АвторТема: Этногенез татар  (Прочитано 68537 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Рудольф

  • Сообщений: 1418
  • Рейтинг +217/-4
Re: Этногенез татар
« Ответ #540 : 06 Май 2024, 13:01:41 »
Уважаемая  Leilamrf ! Компания mytrueancestry.com .Данные на прошедшую аутосомное тестирование нижегородской мишарки мне дал админ  одного научного сайта ,где занимаются изучением и исследованием  антропологии и археологии ,а также популяционной генетики Есть желание .рекомендовать Вам  ознакомиться  с научной статьей Вашего земляка .Хайретдинова Д.З. об этногенезе нижегородских мишарей .Приведу один абзац:                                                                                                                                                                                                                                        
 
                                                                                                                                                                                       
  "Формирование и этническая история нижегородских татар-мишарей (IX- начало ХХ века)"
Хайретдинов Дамир Зинюрович


Цитировать
В свете известных археологических данных можно предположить следующую картину раннего этногенеза мишарей. В VIII в. в Среднем Поволжье появились буртасы – по А.Х. Халикову и Г.Н. Белорыбкину, из Приаралья. Анализ дошедшего до нас буртасского слова «хелендж» как и имена легендарных правителей этого народа (Нарчатка, Азарап), говорят скорее в пользу их иранского происхождения Однако тюркизация их началась довольно рано, поскольку уже с VII в. в регионе проживали тюркские кочевнические племена. Буртасы оказались в составе Хазарского каганата, впоследствии испытали сильное влияние со стороны Волжской Булгарии, а в XIIв . – выходцев из Алтая, фиксируемых на Золотаревском поселении. Следует иметь в виду и финно-угорский) компонент –, вступавшие в тесное взаимодействие с буртасами
Итак, данные археологии, этнографии, лингвистики, топонимики позволяют ученым утверждать, что в первопластах, составивших основу будущих татар-мишарей, присутствовали буртасские, булгарские и частично финно-угорский этносубстраты. При этом буртасы важны для понимания этногенеза современной татарской нации в не меньшей степени, нежели булгары, а для понимания происхождения татар-мишарей – в гораздо большей степени. Если происхождение казанских татар достаточно  прозрачно увязывается именно с булгарами, то в этногенезе мишарей решающую роль играли именно буртасы
« Последнее редактирование: 06 Май 2024, 13:19:11 от Рудольф »

Оффлайн Leilamrf

  • Сообщений: 499
  • Страна: ru
  • Рейтинг +88/-0
  • mtDna H23 (Прабабушка Хадича FTDNA kit #284052)
  • мтДНК: H23
Re: Этногенез татар
« Ответ #541 : 08 Май 2024, 15:22:23 »
Уважаемая  Leilamrf ! Компания mytrueancestry.com .Данные на прошедшую аутосомное тестирование нижегородской мишарки мне дал админ  одного научного сайта ,где занимаются изучением и исследованием  антропологии и археологии ,а также популяционной генетики Есть желание .рекомендовать Вам  ознакомиться  с научной статьей Вашего земляка .Хайретдинова Д.З. об этногенезе нижегородских мишарей .Приведу один абзац:                                                                                                                                                                                                                                        
 
                                                                                                                                                                                       
  "Формирование и этническая история нижегородских татар-мишарей (IX- начало ХХ века)"
Хайретдинов Дамир Зинюрович


Цитировать
В свете известных археологических данных можно предположить следующую картину раннего этногенеза мишарей. В VIII в. в Среднем Поволжье появились буртасы – по А.Х. Халикову и Г.Н. Белорыбкину, из Приаралья. Анализ дошедшего до нас буртасского слова «хелендж» как и имена легендарных правителей этого народа (Нарчатка, Азарап), говорят скорее в пользу их иранского происхождения Однако тюркизация их началась довольно рано, поскольку уже с VII в. в регионе проживали тюркские кочевнические племена. Буртасы оказались в составе Хазарского каганата, впоследствии испытали сильное влияние со стороны Волжской Булгарии, а в XIIв . – выходцев из Алтая, фиксируемых на Золотаревском поселении. Следует иметь в виду и финно-угорский) компонент –, вступавшие в тесное взаимодействие с буртасами
Итак, данные археологии, этнографии, лингвистики, топонимики позволяют ученым утверждать, что в первопластах, составивших основу будущих татар-мишарей, присутствовали буртасские, булгарские и частично финно-угорский этносубстраты. При этом буртасы важны для понимания этногенеза современной татарской нации в не меньшей степени, нежели булгары, а для понимания происхождения татар-мишарей – в гораздо большей степени. Если происхождение казанских татар достаточно  прозрачно увязывается именно с булгарами, то в этногенезе мишарей решающую роль играли именно буртасы

Благодарю за ответ!

mytrueancestry.com насколько мне известно, является калькулятором, но не лабораторией с приёмом материала и выдачей результата. Вопросы остаются прежними (в какой компании производилось тестирование и из какого именно населённого пункта ведёт происхождение протестированная?). Если у Вас будет возможность, перешлите админу научного сайта, поделившемуся результатом. Может быть он сам ответит?

Что касается выводов кабинетных учёных, безусловно, они представляют интерес и дают пищу для размышлений. Остаётся уточнить о каком именно раннем периоде идёт речь и как/чем/ объясняется этногенез современных мишар?
 

