Письменность волжских булгар до принятия ислама
Кубанское руническое письмо волжских булгар Игорь Кызласов (Татарская археология, 1-2 (6-7), с. 5-18, Казань, 2000)
.I. Кубанские надписи на двух сосудах
"В древностях Европейской России ныне известно лишь 36 предметов с нанесенными на них степными руническими надписями VIII-XII вв. По алфавитному членению 21 из них относится к донскому, а 12 — к кубанскому письму. Обе рунические системы были первоначально свойственны Хазарскому каганату, затем кубанский алфавит применялся в Волжской Болгарии. Алфавитная принадлежность трех надписей оставалась неясной, из-за их краткости. Они были названы доно-кубанскими и обозначены индексом ДК [1]. Вполне понятно, что при столь ограниченном эпиграфическом материале любые дополнительные сведения о каждой надписи представляют значительную ценность.
Приводимые здесь материалы существенно дополняют имеющиеся в литературе данные, относящиеся к двум памятникам рунического письма Восточной Европы. В одном случае, когда подлинник остается все еще недоступен для меня, сведения получены при изучении архива, в другом — в результате исследования оригинала. Граффити на серебряной чаре оказались не одной, а несколькими надписями. Для них впервые точно устанавливается алфавитная и, следовательно, историко-культурная и государственно-политическая принадлежность. Наблюдения над надписью на глиняном сосуде расширяют знания о сферах применения письменности в Волжской Болгарии, указывая новую сословную среду, связанную с письменной культурой.
Примечательно, что рассматриваемые письменные памятники располагаются на краях той хронологической шкалы протяженностью в четыре века, которая может быть ныне отмерена для кубанской рунической письменности: они относятся к VIII и XI-XII вв. Следовательно, оба письменных памятника характеризуют, вероятно, культуру болгар на двух особенно интересных этапах ее развития — на относительно раннем (в VIII или на рубеже IX в.) и на наиболее зрелом (в XI-XII вв.).
В последнем случае применение древнего рунического письма требует нашего особого внимания, поскольку его бытование отмечается для общества, уже одно-два столетия официально принявшего ислам и, следовательно, арабскую письменность. Вполне понятно, что в Волжской Болгарии мусульманская идеология и культура, как и все мировые религии в раннем средневековье, пустили первые и наиболее глубокие корни в городах. В этих условиях использование кубанского письма, устанавливаемое находкой, сделанной в городских слоях Биляра, с несомненностью указывает на существовавшие в болгарском обществе задолго до его обращения в веру Пророка высокий статус и глубокую давнюю традицию рунической письменности".Древние булгары на начальном этапе говорили на восточно-иранском языке, но потом сменили его на тюркский язык. .Доно-кубанское руническое письмо зафиксировало язык протоболгар Причерноморья, его кубанский вариант, согласно мнению Кызласова, принадлежал протоболгарам. Кубанский вариант доно-кубанского рунического письма обнаружен в столице Волжской Булгарии Биляре на обломке глиняной посуды.Некоторые руны из булгарского рунического алфавита аналогичны глаголице и кириллице, в частности буквы б, е-двойное, ъ, ь, ж, з, у, ф, ц(џ), ч, ш, щ(ⱋ), э(Ⰵ) и носовые гласные.
