Связи фатьяновской популяции со средневолжской абашевской культурой по данным секвенирования древней ДНКА.В. Енговатова, Х.В. Х. Мустафи н, И.Е. Алборова (Москва, РФ), А.А. Канапин, А.А. Самсонова (Санкт-Петербург, РФ), М.Б. Медникова (Москва, РФ)
Высокопроизводительное
секвенирование древней ДНК фатьяновской и абашевской культур (7 и 3 мужчин соответственно) привело к появлению новых гипотез об их происхождении и контактах. Согласно опубликованным археологическим данным, т.е. э., в связи с поразительным сходством погребального инвентаря, обнаруженного в средневолжских абашевских погребальных комплексах, с найденным в культуре колоколообразных кубков, полагают, что фатьяновцы, возможно, произошли от культуры шнуровой керамики.
Настоящее исследование впервые демонстрирует поразительное сходство фатьяновцев, представленных Волосово-Даниловским и Никульцинским могильниками Ярославской области, с тремя самостоятельными культурными группами: а) народами шнуровой культуры, преимущественно из Богемии. и Германии, б) культуры колокольчиков, встречающиеся в том же регионе, а также во Франции и Нидерландах, и в) носители унетицкой культуры. Кроме того, абашевец из кургана Пепкино (идентификатор погребения 18) генетически близок нескольким фатьяновцам из Волосово-Даниловского и Никульцинского могильников. Наконец, новый набор АМС-радиоуглеродных дат помог сузить хронологический разрыв между экспансией фатьяновцев и абашевцев в сторону Верхнего и Среднего Поволжья, тем самым указав на прямой контакт между этими двумя группами. Поэтому можно предположить, что присущий скотоводам высокоподвижный и рассредоточенный образ жизни мог привести к освоению огромных территорий на востоке, сохраняя при этом тесную связь со своими исконными землями.
В заключение, наши результаты показывают, что фатьяновцы и абашевцы, вероятно, происходят из одного и того же генетического фона и являются неотъемлемой частью мира шнуровой культуры.