Оффлайн Рудольф

  • Сообщений: 1418
  • Рейтинг +217/-4
Re: Этногенез татар
« Ответ #542 : 07 Июнь 2024, 05:52:18 »
Е. С. Галкина
К ВОПРОСУ О РОЛИ ВЕЛИКОЙ БУЛГАРИИ В ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
Цитировать
АННОТАЦИЯ научной статьи по истории и археологии, автор научной работы Галкина Елена Сергеевна                                                                                 
Роль Великой Булгарии для формирования этнического самосознания части входивших в нее племен можно предполагать весьма значительной. Некоторые из них сохранили свою этническую идентичность, другие, скорее всего, после распада этого политического образования, приняли этноним "булгар" по наименованию правящей элиты (исчезновение с этнической карты таких племенных союзов, как кутригуры, утигуры, сарагуры и анты очень показательно). Хотя существовал механизм принятия чужих этнонимов с помощью системы фиктивного родства, после распада кочевых политий некоторые племена пытались обойтись без этой процедуры, расценив вхождение в племенной союз как повод взять имя былых победителей. Сходная ситуация сложилась после смерти хана Кубрата и распада Великой Булгарии. В рамках этой конфедерации только начинала складываться единая культура. Кочевое и оседлое население, среди которого были племена раннетюркского, иранского, славянского происхождения, наладило культурный обмен, еще не перешедший в фазу симбиоза. Наследники Великой Булгарии, которые появились в разных районах Европы (Нижнее Подунавье, Среднее Поволжье, «внутренние булгары» Северного Причерноморья), демонстрируют значительные различия в материальной культуре. Так, иммиграционный поток на Дунай состоял в основном из славянских и североиранских племен . Из этого следует, что и «сармато-аланы», и славяне, принадлежавшие к этой миграционной волне, приняли этноним «булгары» как их самоназвание.
Цитировать
Не подлежит сомнению большая роль в Булгарской политии позднесарматских и других ираноязычных племен Восточной Европы. Судя по археологическим данным, на этой территории находились еще остатки сарматских племен, входивших когда-то в Гуннский союз. Сарматы и далее принимали активное участие в становлении средневековых булгар . Археологическая культура Первого Болгарского царства сложилась во многом на сарматской основе46. Краниологические серии, сходные с найденными в сарматских памятниках Северного Кавказа47, происходят из некрополей Дунайской Болгарии и Больше-Тарханского могильника Волжской Булгарии48. С VII в. часть племен с сарматской основой поселилась в Нижнем Поднепровье — в Надпорожье49. Там зафиксированы типичные погребения в грунтовых ямах, керамические серии из которых наиболее сходны с сармато-аланской посудой Балки Канцерка в Поднепровье50.
Цитировать
Однако письменные источники сообщают о переселении булгар, а не славян или какого-то иного этноса. Из всего этого следует, что и «сармато-аланские» племена, и славяне этой миграционной волны принимали этноним «булгары» в качестве самоназвания.
Материальная культура создателей Волжской Булгарии формировалась в другом регионе в рамках салтово-маяцкой археологической культуры, которую многие исследователи связывают с Хазарским каганатом. Исходным районом их первой миграции второй половины VIII в. в Среднее Поволжье может быть и степное Подонье, и Восточное Приазовье и Предкавказье, но в любом случае их(волжских булгар) культура была гораздо более сходна с поздними сарматами, чем с кочевниками Великой Булгарии102.
Вряд ли возможно говорить что-то определенное об археологических памятниках «внутренних булгар» арабских источников, оставшихся в Приазовье и Западном Предкавказье, пока не будет окончательно решен вопрос атрибуции хазар. Но в любом случае, судя по памятникам этого региона, их культура имела иной облик, чем у новых насельников Нижнего Подунавья. Однако все упомянутые народы носили самоназвание «булгары» и являлись потомками населения Великой Булгарии.
Цитировать
                                                                                                             
Великая Булгария по своей материальной культуре входила в своеобразную дугу, которая охватывала Кавказ (с выходом на Иран и Сирию), Приазовье, степное и лесостепное Поднепровье, Подунавье до Карпатской котловины100. «Интернациональная мода», возникшая среди элит этих регионов, была невозможна без тесного культурного и политического взаимодействия и, соответственно, отражала политические связи североиранской (сарматской, аланской, асской, маскутской и пр.) знати Предкавказья, позднегуннских племен Великой Булгарии и Аварского каганата.
Но главное — огромным было значение Великой Булгарии для становления этнического самосознания племен, входивших в ее состав. Одни из них сохранили свою этническую идентичность, другие, скорее всего, после распада объединения приняли этноним верхушки — булгары (показательно исчезновение с этнической карты таких крупных племенных союзов, как кутригуры, утигуры, сарагуры, а также анты). Механизм принятия чуждого этнонима через систему фиктивного родства уже рассматривался. После распада кочевой политии, видимо, какие-то племена пытались обойтись без этой процедуры, расценив вхождение в племенной союз как повод взять славное имя былых победителей. Так поступили в свое время европейские авары101.
Сходная ситуация сложилась и после распада Великой Булгарии на пять независимых объединений. Количество их вряд ли свидетельствует о числе крупных этнополитических группировок, в свое время составивших Великую Булгарию. Против этого предположения — обширнейшая география распространения этнонима «унногундуры» в раннем Средневековье: от Аварской Паннонии до Средней Волги. В разнонаправленной миграции племен последней трети VII в. участвовали осколки племенного союза унногундуров, причем уже в качестве членов группировок, отражавших военно-иерархическое деление булгарской политии.
Итак, комплекс источников по истории Северного Причерноморья VI-VII вв. свидетельствует о том, что там существовало крупное объединение, включавшее полиэтничное кочевое и оседлое население. Но главное доказательство существования Великой Булгарии — это появление в разных районах Европы этносов, именовавших себя «булгарами» и при этом демонстрировавших значительные различия в материальной культуре.Судя по археологическим данным, переселенцы на Дунай по своей материальной культуре принадлежали в основном к славянским и североиранским племенам.
Цитировать
Резюме: Роль Великой Булгарии для формирования этнического самосознания части входивших в нее племен можно предполагать весьма значительной. Некоторые из них сохранили свою этническую идентичность, другие, скорее всего, после распада этого политического образования, приняли этноним "булгар" по наименованию правящей элиты (исчезновение с этнической карты таких племенных союзов, как кутригуры, утигуры, сарагуры и анты очень показательно). Хотя существовал механизм принятия чужих этнонимов с помощью системы фиктивного родства, после распада кочевых политий некоторые племена пытались обойтись без этой процедуры, расценив вхождение в племенной союз как повод взять имя былых победителей. Сходная ситуация сложилась после смерти хана Кубрата и распада Великой Булгарии. В рамках этой конфедерации только начинала складываться единая культура. Кочевое и оседлое население, среди которого были племена раннетюркского, иранского, славянского происхождения, наладило культурный обмен, еще не перешедший в фазу симбиоза. Наследники Великой Булгарии, которые появились в разных районах Европы (Нижнее Подунавье, Среднее Поволжье, «внутренние булгары» Северного Причерноморья), демонстрируют значительные различия в материальной культуре. Так, иммиграционный поток на Дунай состоял в основном из славянских и североиранских племен (тюркский элемент составлял меньшинство). Из этого следует, что и «сармато-аланы», и славяне, принадлежавшие к этой миграционной волне, приняли этноним «булгары» как их самоназвание
.
« Последнее редактирование: 29 Июнь 2024, 06:46:03 от Рудольф »

Оффлайн Рудольф

  • Сообщений: 1418
  • Рейтинг +217/-4
Re: Этногенез татар
« Ответ #543 : 28 Июнь 2024, 13:48:33 »
А.А .Сухарев "Казанские татары "
Цитировать
Профессор Н.М.Малиев в своем труде "Материалы для антропологии восточного края России" что и А.Бер и на антропологическом съезде в Геттингене обратил внимание присутствующих на тот факт , что теперешние татары живущие в окрестностях Казани резко отличаются  от других татарских племен ведущих номадную жизнь в степях востока и питающихся преимущественно животной пищей . Описывая далее лицо киргиза с выдающимися скулами и сильно развитым челюстным аппаратом , он не находит  его сходным с Казанскими татарами , хотя последние говорят на одном и том же языке.
Лица наших татар, по его мнению , узкие  и часто длинные , с большим  выдающимся , нередко орлиным носом .
Черепа у них "средней формы яйцевидного (длинноголового) очертания".