Основной источник, «читающий» эти надписи и содержащий действительно большой корпус — книга С.Я. Байчорова. Она, действительно, в свое время произвела впечатление разорвавшейся бомбы, однако вскоре на нее появились несколько очень жестких отзывов (см., в частности, E. Tryjarski. Has a key been found to decifer the Eurasian scripts of the Runic type? // Laut- und Wortgeschichte der Türksprachen: Beiträge des Internationalen Symposiums Berlin, 7. Bis 10. Juli 1992. Wiesbaden, 1995), в которых доказывалось, что автор крайне неточно работал с памятниками; и в настоящее время в мировом тюркологическом сообществе не принято относиться к этой дешифровке серьезно. Поэтому, например, на международном симпозиуме «Marginale Formen des alttürkischen Schrifttums: Nicht-klassische alttürkische Runeninschriften im Zentrum Eurasiens und ihre Entzifferung» («Маргинальные формы древнетюркского письма: Не-классические древнетюркские рунические надписи в центре Евразии и их дешифровка». Берлин, 22-26 ноября 2012 г.), проводившемся под руководством крупных тюркологов М. Эрдала и К. Шонига, при участии И.В. Кормушина, Д.М. Насилова и О. Серткая — все известнейшие рунологи — было вполне официально решено, что пока особого оптимизма в отношении дешифровки этих «руноподобных» памятников испытывать не приходится. Лично я, вслед за А.М. Щербаком, полагаю, что считать эти тексты тюркскими наиболее естественно, но тем не менее, пока большой объем их не получил единственно убедительного прочтения, опираться на них как на аргумент в доказательстве чего бы то ни— 128 с. 03.04.Член-корреспондент А.В.Дыбо. О бытовании в VIII-IX веках рунической письменности у булгар, говорят надписи из Маяцкого и Саркельского городищ, коллекции Новочеркасского музея, Падь-Сент Микложского клада (Венгрия), Дунайской Болгарии и т. д.Но с 10 века осуществляется переход на арабицу. Это обусловленно проникновением в Поволжье мусульманской культуры. При чем, если официально считается 922 год, годом принятия ислама Волжской Булгарией, но эта культура проникла туда еще раньше. По легендам, еще при жизни Магамета т.е. в 7 веке. Но достоверные сведения мы имеем от Ибн-Русте в «Ал-Алак ан-нафиса», написанном в 903—913 гг.:. Вышла интересная статья Московсого Лингвистического Гуманитарного Университета.
"Древние болгары". Создателями современной Болгарии, воспринявшей и сохранившей в веках их имя, являются Болгары. Историю болгар можно писать со времен глубокой древности /I-e тысячелетие до н.э./
Они принадлежат к кавказской расе, части большой индоевропейской семьи. Их прародина - Средняя Азия / район Памира и Гиндукуша/. Будучи высоко организованной общественной формацией, древние болгары долгое время являются определяющим культурным фактором в среднеазиатских территориях, носителями высоких для своего времени познаний в области философского восприятия мира, государственного управления, общественного устройства, военного искусства, письменности, языка, строительства.
Важным продуктом древнеболгарского познания является совершенный с точки зрения астрономии цикличный солнечный календарь, созвездия которого названы именами животных. ЮНЕСКО признало календарь древних болгар одним из самых точных в мире."Немного о Болгарии"Copyright © Московский государственный лингвистический университет. 2023 . Проф.Петр Добрев первый сравнил протоболгарские надписи с „донско-кубанскими”надписями Турчанинова и установил их идентичность. С помощью восточно-иранских языков, он успел прочитать некоторые из них.Сегодня известнымым тюркологом и специалистом древнотюркской письмености, Игорем Кызласовым, в нескольких своих публикациях ясно сказано, что донско-кубанское письмо не принадлежит к древнетюркской рунической письменой традиции и что их язык не тюркский а иранский! А это косвенное признание о восточно иранском происхождение носителей этого письма – протоболгар Для болгар, достижения проф.Турчанинова, в изучении древнего аланского письма,очень важны, потому что доказывают:1. Древнеболгарская письменость не тюркская, а аланская (сарматская).2. Язык салтово-маяцких надписей восточно-иранский (алано-сарматский), т.е. язык общности аланов и „черных болгар” употребляли в общении один язык.3. Протоболгары писали тоже этим письмом и дешифровка древнеболгарских надписей показывает что они пользовались восточно-иранским языком близкородственным аланскому языку, который сегодня является предком совр.осетинскому, в своих двух разновидностях, восточный иронский и западный дигорский диалект.4. Вероятно аланы и протоболгары, на практике были две родственные части народа некогда которые были едины – алано-сарматская общоность.
За последние годы в Танкеевском могильнике и на Билярском городище(РТ) были найдены предметы с короткими руническими надписями (на территории Волжской Булгарии).