Возникает вопрос: остались ли в этом регионе R1b - потомки афанасьевцев?
Большинство исследователей ассоциируют афанасьевскую культуру с (прото-)тохарами[5][6].
ссылка
Because of its eastern geographical location and early existence, the Afanasevans have been connected to the Tocharian languages.[7][11][12][13]
ссылка
Когда выяснилось, что афонасьевцы были R1b, у некоторых уже возникают сомнения.
Что интересно, на википедии некоторые ссылки противоречат связи афонасьевцев с тохарами. Например, выше ссылки [6] и [13] - Клейн Л. С. Миграция тохаров в свете археологии // Stratum plus. Т. 2. С. 178—187. Про эту работу вот здесь
http://arheologija.ru/fatyanovskaya-karasukskaya-kultura/ написано следующее:
В 2000 г. была опубликована статья Л.С. Клейна (2000, с. 178-187) «Миграция тохаров в свете археологии». На разборе археологической части этой работы я и хотел бы остановиться подробнее. В общих чертах точка зрения Л.С. Клейна сводится к тому, что «карасукская культура — это тохары, поскольку она выпадает из традиции или эволюционной цепи (наверное, имеется в виду секвенция культур Минусинской котловины. — В.С.) и была вытеснена в Западную Монголию и Синьцзян, где распространены находки карасукского типа». «Таким образом, — далее пишет он, — появление в Синьцзяне тохаров и родственных им этносов было связано с продвижением карасукской культуры с Енисея в южном направлении» (Клейн Л.С., 2000, с. 182). Второй пункт связан с прародиной тохаров в Восточной Европе. Здесь Л. С. Клейн ищет их в среде лесных культур, соседствующих с носителями финно-угорских языков, поскольку тохарская грамматика и фонология долгое время находились под воздействием финно-угорской. Наиболее подходящей «кандидатурой» на это место, по мнению автора, является фатьяновская культура, которая сопоставима с карасукской по археологическим данным.
Т.е. предлагается такая цепочка: фатьяновцы (скорее всего R1a) -> Карасук (R1a) -> тохары (R1a). И причем здесь более древние афанасьевцы (R1b)?