Словарь Брокгауза и Эфрона                                                                                            
Цитировать
Отличные в физическом отношении от других татарских народностей европейской группы, Казанские Татары выше среднего роста  и представляют два различных типа: один красивый, европейский, с продолговатым овалом лица, правильным, прямым носом, живыми, правильно разрезанными черными глазами, мало выступающими скулами, хотя губы несколько толсты, борода негустая, клинообразная; другой — с более угловатыми чертами, не сильно  выступающим  носом и т. д. Это различие совершенно совпадает с результатами черепных измерений проф. Малиева, давшими два типа: один — древний, долихоцефальный (гол. указ. 77,3), другой — современный, брахицефальный (гол. указ. 81).
« Последнее редактирование: 28 Июнь 2024, 14:40:42 от Рудольф »

Оффлайн Penny

  • Сообщений: 803
  • Рейтинг +72/-5
Re: Этногенез татар
« Ответ #544 : 28 Июнь 2024, 21:39:17 »
Вот это размышление о татарах имела в виду в своей теме. Автор - Хомяков М.М.
https://ibb.co/5KSyyQF

Оффлайн Рудольф

  • Сообщений: 1418
  • Рейтинг +217/-4
Re: Этногенез татар
« Ответ #545 : 19 Июль 2024, 09:51:38 »
Мировая история без лженауки
 
Цитировать
Кто такие были племена булгар?
Булгары получили огромное вливание иранских народов, которое затмило даже прежнюю тюркскую часть.
"Постсарматское население" - многочисленные кочевые иранские племена от Казахстана до Дуная, примкнули к булгарам на правах вассалов, а затем смешались с ними.
С эти согласны антропологи, которые видят в булгарах не центральноазиатские, а палеоевропейские типы, хотя и с монголоидными признаками. Армянские хроники пишут о родине булгар в горах Средней Азии и в Бактрии, а в Парфии есть легенда о том, что сарматское племя дахов, устав от войн на родине, позле страшного мора и землетрясений, одежды в полном составе ушло на Волгу, взяв себе имя булгар, в память о старой родине -Балхе.
Имена булгар также подозрительно иранские: Заберган, Аспарух, Безмер, Боаз.
Придя в Европу, этот смешанный народ занял Предкавказье, степи нынешней Украины и России, а также вышел до границы с Византией.
Находясь в тени гуннов, они вышли в самостоятельное плавание после падения Аттилы, когда стали угрожать Византии.
Константинополь мастерские стравливал племена булгар между собою, не давая им усиления, но вскоре в Европу пришли авары и о булгарах снова забыли.
В военном плане, булгары были типичнейшими степняками, что резко отличает их и от самих же тюрок - формальных "отцов"!
Если каганат тюрок держался на "острие копья" и тяжелой пехоте, то булгары воюют точно также, как гунны или скифы: легкая стреляющая конница, довольно грозная в наскоке, но не слишком мощная в рукопашной кавалерия.
Некий гибрид между тяжелым сарматским катафрактирем и скифским лучником. Что также указывает на доминирование именно иранского населения среди булгар, которым так воевать куда привычнее.
Авары без боя оттеснили булгар от своих владений на север. Якобы булгары признали в аварах некий народ-хозяин этих земель из древних времен и уступили законному владельцу. Но даже если бы случилась война, то авары были куда сильнее : универсальная тяжелая конница, имеющая стремена и палаши, стреляющая и способная на конный удар клином...Булгары осмелились на бунт лишь в самом закате авар.
Недолгий век Великой Булгарии - царства, которое они создали на юге Украины, после освобождения от авар, завершился уходом пяти орд в разные стороны и завоевания остальных хазарами.
Булгары основали Болгарию Балканскую, Болгарию Волжскую, растворились в Македонии и Италии, а также в Хазарском Каганате.

Как выглядели булгары?
Ранние тюрки, к которым относят огуров - первых булгар, были выраженными монголоидами, алтайского типа, с очень небольшим европеоидным влиянием. Например, как современные киргизы.
А вот булгары в Европе уже дают совсем иной тип: массивны и широкоголовый европеоидный, с легкой монголоидностью.
Такой тип был характерен для сармат, жителей Памира и ираноязычных народов Средней Азии, что указывает на правдивость легенд о выходе булгар из Бактрии. Как и большая доля деформированных черепов, как практиковали сарматы.
Булгары первыми занесли в Европу обычай брить голову. Мужчины сбривали все волосы на голове, а вместо бороды предпочитали вислые усы, члены княжеского рода оставляли несколько прядей волос длинными, как через тысячу лет будут делать казаки.
Со временем, эту восточную моду перенимут славяне, особенно южные, а также народы Кавказа.
Поклонялись булгары солнцу - Эдфу и звездам, что также подозрительно напоминает иранский зороастризм с солнечным богом Митрой и магами-гадателями по звездам, которые назывались у булгар колобарами (что опять же связано с корнем коло -Солнце).
Таким образом, мы получаем ранних тюрков, которые ушли из Азии в Европу и встретились там с выходцами из Средне Азии, иранского корня.
Смешавшись и примкнув к тюркам и гуннам, получился народ булгар: тюркский по языку, но иранский по крови и  культуре.
Несколько веков бурной экспансии булгар завершились ассимиляцией их в Болгарии, Волжской Булгарии,среди татар, чувашей, народов Поволжья и Кавказа.

