГОВСКОЙ ПОЗДНЕМЕЗОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ
http://cyberleninka.ru/article/n/territoriya-i-periodizatsiya-russko-lugovskoy-pozdnemezoliticheskoy-kultury-srednego-povolzhya[11] ЮДИН С. О. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕОЛИТА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ
http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-izucheniya-neolita-srednego-povolzhya[12] Неолит Среднего Поволжья
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=696548[13] Haak et al. Massive migration from the steppe was a source for Indo-European languages in Europe
http://www.nature.com/nature/journal/v522/n7555/extref/nature14317-s1.pdf[14] КОРОЛЕВ АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ, ШАЛАПИНИН АНТОН АЛЕКСАНДРОВИЧ. К ВОПРОСУ О ХРОНОЛОГИИ И ПЕРИОДИЗАЦИИ ЭНЕОЛИТА СТЕПНОГО И ЛЕСОСТЕПНОГО ПОВОЛЖЬЯ
http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-hronologii-i-periodizatsii-eneolita-stepnogo-i-lesostepnogo-povolzhya[15] Юдин А.И. Энеолит степного Поволжья: три этапа или три культуры?
http://xn----8sbnlabhce1bwkeefm9e.xn--p1ai/%D1%8D%D0%BD%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82-%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%9F%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D1%8C%D1%8F-1.html[16] Mathieson et al. Eight thousand years of natural selection in Europe
http://www.biorxiv.org/content/biorxiv/early/2015/10/10/016477.full.pdf[17] Хохлов Александр Александрович. Палеоантропология Волго-Уралья эпох неолита-бронзы
http://mir.zavantag.com/geografiya/11128/index.html?page=2[18] Васильев И.Б. Хвалынская энеолитическая культура волго-уральской степи и лесостепи (некоторые итоги исследования)
http://www.alabin.ru/files/biblioteka/057.pdf[19] Frederik Kortlandt. THE INDO-URALIC VERB
http://www.kortlandt.nl/publications/art203e.pdf[20] David Anthony. Two IE phylogenies, three PIE migrations, and four kinds of steppe pastoralism
http://www.academia.edu/3535020/Two_IE_phylogenies_three_PIE_migrations_and_four_kinds_of_steppe_pastoralism[21] Chang et al. ANCESTRY-CONSTRAINED PHYLOGENETIC ANALYSIS SUPPORTS THE INDO-EUROPEAN STEPPE HYPOTHESIS
http://www.linguisticsociety.org/files/news/ChangEtAlPreprint.pdf[22] Allentoft et al. Population Genomics of Bronze Age Eurasia
http://www.nature.com/nature/journal/v522/n7555/extref/nature14507-s1.pdf [23] Илшат Бахшиев. АБАШЕВСКО-СИНТАШТИНСКОЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ЛЕСОСТЕПНОЙ ЗОНЕ ВОСТОЧНЫХ ПРЕДГОРИЙ ХРЕБТА УРАЛ-ТАУ (КРАТКИЙ ОЧЕРК)
http://www.academia.edu/6158754/%D0%90%D0%91%D0%90%D0%A8%D0%95%D0%92%D0%A1%D0%9A%D0%9E-%D0%A1%D0%98%D0%9D%D0%A2%D0%90%D0%A8%D0%A2%D0%98%D0%9D%D0%A1%D0%9A%D0%9E%D0%95_%D0%9C%D0%95%D0%96%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%A3%D0%A0%D0%9D%D0%9E%D0%95_%D0%92%D0%97%D0%90%D0%98%D0%9C%D0%9E%D0%94%D0%95%D0%99%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%98%D0%95_%D0%92_%D0%9B%D0%95%D0%A1%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%95%D0%9F%D0%9D%D0%9E%D0%99_%D0%97%D0%9E%D0%9D%D0%95_%D0%92%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%9E%D0%A7%D0%9D%D0%AB%D0%A5_%D0%9F%D0%A0%D0%95%D0%94%D0%93%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%99_%D0%A5%D0%A0%D0%95%D0%91%D0%A2%D0%90_%D0%A3%D0%A0%D0%90%D0%9B-%D0%A2%D0%90%D0%A3_%D0%9A%D0%A0%D0%90%D0%A2%D0%9A%D0%98%D0%99_%D0%9E%D0%A7%D0%95%D0%A0%D0%9A_[24] Илшат Бахшиев. Проблема межкультурного взаимодействия населения Башкирского Зауралья в эпоху бронзы: культурная стратиграфия и относительная хронология
