Интересная тема была. Попробую в неё новую жизнь вдохнуть.
К эпохе викингов, многие предметы, которые называют "скандинавскими" были широко распространены за пределами Скандинавии. Они часто встречаются, например, у вендов. Вот подробная статья об этом:
http://pereformat.ru/2014/07/primorskie-goroda/И в землях вендов и на Руси многие "скандинавские" предметы были творением местных мастеров, а не импортом. Племенная принадлежность этих мастеров точно неизвестна.
Цитирую:
"Получены убедительные свидетельства того,
что ряд категорий вещей скандинавского или общебалтийского круга производился непосредственно на ладожском поселении местными ремесленниками"
Даже для погребальных ладей на Руси использовали гвозди, сделанные славянскими мастерами по славянской технологии, что особенно удивительно и показательно. То есть, то ли скандинавы заказывали местным мастерам гвозди, то ли погребальные ладьи делались лишь для ритуальных целей.
По мнению археолога Стальсберг, находки одиночных (то есть не парных) фибул могут свидетельствовать о том, что они были частью славянского, а не скандинавского костюма. Но это мнение не бесспорно, поскольку вторая фибула могла потеряться.
Стальсберг А. О скандинавских погребениях с лодками эпохи викингов на территории Древней Руси // Историческая археология, 1998
С другой стороны, сама Скандинавия изобилует славянской керамикой, например. Керамику не импортируют, а изготовляют на месте, то есть там явно работали славянские горчары.
http://pereformat.ru/2014/03/slavyanskij-sled-v-skandinavii/На основе этих фактов, всё чаще выдвигается идея общебалтийской/циркумбалтийской культуры, которая представлена франкскими мечами, славянской керамикой, скандинавскими украшениями и фугурками для настольных игр и т.д. Даже погребальный обряд у элиты заимствовался: например, камерные погребения были заимствованы вендами (а возможно и свеями, чего не отрицает археолог Айзеншмидт и что утверждает Стальсберг), а это ставит вопрос о том, что следует ВНИМАТЕЛЬНО оценивать этноопределяющие признаки в археологии этого периода. Таким образом, только погребальный комплекс целиком может убедительно свидетельствовать о племенной принадлежности погребённого, а не отдельный его элемент (!).
Даже принадлежность обычного деревянного сруба вызывает споры, не смотря на то, что у скандинавов были характерные "длинные дома".
Есть, конечно, уникальные для скандинавов вещи, неизвестные вендам, например, ланцетовидные стрелы или элитарные сожжения в ладье. И наоборот, двушипные стрелы вендов, этноопределяющие для них.
Идея общебалтийской культуры высказывалась не только антинорманнистами (например
https://cyberleninka.ru/article/n/imperiya-frankov-i-baltiyskie-slavyane-v-epohu-karolingov-1), но и например, археологом Лебедевым (автор термина).
Лецеевич Л. Балтийские славяне и Северная Русь в раннем Средневековье. Несколько дискуссионных замечаний // Славянская археология: Этногенез, расселение и духовная культура славян. 1990 /Материалы по археологии России. Вып. I. -М., 1993. Стр. 149. литературе». По его мнению, «система археологической аргументации для обоснования западной гипотезы так и не была создана», хотя и встречаются «отдельные категории находок», которые говорят в ее пользу. «Однако появление этих предметов в Приильменье вполне может быть объяснено в рамках дунайского миграционного потока. И хлебные печи Ладоги и Рюрикова городища, и формы раннегончарной керамики, напоминающие западнославянскую, и тип деревянных конструкций Новгородского Детинца могут быть прекрасно объяснены в рамках концепции «циркумбалтийского культурного единства», образовавшегося в эпоху викингов на берегах Балтики и связавшего разные страны и народы»
https://www.dissercat.com/content/baltiiskie-slavyane-i-severo-zapadnaya-rus-v-rannem-srednevekove