В целом автор изложил близкую к реальности краткие  историю и особенности этногенеза булгар Но есть один   аспект который  остается дискуссионным ,где имеется две концепции  .
Первая концепция предполагает  формированиев  булгар  в Балхе и Бактрии  чисто на иранской  европеоидной основе . И по антротипу ,генофонду ,культуре и языку .
Считается что легкую монголоидность и гуннский язык булгары получили от гуннов ,авар и кавказских гуннов (савир-хазар).,которые проживали на Северном Кавказе ,в Подонье и на Северном Причерноморье
Вторая концепция этногенеза булгар гласит ,что булгары изначально являлись -хунну. то есть выходцы из хуннского этномассива .Сторонники этой концепции считают ,что булгары с территории Монголии  переселились в Балх и Бактрию и впитали в себя иранские гены и элементы культуры, в результате  чего  у них снизилась монголоидность и иранский культурный пласт стал более весомым. Считается что  одна часть булгар переселисась в Приазовье ,Подонье ,Северное Причерноморье .Другая ушла на территорию   современных Армении и Азербайджана .Сторонники этой версии считают что булгары  опять получили иранские гены ,сарматские черты и элементы иранской культуры у постсарматского населения ,проживавшего на территории  от Дуная до Подонья и Приазовья
 
 

Оффлайн Рудольф

  • Сообщений: 1418
  • Рейтинг +217/-4
Re: Этногенез татар
« Ответ #546 : 27 Сентябрь 2024, 18:47:16 »
Академия наук Республики Татарстан

Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

27 сентября 2024 г. Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан провел Всероссийскую научную конференцию «Татары на службе Отечеству», посвященную целому ряду юбилейных памятных дат военной истории:

– 210 лет со дня взятия русскими войсками Парижа и победного завершения Заграничных походов 1813–1814 годов;

– 150 лет манифесту о введении всеобщей воинской повинности» от 1 (13) января 1874 года;

– 120 лет началу Русско-японской войны 1904–1905 гг.;

– 110 лет началу Первой мировой войны 1914–1918 гг.

Научный форум проводился в рамках Государственной программы РТ «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014–2025 годы» и направлен на консолидацию усилий исследователей-гуманитариев, занимающихся военной историей Российской империи, разработку проблематики участия народов страны в деле защиты Российского Отечества.

К обсуждению предлагаются следующие темы:

– Народы Волго-Уралья в военных кампаниях России XIX – начала XX вв.;

– Татары в Отечественной войне 1812 г. и Заграничных походах 1813–1814 гг.;

– Офицеры из татар в Российской империи;

– Татары – георгиевские кавалеры;

– Казанский военный округ в структуре российской армии: общее и особенное;

– Воинская повинность в повседневной жизни народов Волго-Уралья;

– Русско-японская война 1904–1905 гг. в исторической памяти татарского народа;

– Татары в Первой мировой войне 1914–1918 гг.

 

Оффлайн Рудольф

  • Сообщений: 1418
  • Рейтинг +217/-4
Re: Этногенез татар
« Ответ #547 : 25 Ноябрь 2024, 08:46:27 »
АНТРОПОЛОГИЯ НАСЕЛЕНИЯ ДЖУКЕТАУ (по материалам Донауровского некрополя)
И.Р. Газимзянов , Н.Г. Набиуллин.

Цитировать
В публикации представлены некоторые результаты антропологических исследований погребений Донауровского некрополя города Джукетау. Исследованная часть могильника датирована XI - XII вв. Всего выявлено около тридцати захоронений, совершенных по Мусульманскому погребальному обряду. Антропологический материал иллюстрирует начальный этап этнокультурного и этногенетического взаимодействия между местным населением, имеющим поволжско-приуральские истоки, и группами населения, переселявшегося на Среднюю Волгу с территории распространения салтово-маяцкой культуры. Для первых характерен брахикранный мезоморфный морфотип с небольшой монголоидной примесью, для последних(салтовцев) - резко европеоидный долихокранный краниокомплекс.
Джукетау, археологические остатки которого расположены на западной окраине современного города Чистополя Республики Татарстан, обычно включают в число основных булгаро-татарских городов. Это один из немногих исторически известных и надежно локализованных городов Волжской Булгарии -он упомянут в одном ряду с Болгаром древнерусскими летописями XIV в. и нанесен на западноевропейские карты того же времени.В исследованиях Джукетау находят отражение общие особенности и характеристики современного этапа изучения Волжской Булгарии, в том числе более широкое применение в археологических исследованиях и исторических реконструкциях достижений естественных наук.

Вместе с тем средние показатели не совсем адекватно отражают антропологический состав населения, оставившего Донауровский некрополь. На индивидуальном уровне в мужской части серии можно выделить две группы черепов, различающиеся как по черепному указателю, так и по степени выраженности монголоидных признаков. Первую группу составили черепа резко долихокранного типа (погребения 8, 18, 21, 22), имеющие узкое и невысокое лицо с хорошо профилированным и сильно выступающим переносьем (табл. 4). Их европеоидная подоснова не вызывает сомнений.Во вторую группу вошли черепа с резко брахикранной формой (погребения3,13) и более широким и уплощенным лицом, то есть эти черепа характеризуются монголоидными чертами физического облика. Правда, при этом следует отметить, что относительно низкое лицо придает этому морфокомплексу смешанный характер.Таким образом, антропологический состав исследуемой серии, особенно мужской ее части, неоднороден. Несмотря на малочисленность серии, можно предположить, что выделенные по черепному указателю морфологические группы имеют разные генетические истоки. Сравнительный анализ домонгольских краниологических серий, характеризующих антропологический состав волжских булгар (табл. 5, 6), показал, что долихо-мезокранные серии (например, серия из Танкеевского могильника) сочетают в своем физическом облике как европеоидные черты (узкое и невысокое лицо), так и некоторые монголоидные особенности субуральского типа (ослабленная профилировка лица и среднее выступание носа).В нашем случае долихокранный резко европеоидный компонент, который является условно преобладающим в серии из Донауровского некрополя, не имеет местных корней и, вероятно, связан с пришлым населением (с аланами), переселение которого из зоны распространения салтово-маяцкой культуры на Среднюю Волгу произошло в конце IX - начале X века. Брахикранные черепа смешанного мезоморфного типа могут представлять местные группы населения поволжско-приуральского генезиса (финно-угров), принявшие участие в формировании этнических и антропологических особенностей волжских булгар. Данная информация позволяет говорить о начальном этапе образования этого этноса(волжских болгар) как этнокультурном и этногенетическом симбиозе различных по происхождению групп населения, в том числе и средневекового населения города Джукетау. Дальнейшее накопление палеоантропологического материала позволит более детально проследить этот процесс.