http://www.academia.edu/6158838/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B2%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%91%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%97%D0%B0%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F_%D0%B2_%D1%8D%D0%BF%D0%BE%D1%85%D1%83_%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B7%D1%8B_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%85%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F[25] Илшат Бахшиев. СТРУКТУРА РАССЕЛЕНИЯ И МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ДРЕВНЕГО НАСЕЛЕНИЯ БАШКИРСКОГО ЗАУРАЛЬЯ (анализ пространственных данных) (SETTLING STRUCTURE AND MODELS OF ORGANIZING LIVING SPACE WITH ANCIENT POPULATION OF BASHKIR TRANS-URALS (analysis of spatial data)
http://www.academia.edu/7299294/%D0%A1%D0%A2%D0%A0%D0%A3%D0%9A%D0%A2%D0%A3%D0%A0%D0%90_%D0%A0%D0%90%D0%A1%D0%A1%D0%95%D0%9B%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%AF_%D0%98_%D0%9C%D0%9E%D0%94%D0%95%D0%9B%D0%98_%D0%9E%D0%A0%D0%93%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%97%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%98_%D0%96%D0%98%D0%97%D0%9D%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%9E%D0%93%D0%9E_%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%A0%D0%90%D0%9D%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%90_%D0%94%D0%A0%D0%95%D0%92%D0%9D%D0%95%D0%93%D0%9E_%D0%9D%D0%90%D0%A1%D0%95%D0%9B%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%AF_%D0%91%D0%90%D0%A8%D0%9A%D0%98%D0%A0%D0%A1%D0%9A%D0%9E%D0%93%D0%9E_%D0%97%D0%90%D0%A3%D0%A0%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%AF_%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_SETTLING_STRUCTURE_AND_MODELS_OF_ORGANIZING_LIVING_SPACE_WITH_ANCIENT_POPULATION_OF_BASHKIR_TRANS-URALS_analysis_of_spatial_data_[26] И.Ю.Усманов, Г.Б.Зданович, И.П.Лобанкова, А.И.Лебедев, Л.Д.Матвеева. Поселения эпохи бронзы хребта Ирандык и прогорода Аркаимско-синташтинского типа как элементы исторического культурного ландшафта // Вестник АН РБ. 2013. Т.18. №3. С.42-49
http://urgaza.ru/articles/209/2000/[27] Рындина Н.В., Дегтярева А.Д. Энеолит и бронзовый век. Учебное пособие по курсу "Основы археологии" - М.: Издательство Московского Университета, 2002
http://www.archeologia.ru/Library/Book/35ecb1a304cf/page159[28] Ю.В.Гончарова. ДОРОГАМИ СТЕПНОГО КОРИДОРА. Типы, варианты, предположения
http://e-anthropology.com/DownloadFreeFile.aspx?DwID=270[29] А.Ю. Худавердян. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ К ВОПРОСУ ОБ ЭТНИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ НАСЕЛЕНИЯ AРМЯНСКОГО НАГОРЬЯ И EВРАЗИИ В ЭПОХУ ПОЗДНЕЙ БРОНЗЫ (КРАНИОМЕТРИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)
http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2010/2010_6_252_257.pdf[30] Виноградов Николай Борисович. Культурно-исторические процессы в степях Южного Урала и Казахстана в начале II тыс. до н.э. (памятники синташтинского и петровского типов)
http://delist.ru/article/01072007_vinogradovnb/page2.html[31] Broushaki et al. Early Neolithic genomes from the eastern Fertile Crescent
http://science.sciencemag.org/content/early/2016/07/13/science.aaf7943[32] Time travelling to the mother tongue | University of Cambridge
http://www.cam.ac.uk/research/features/time-travelling-to-the-mother-tongue[33] C. Hollard. Peuplement du sud de la Sibérie et de l'Altaï à l'âge du Bronze
https://tel.archives-ouvertes.fr/tel-01296484/document