Хорошо, что на данной ветке народ воспринимает поиски Y-хромосомного Авраама как интеллектуальный эксперимент, ибо с некоторыми игрек-родичами по J1 лучше на эту тему не дискутировать - загрызут
. Я одно время пытался людям объяснять, что если бы у евреев было 50% J1, как у русских/украинцев/белорусов/поляков - R1a, то можно было бы о чём-то говорить - но ведь реальность-то другая.
Как отмечал выше ув. Farroukh, мы имеем дело с жуткой смесью из гаплогрупп и арабо-еврейских кладов. Думаю, на сегодня лучшая статистика - порядка 3 тыс. кейсов - собрана у Вима Пеннинкса (выше на его сайт JewishDNA.net ссылается ув. Alexey_V.B.). По этим данным получается, что у евреев 21% - J2, 19% - E, 15% - J1, 14% - европейские клады (I, R1a-Z283, R1b за исключением V88), 12% - G, 8% - R1a-Z93, 6% - Q, 5% - прочие. Насколько я понимаю, у арабов доля J1 больше, но в целом в плане разнообразия - похожая ситуация. Мои игрек-родичи по S4924 рассказывали, какие у них идут баталии (в перерывах на защиту J1 как истинно авраамической гаплогруппы от враждебных посягательств
) на тему того, какой снип - "настоящий кахтанитский", а какой - "настоящий аднанитский". И это при том, что даже в Саудовской Аравии и Йемене, где преобладает J1 и вообще "чужие не особо ходят", в одних и тех же племенах перемешаны люди из разных кладов.
Я бы вообще снял вопрос Авраама и его сыновей с внуками как тему, которая не может анализироваться в генетико-генеалогическом контексте и должна вернуться туда, где ей и место - в мир историко-религиеведческих дискурсов. Но тогда возникает вопрос: если проблема Авраама нерелевантна, то какие вопросы о происхождении арабов и евреев правильнее задавать любителям ДНК-генеалогии? К сожалению, в вопросах истории арабов я малограмотен, но попробую что-то наметить по еврейской тематике. Заранее извиняюсь за длинный оффтоп.
Если оставить в стороне "официальные" мифы о происхождении (о них чуть позже), то еврейский народ возник в период между серединой Х и началом VI в. до н.э. в результате смешения полукочевых выходцев из Аравии и оседлых жителей Ханаана. С первой группой связаны этнонимы Израэль и Иврим, новая патриархальная вера, легенды об Израиле, Иосифе, Моисее, выходе из Египта, Иисус Навине, пророке Илье, вреде царских браков с иностранными принцессами, борьбе с другими религиями, их территория - северное Израильское царство. Вторая группа - это понятие Йехудим, легенды со следами кровавых культов бронзового века, легенды об Аврааме, Давиде и Соломоне, их территория - южное Иудейское царство со столицей в Иерусалиме.
Первая группа - это сухопутная / караванная торговля, оружие, ювелирные изделия, пряности и благовония, медь с месторождений в нынешней Иордании. Вторая - морская торговля и дистрибьюция товаров, привозимых морем, теснейшая связь с финикийцами, медь с месторождений на Кипре. Обе группы "поднялись" в период тёмных веков после колалпса бронзового века, когда Египет и Ассирия были слишком слабы, чтобы контролировать территорию Ханаана. Они говорили на похожих наречиях, но имели радикально разные "понятия", они были злейшими конкурентами, но тем не менее, постоянно взаимодействовали между собой, ибо этого требовали интересы бизнеса и политики на маленьком, но важнейшем участке суши.
Когда читаешь нынешний Танах/Ветхий Завет, почувствовать этот контекст крайне тяжело благодаря стараниям Иезекии, родителями которого были иерусалимский царь и дочь израильского священника. Политические обстоятельства (гибель израильского царства, поток беженцев в соседнюю Иудею, давление Египта и Ассирии) заставили царя Иезекию и его наставника - Исайю сделать всё, чтобы израильтяне и иудеи слились в единый народ. Их усилиями из израильских и иудейских легенд (часто диаметральных по духу) была составлена начальная форма известных сегодня всем текстов. В результате образ Зераха-Израиля слился с образом Аковаала-Иакова (сына Исаака и внука Авраама), появилась легенда о 12 сыновьях-родоначальниках колен, израильские имена некоторых героев потерялись, а египетские - остались (Иосиф, Эфраим, Моисей), Давид и Соломон из мелких вождей превратились в могучих царей и т.п.
В генетическом смысле (аутосомном конечно, Y-хромосомы-то никуда не делись) Иезекия и Исайя преуспели - израильтяне и иудеи действительно слились в единый народ и остались им. Но в идеологическом смысле они были менее успешны. Разделённость еврейского социума на две крупные группы с довольно различной трактовкой религии (и расходящимися бизнес-интересами) сохранилась через века; она задокументирована с первой половины II века до н.э. и более или менее чётко прослеживается до наших дней.
В интересующем нас контексте стоило бы обсуждать следующие вещи: (1) какие клады пришли из пустыни и принесли с собой прото-иудаизм (на мой взгляд, не факт, что это были именно предки современных Коганов-J1); (2) какие группы могут ассоциироваться со столичными элитами Иерусалима и Шомрона (Самарии) - грубо говоря, кто потомки Давида с одной стороны и выживших ветвей североизраильских династий - с другой; (3) связанный с предыдущим вопрос - как в это вписываются современные Коганы (J1-ZS227, но не только) и Левиты (R1a-Z93, но не только, здесь те же J-L817), верно ли что Коганы были старой иерусалимской жреческой элитой до 720 г., а Левиты были религиозной элитой северного царства, нашедшей себе определенную роль в Иерусалиме после гибели Шомрона; (4) когда и почему прочие еврейские клады стали еврейскими, есть ли среди них хазары и т.п. Вероятно, если мы когда-нибудь разберем хоть десятую часть этих проблем с помощью в т.ч. и ДНК-генеалогии - это будет успех, ибо шансы понять всё это крайне низки.
Если говорить о тематике J1, то я бы не делал акцент на общем предке Коганов и Сеидов. Их родство - скорее история того же порядка, что и родство Рюриковичей и Гедиминовичей, у которых вроде был общий предок в гаплогруппе N где-то в начале нашей эры. Тут скорее интересна общая динамика - на каких ветках есть как арабские, так и еврейские ветки, и почему так могло произойти с исторической точки зрения.