В Донаурском некрополе пока не обнаружены останки людей ,антропологические параметры которых соответстововали бы зливкинскому (собственно булгарскому) морфотипу..Зливкинскому типу свойственны брахикрания,широколицесть,небольшая монголоидность , которая у булгар проявлялась в виде незначительной уплощенности лица и среднего выступания переносицы .Останки людей , которым свойственна брахикрания и некоторая монголоидность обнаружены у Донаурском некрополе.Но они по остальным краниологическим параметрам отличаются от зливкинского типа.Зливкинский тип -близок к памиро-ферганской субрасе , а брахикраны Донаурского некрополя связаны по утверждению Газимзянова-с местными поволжско-приуральскими этносами. Местные этносы Среднего Поволжья на тот период -это исключительно финно-угорские народы. Их краниотип -субуральский .Обнаруженный при раскопках данного некрополя останки людей , которым был свойственна долихокрания и узколицесть ,Газимзянов отнес к переселенцам с территории салтово-маяцкой культуры..Известно, что салтово-маяцкую культуру создали аланы-долихокраны и булгары-брахикраны .В нашем случае обнаружены останки людей , представляющих салтовский (долихокранный ,аланский) тип
Долихо-мезокранный тип в данном случае антропологи называют   каспийско-понтийским,брахикранный- -субуральским.,хотя степень выраженности черт данного морфотипа  Газимзянов не конкретизирует .
Можно отметить что зливкинский ,памиро-фергански,й собственно буларский морфотип в данном исследовании не выявлен.
« Последнее редактирование: 25 Ноябрь 2024, 09:12:44 от Рудольф »

Оффлайн Рудольф

  • Сообщений: 1418
  • Рейтинг +217/-4
Re: Этногенез татар
« Ответ #548 : 18 Декабрь 2024, 10:02:29 »
Проблемы персидско-татарского языкового взаимодействия

Культурные связи между Ираном и Татарстаном насчитывают свыше 1200 лет истории. И это только история, зафиксированная письменно. Скорее всего, эти связи существовали еще раньше. Эти связи затрагивали такие области как торговля, религия, науки, литература. В общем, иранская культура оказала самое значительное влияние на формирование татарской культуры, значительнее даже по сравнению с любой другой культурой, даже русской. И поэтому изучение ирано-татарских культурных связей имеет сегодня чрезвычайное значение, особенно в пору налаживания взаимоотношений новой Российской Федерации и современной Исламской Республикой Иран.

Общеизвестно, что влияние иранских языков на тюркские языки в средние века было очень велико. Это четко видно на примере татарского языка, где и сегодня персидские заимствования занимают значительное место. Однако до сих пор не было проведено сколько-нибудь значительного исследования по проблемам персидско-татарского языкового взаимодействия. И тут необходимо выработать сначала подходы к такому исследованию: что брать в качестве материала, какие временные рамки должны затрагивать такое исследование.  На наш взгляд самым правильным и научным является такой подход, когда в качестве языкового материала будут браться уже известные татарские литературные памятники, созданные по образцу персидских произведений (или переведенных с персидского языка на татарский язык). На их примере можно легко проследить лексические, грамматические особенности персидско-татарского языкового взаимодействия.

Кроме того, в татарском языкознании достаточно хорошо изучен ономастический материал, на основе которого можно делать новые научные открытия как раз по данной проблеме. Это и имена людей, и названия населенных пунктов, географических объектов, названия дней недели и т.д.

Изучая богатое литературное наследие татарского народа можно проследить и то, как перекочевывали литературные образы, художественные приемы, жанровые формы из персидской в татарскую литературу. В общем, материал богатейший.

Но всё по порядку.

Начать можно, думаю, с проблемы алфавита. До 1929 года татарский народ использовал арабский алфавит. Но фактически, это был персидский вариант алфавита, поскольку до революции всеми писателями и учеными был принят 32-х буквенный алфавит с четырьмя дополнительными буквами, как и в персидском алфавите (буквы «пе», «че», «же» и «гяф»). Сам факт использования тех же дополнительных знаков, что и персы, свидетельствует о вероятности того, что именно иранцы в свое время предложили болгарам использовать такой алфавит. Об этом же может свидетельствовать и тот бесспорный факт, что на территории Татарстана с давних веков были известны произведения персидских поэтов-классиков Фердоуси, Саади, Моулави и др. Об этом будет сказано ниже.

Лексика. Персидская заимствованная лексика в татарском литературном языке является одновременно и свидетельством давних культурных связей наших народов, и уникальным фактором, позволяющим нам в Татарстане и дальше думать о налаживании тесных связей между нашими народами.

Достаточно привести некоторые примеры, чтобы стало ясно, насколько современный татарский литературный язык соотносится с современным персидским литературным языком. Вот эти примеры: ägär, mägär, häm, här, hič, hämišä, hämmä, dust, äšnä, uraza (ruzä), bazar, gol, arzan, bäyä (bäha), afärin, čišmä, tän, bädän, daru, daruxanä, yadkar, čäyxanä, nowruz, yekšämbe, došämbe, sešämbe, čaharšämbe, pänjšämbe, šimbä, atna (adine).

Полюбившимися среди казанских татар стали персидские собственные имена, вошедшие, несомненно, из произведений персидской и татарской переводной литературы. Вот эти имена: äxtär, azad, firdows, bayäzid, bäxtiyär, bähram, jihangir, delšad, rostäm, fäyruz, yadkar, banu, päri, jihan, delbär, deläfruz, rowšan, särvenaz, golčehre, golšad, golgun, golnaz, golnar, gowhär, mahetab, mehrebanu и т.д. Таких имен можно привести несколько десятков. И на каждое это имя имеются примеры из персидской художественной литературы. (В данной статье не ставится целью их анализ).

Далее можно привести этно-топонимы, происхождение которых возможно связано в том числе и с иранскими языками. Это следующие слова: казан, кубан, кашан (кушан), туран, томан (таман) и ряд других. Все эти этно-топонимы объединены морфологическим принципом. То есть, у всех у них окончание -ан, характерное для иранских языков. В персидском языке это показатель множественности для одушевленных имен существительных. А основами этих слов являются тюркские этно-топонимы соответсвенно каз, куб, тур, том[1].

Есть еще одна группа этнонимов с предполагаемой иранской основой ал (ар). Это следующие: алтай, балкар, булгар, баргар, булган, бургас, буртас, балкан, алан, албан, алман, армян, ар. Можно конечно рассматривать все эти этнонимы, как восходящие к древнему слову ар/аз/ал, и говорить о том, что все евразийские языки восходят к единой древней общности (так называемой ностратической, куда восходят и индоевропейские, и алтайские, и некоторые другие языки Евразии). Но речь здесь идет о конкретных этнонимах, таких как балкар (булгар). Ленинградский профессор философии, наш соотечественник Реза Бариев считает, что булгарский этнос произошел от смешения гуннов с иранскими племенами (аланами) в результате завоевания первыми последних. Тогда элитная часть аланов не только вошла в состав нового единого этноса, но и стала занимать высокое положение в этом этносе. По нашему мнению, это доказывается и с языковой стороны. Этноним Балкар (Булгар, Балкан) мог таким образом произойти от смешения компонента гунн (либо ган, гар) и иранского компонента алан. В результате получился ал+гар=алгар. (То есть переводя на современный язык получается «аланские гунны»). Но если учесть, что болгарская группа тюркских языков отличительной чертой своей имеет начальное б(в) перед гласными, то становится понятным появление б в этнониме балгар (балкан). Разумеется, это только гипотеза, но не лишенная логики и здравого смысла.

Грамматика. Кроме лексики, можно отметить и грамматические явления свидетельствующие о влиянии персидского языка на формирование национального литературного языка у казанских татар. Например, употребление персидских изафетных конструкций в татарских предложениях в книге Шигабутдина Марджани «Мустафад аль-ахбар», написанной в 1885 году[2]: [т.2,с.114] balada-i qazannyh gareb tarafynda «в западной части Казани» —  показателем изафетной связи служит гласная .

Можно привести в качестве примера некоторые структурные типы  татарских глаголов: суффиксальное словообразование глаголов от персидской именной основы: penahlan- «скрываться», zinharla- «умолять»[3]; или сложные глаголы с именной персидской частью, например: bänd qyl- «связать», där däst qyl- «захватить, взять в руки».

Под влиянием персидской литературы получило распространение в татарском литературном языке употребление сложных глаголов с несколькими равнозначными именными частями, например: säüdä wä  ticarät qyl- «торговать во всю», iftira wä böhtän wä gäjbät qyl- «клеветать, лгать и сплетничать», mähw wä näsx qylyn «стираться и уничтожаться», isga wä iltifat qylma- «не обращать внимания», tärmim wä tägmir qyl- «чинить и строить»[4] - по нашему мнению, это было необходимо либо для усиления лексического значения глагола, либо для упрощения понимания читателем, в случае, если читатель не знает какого-либо арабского слова, входящего в состав сложного глагола, ведь проблема арабских заимствований была актуальна и для персов.

Однако нельзя говорить только лишь о влиянии одного языка на другой, в данном случае персидского языка на тюркские. Существует и обратный процесс. В современном персидском и других иранских языках достаточно много встречается тюркизмов.  Например, иранский ученый-филолог Ахмад Хатами, автор книги «Шарх-е мошкелат-е «Тарих-е джахангоша-йе Джовайни», составил словарь знаменитого исторического произведения Джувайни, в котором приводится остаточно много тюркских слов: ага, эне, акча, ал, тамга, ортак (уртак), орду (урда), оруг (ыруг), олыг бетикчи (старший секретарь), олак (посланник), ил, илче, илхан, баскак, балеш, борак (собака с длинной шерстью), бахадир и т.д. В основном,  этот лексический пласт в персидском языке образовался в период монгольского нашествия на иранские государства.

Литературный обмен. Современными татарскими учеными Академии наук Татарстана, Казанского государственного университета и другими установлено, что татарская литература проходила стадии своего становления под влиянием именно персидской литературы. Например, Йусуф Баласагуни создал свое произведение “Кутадгу билик” в том же размере, что и Фирдоуси свою знаменитую поэму “Шахнаме”. Популярное среди тюркских народов произведение Кутба “Хосров и Ширин” было создано под влиянием произведения Низами Ганджави с тем же названием, сам автор Кутб говорит во вступлении о том, что это свободный перевод произведения Низами, написанного на персидском языке.

Бессмертными являются произведения великого иранского поэта Абу-ль-Касыма Фирдоуси (934-1020). Одним из самых известных является поэма «Йусуф и Зулейха». По мнению татарских исследователей Н.Исанбета и Г.Тагирджанова (кстати, Ленинградца), книга «Сказание о Йусуфе» («Йосыф китабы») великого булгарского поэта Кул Гали была создана под влиянием именно произведения перса Фирдоуси. Хотя известно, что в средневековой мусульманской литературе создавалось немало произведений, основанных на этот популярный сюжет. Это же доказывает в своей монографии другой известный татарский исследователь творчества Кул Али академик Н.Ш.Хисамов[5]. Как пишет Н.Ш.Хисамов, - «Кул Али создал великий шедевр тюркской поэзии, поучительный и прелестный международный сюжет превратил в духовное достояние тюркских народов и этим дал путь своему народу ко всемирным поискам идеала красоты и благородства»[6]. Еще предстоит исследовать этот великий литературный памятник с различных сторон. В данном случае, нас привлекает именно проблема персидско-татарского языкового взаимодействия. Какие формы позаимствовал автор из персидского литературного источника, как они были усвоены впоследствии в татарском языке и т.д.

Одним из популярнейших произведений средневековой татарской литературы является, несомненно, книга “Гулистан би-т-турки” (1391 г.), принадлежащая перу поэта Сайф Сараи. В наши дни это произведение исследовал Хатип Миннегулов. Это – не оригинальное произведение, а перевод знаменитого произведения великого персидского поэта Муслих-ад-Дина Саади Ширази. Значение данного переводного произведения еще и в том, что С.Сараи впервые “решился” переводить персидские стихи на тюркский язык. Ведь боялись переводить персидские стихи, поскольку терялась вся красота стиха, ибо персидский язык считается очень красивым и выразительным. И надо сказать, что С.Сараи удалось сделать это. Это имеет огромное значение потому, что впервые татарская поэтика приблизилась к уровню персидского стихотворного слога, а значит, персидская литература сыграла свою позитивную роль, роль образчика, к которому следует стремиться. Исследователь этого произведения Х.Миннегулов, в своей книге, посвященной творчеству Сайфа Сараи говорит о том, что “ещё предстоит выяснить многие важные проблемы, относящиеся к творчеству С.Сараи (принципы перевода, подражания, работу с жанрами и т.д.)”[7].

Мы бы как раз хотели рассмотреть языковые аспекты переводного произведения С.Сараи “Гулистан би-т-турки”.  Так, сравнив тексты татарского и персидского вариантов выявляется лексика, напрямую, вошедшая в татарский язык. Кроме того, автору тюркского варианта нужно было продумывать и грамматические стороны текста, так как чтобы сохранить первоначальный оригинальный смысл, Сайфу Сараи нужно было часто прибегать к тем же способам, что и принято в персидском языке. Речь в частности идет о сложных предложениях с различными типами придаточных предложений. И некоторые другие аспекты.

Несомненно, интересен для исследования и сам литературный материал, так как образная система персидского сборника назидательных рассказов и стихов «Гулистана» автоматически перекочевала в татарскую литературу, и благополучно был усвоен татарскими литераторами и читателями. Жанры назидательных коротких рассказов также стал популярным в татарской литературе после знакомства с персидскими образцами. В общем, такое исследование представляется чрезвычайно интересным и плодотворным.

И еще один аспект. Неотъемлемой составляющей понятия национальная культура, применительно к татарской культуре, является религия. Известно, что официальное принятие Ислама в Волжской Болгарии состоялось в 922 году при правлении Халифа Муктадира Биллаха, направившего в наш регион своего посланника Ахмеда ибн Фадлана, известного больше как путешественник и историк. Но в 922 году произошла формальная процедура признания официальными властями новой религиозно-политической идеологии, имеющей целью сближение с арабским халифатом и укрепление собственных сил перед лицом воинственных соседей - Хазарского каганата и Руси. Но истинное принятие и распространение новой религии произошло намного раньше - по мнению историков, еще в 8 веке, и именно через иранцев, которые к тому времени вели активную торговлю в Болгарии и привносили в местную культуру достижения своей иранской культуры, неотъемлемой частью которой являются религия, литература, язык и искусство. По мнению татарских историков, первые мечети и медресе были построены именно иранцами. В то время активно действовал известный сегодня Великий Волжский Путь, через который и осуществлялся культурный обмен с Мусульманским Востоком. Подчеркну, что это был самый короткий и самый хорошо обустроенный путь сообщения.

 Библиография

 1.      Баскаков Н.А. Введение в изучение тюркских языков. – М., 1962. – 332 с.

2.      Закиев М.З. Татар халкы теленен барлыкка килуе. – Казан, 1984. (на татар.яз.)

3.      Юзмухаметов Р.Т. К вопросу о систематизации алтайских этнонимов// Наследие монголоведа О.М.Ковалевского и современность. Доклады и сообщения международной научной конференции, 21-24 июня 2001 г. – Казань: Издательство Казанского университета, 2002. – С.214-221.

4.      Миннегулов Х.Ю. Сайф Сараи. Жизнь и творчество. – Казань: Изд-во КГУ, 1976. – С.21. (На татар. яз.).

5.      Юзмухаметов Р.Т. Роль и влияние иранской культуры на татарскую литературу и культуру//Россия и Иран: Иранистика в Татарстане. Сборник статей. – М.: «ПАЛЕЯ-Мишин», 2001. – с.216.

6.      Сараи, Сайф. Гулистан бит-турки. В 2-х частях. – Казань: изд-во КГУ, 1980. (На старотатар. языке).

7.      Серебренников Б.А., Гаджиева Н.З. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. – Баку, 1979.

8.      Хатами А. Шарх-е мошкелат-е "Тарих-е джахангоша-йе Джувайни". – Тегеран, 1380 (на перс. языке).

9.      Щербак А.М. Очерки по сравнительной морфологии тюркских языков: Имя. – М., 1979. – 191 с.

10. Хисамов Н.Ш. Поэма «Кыйсса-и Йусуф» Кул Али. – М., 1979. – С.48.

11. Юзмухаметов Р.Т. Структура текста и язык книги «Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» Шигабутдина Марджани: Учебно-методическое пособие. – Казань, 2003. – С. 132.

[1] Юзмухаметов Р.Т. К вопросу о систематизации алтайских этнонимов// Наследие монголоведа О.М.Ковалевского и современность. Доклады и сообщения международной научной конференции, 21-24 июня 2001 г. – Казань: Издательство Казанского университета, 2002. – С.214-221.

 [2] Юзмухаметов Р.Т. Структура текста и язык книги «Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» Шигабутдина Марджани: Учебно-методическое пособие. – Казань, 2003. – С. 132.

[3] Там же. С.101.

[4] Там же. С.102.

[5] Хисамов Н.Ш. Поэма «Кыйсса-и Йусуф» Кул Али. – М., 1979. – С.48.

[6] Хисамов Н.Ш. Персидские источники поэмы «Кысса-и Йусуф» Кул Али//Россия и Иран: Иранистика в Татарстане. Сборник статей. – М.: «ПАЛЕЯ-Мишин», 2001. – с.200.

[7] Миннегулов Х.Ю. Сайф Сараи. Жизнь и творчество. – Казань: Изд-во КГУ, 1976. – С.21. (На татар. яз.).





Оффлайн Рудольф

  • Сообщений: 1418
  • Рейтинг +217/-4
Re: Этногенез татар
« Ответ #549 : 01 Январь 2025, 22:22:28 »


Предки скифов, сарматов и алан по данным генетики:

1) Анализ мтДНК:

Международная команда палеогенетиков из Университета города Майнц (Германия), Департамента генетики Гарвардской школы (США), Института цитологии и генетики СО РАН (Россия) и ряда других лабораторий провели подробное исследование захоронений скифской культуры в разных местах Евразийской степи - на Кавказе, в Причерноморье, в Поволжье, на Алтае и в Саянах. Результаты были опубликованы группой авторов (M. Unterländer, Friso Palstra, Iosif Lazaridis et al. 2017) в известном научном журнале Nature Communications, а также более поздних изданиях. Ниже привожу краткие выводы, которые сделали ученые в данной статье.
Были проведены исследования различных генетических образцов (96 образцов мтДНК и 9 полногеномных анализов) останков скифов железного века между двумя их группами - «западной» (Северное Причерноморье, Поволжье, Кавказ) и «восточной» (Алтай,Средняя Азия и Саяны) и анализом современного евразийского населения, проживающего на этих территориях. В результате исследований было установлено, что современное население, которое связано с западными скифами железного века, по генетическим материалам можно найти среди различных этнических групп на Кавказе, жителей Восточной Европы(Поволжье), а также в некоторых районах Центральной Азии (преимущественно среди ираноязычных народов(памирцев), тогда как популяции с  восточно-скифскими наследственными компонентами  встречались почти исключительно среди носителей тюркского языка.
Исследователи сделали вывод, что восточные и западные скифы возникли независимо друг от друга на Западе и Востоке Евразийских степей, но в дальнейшем наблюдался постоянный и значительный обмен генами между ними, что привело к схожести их материальной культуры по всей степной зоне Евразии. Митохондриальные линии у скифов, проанализированные в этом исследовании состоят из смеси западных и восточных евразийских гаплогрупп.
Типичные линии мтДНК западных скифов присутствуют также в Таримском бассейне, Казахстане и даже преобладали в Красноярском крае в скифских курганах II тыс. до н.э. Эта указывает на процесс постоянного смешивания между западным и восточным евразийским населением степей, который начался еще до начала 1-го тысячелетия до н.э., что согласуется с другими исследованиями. Это также означает, что скифы мигрировали не только в Европу, но и в Сибирь, неся западные гены и индоевропейские языки - в восточные регионы.
Более поздние исследования международной группы ученых-генетиков, опубликованные в 2018 году в научном журнале Science показали, что предки западных скифов и сармат из Ямной археологической культуры - степные кочевники Причерноморья и Поволжья привнесли свою культуру в Азию, где они генетически смешались с племенами культуры Бактрия-Маргиана (BMAC), с которыми они встретились на территории Турана.

2) Анализ Y-ДНК скифов, сарматов и аланов:

В 2021 году журнале Science Advances была опубликована еще одна статья о предках скифов, в которой международная группа палеогенетиков ряда стран, работавших под эгидой известного Института истории человечества имени Макса Планка (Германия) пришли к выводу, что скифы были очень неоднородны по своему генетическому составу (так жители современной Средней Азии по данным этих ученых куда более однородны, чем скифы железного века), а их древняя прародина находилась сразу в трех разных местах - в Горном Алтае, Южном Урале и в BMAC Бактрийско-Маргианский археологический комплекс и даже северных районах тогдашней Персии. В начале железного века (около IX века до новой эры) степные кочевники фактически одновременно начали мигрировать из этих трех мест. Южно-уральские скифы двинулись на юг и запад заселив причерноморские и прикаспийские степи, алтайские скифы начали заселять Южную Сибирь и Среднюю Азию, а скифы из BMAC и северного Ирана двинулись на север.
Проанализированные в этой статье Y-ДНК гаплогруппы показали крайне высокий разброс среди скифов по этому параметру. Однако, наиболее массовыми у них оказались гаплогруппы R1a (35%), большинство которых определены как R1a Z-645 (12%) или R1a Z-93,94 (12%). Далее у скифов шла гаплогруппа Q1a (22%), N1a (7-8%) и R1b (около 5%). Кроме этого у скифов найдены гаплогруппы I2a, I1b, J2a, E1b, CT, C2b, D1b, F, G, P1, L1a, NO и др. Все это подтверждает происхождение скифов от разных народов западной и восточной Евразии, которые постоянно перемешивались между собой
В отличие от скифов у сармат и алан доминировали другие Y-хромосомные гаплогруппы, хотя разброс по Y-ДНК также был высоким. У ранних сармат, поселившихся в к юго-западу от Уральских гор в III-I веках. до новой эры преобладала Y-хромосомная гаплогруппа R1b, а по геномам они очень напоминали кочевников из более древней Ямной культуры Прикаспийских степей бронзового века (Unterländer et al. 2017). У средних сармат самыми распространенными Y-ДНК гаплогруппами являлись R1b, R1a, I2 и I1, что указывает на смешение их с западными скифами, в том числе и предками славян. У поздних сармат или алан начинают преобладать Y-гаплогруппы G2a, высоким остается процент гаплогруппы R1a и увеличивается доля J1 и J2. Эти изменения безусловно говорят о возрастающем вкладе кавказских популяций и генетических отличиях алан от скифов и более ранних сармат.



Оффлайн Рудольф

  • Сообщений: 1418
  • Рейтинг +217/-4
Re: Этногенез татар
« Ответ #550 : 02 Январь 2025, 07:51:20 »
Аутосомный анализ ДНК скифов, сармат и алан:

Все скифы и сарматы железного века, как выяснили ученые, несли разные предковые компоненты: охотников-собирателей Кавказа и Северо-Востока Европы, неолитических земледельцев Ирана и Средиземноморья, а также населения Сибири и Восточной Азии. Это согласуется с представлением о том, что восточно-европейские охотники-собиратели входили в состав праскифской культуры сформировавшейся в европейской степи, которая потом мигрировала в Среднюю Азию и Сибирь (например Андроновская и Афанасьевская культура). Исследователи подтверждают и гипотезу о том, что исходя из генетического состава скифов, сармат и алан их лучше всего можно описать как гибридную популяцию, состоящую из азиатских и восточно-европейских народов.
Причем у всех у них все таки преобладают западноевразийские предковые компоненты, которые в сумме составляют от 70 до 95% процентов.
Исключением являются лишь восточные скифы(саки восточного Казахстана ,тасмолинцы), у которых доля сибирского и восточно-азиатского предковых компонентов составляет более 31,5% (Maciamo Hay, 2021).

Киммерийцы: Сев. Европа -38%; Иран - 17,5%; Кавказ - 10%; Сибирь - 13%; Атланто-Средиземн. - 15%; Ближний Восток - 1%; Африка - 0Сарматы: Сев. Европа - 41,5%; Иран - 24%, Кавказ - 10%, Сибирь- 10%; Атланто-Средиземн. - 11,5%; Ближний Восток - 0,2%; Африка - 0,3%Западные скифы: Сев. Европа - 33%; Иран - 11%; Кавказ - 18%; Атланто-Средизем. - 23%; Сибирь - 6,5%; Ближний Восток - 3,5%; Африка - 0,6%Восточные скифы: Сев.Европа - 31,5%; Иран - 18%; Кавказ - 5,5%; Сибирь - 18%, Восточная Азия - 13,5%; Атланто-Средизем. - 6%; Ближний Восток - 0,7%; Африка - 0,3%Аланы: Сев. Европа - 24%; Иран - 21%; Кавказ - 38%; Атланто-Средиз.-10%, Сибирь - 2%; Юго-зап. Азия - 3,5%; Африка - 0

Выводы:

Сравнение геномов киммерийцев, скифов, сармат и алан с более ранними предковыми популяциями людей, которые в течение длительного времени заселяли территорию Евразии показал очень интересные закономерности. Во-первых, стало окончательно ясно, что все эти популяции представляли из себя не какую-то одну этническую группу людей, а многоэтничный союз племен, который постоянно развивался и включал в себя все новые народы. Судя по крайне широкому разбросу не только женских мтДНК, но и мужских Y-ДНК гаплогрупп у скифов и сармат эти союзы были довольно демократичными по отношению к более слабым народам, входящим в их состав и не приводили к истреблению мужской части, как это наблюдалось в Западной Европе. Во-вторых,преобладающие у скифов и сармат ветви Y-ДНК гаплогрупп и аутосомные исследования указывают на возникновение предков этих народов на территории Восточной Европы - Синташтинской, Ямной и некоторых других культурах бронзового века. В дальнейшем они мигрировали в Азию, где создали Андроновскую, Афанасьевскую и другие культуры , а спустя тысячелетие, смешавшись с коренными народами Азии вновь начали мигрировать в Европу.
Гены потомков западных скифов встречаются в настоящее время среди различных современных групп населения на Русской равнине (в Восточной Европе), на Кавказе и в Центральной Азии, в то время как гены восточных скифов встречаются более широко, но почти исключительно среди тюркоязычных кочевых групп, особенно из кипчакской ветви тюркских языков. Генеалогическая связь между восточными скифами и носителями тюркского языка требует дальнейшего изучения. В происхождении носителей тюркского языка существует много различных демографических факторов, таких как волны миграции, связанные с древнетюркским или монгольским населением, а также другими факторами. Степень, с которой восточные скифы были вовлечены в раннее формирование тюркоязычных популяций, может быть определена будущими полногеномными исследованиями различных исторических периодов, как предшествующих, так и следовавших за скифскими временами.


« Последнее редактирование: 02 Январь 2025, 07:59:19 от Рудольф »

 

© 2007 Молекулярная Генеалогия (МолГен)

Внимание! Все сообщения отражают только мнения их авторов.
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.