АвторТема: Этногенез татар  (Прочитано 64967 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Рудольф

  • Сообщений: 1367
  • Рейтинг +209/-4
Re: Этногенез татар
« Ответ #540 : 06 Май 2024, 13:01:41 »
Уважаемая  Leilamrf ! Компания mytrueancestry.com .Данные на прошедшую аутосомное тестирование нижегородской мишарки мне дал админ  одного научного сайта ,где занимаются изучением и исследованием  антропологии и археологии ,а также популяционной генетики Есть желание .рекомендовать Вам  ознакомиться  с научной статьей Вашего земляка .Хайретдинова Д.З. об этногенезе нижегородских мишарей .Приведу один абзац:                                                                                                                                                                                                                                        
 
                                                                                                                                                                                       
  "Формирование и этническая история нижегородских татар-мишарей (IX- начало ХХ века)"
Хайретдинов Дамир Зинюрович


Цитировать
В свете известных археологических данных можно предположить следующую картину раннего этногенеза мишарей. В VIII в. в Среднем Поволжье появились буртасы – по А.Х. Халикову и Г.Н. Белорыбкину, из Приаралья. Анализ дошедшего до нас буртасского слова «хелендж» как и имена легендарных правителей этого народа (Нарчатка, Азарап), говорят скорее в пользу их иранского происхождения Однако тюркизация их началась довольно рано, поскольку уже с VII в. в регионе проживали тюркские кочевнические племена. Буртасы оказались в составе Хазарского каганата, впоследствии испытали сильное влияние со стороны Волжской Булгарии, а в XIIв . – выходцев из Алтая, фиксируемых на Золотаревском поселении. Следует иметь в виду и финно-угорский) компонент –, вступавшие в тесное взаимодействие с буртасами
Итак, данные археологии, этнографии, лингвистики, топонимики позволяют ученым утверждать, что в первопластах, составивших основу будущих татар-мишарей, присутствовали буртасские, булгарские и частично финно-угорский этносубстраты. При этом буртасы важны для понимания этногенеза современной татарской нации в не меньшей степени, нежели булгары, а для понимания происхождения татар-мишарей – в гораздо большей степени. Если происхождение казанских татар достаточно  прозрачно увязывается именно с булгарами, то в этногенезе мишарей решающую роль играли именно буртасы
« Последнее редактирование: 06 Май 2024, 13:19:11 от Рудольф »

Оффлайн Leilamrf

  • Сообщений: 496
  • Страна: ru
  • Рейтинг +86/-0
  • mtDna H23 (Прабабушка Хадича FTDNA kit #284052)
  • мтДНК: H23
Re: Этногенез татар
« Ответ #541 : 08 Май 2024, 15:22:23 »
Уважаемая  Leilamrf ! Компания mytrueancestry.com .Данные на прошедшую аутосомное тестирование нижегородской мишарки мне дал админ  одного научного сайта ,где занимаются изучением и исследованием  антропологии и археологии ,а также популяционной генетики Есть желание .рекомендовать Вам  ознакомиться  с научной статьей Вашего земляка .Хайретдинова Д.З. об этногенезе нижегородских мишарей .Приведу один абзац:                                                                                                                                                                                                                                        
 
                                                                                                                                                                                       
  "Формирование и этническая история нижегородских татар-мишарей (IX- начало ХХ века)"
Хайретдинов Дамир Зинюрович


Цитировать
В свете известных археологических данных можно предположить следующую картину раннего этногенеза мишарей. В VIII в. в Среднем Поволжье появились буртасы – по А.Х. Халикову и Г.Н. Белорыбкину, из Приаралья. Анализ дошедшего до нас буртасского слова «хелендж» как и имена легендарных правителей этого народа (Нарчатка, Азарап), говорят скорее в пользу их иранского происхождения Однако тюркизация их началась довольно рано, поскольку уже с VII в. в регионе проживали тюркские кочевнические племена. Буртасы оказались в составе Хазарского каганата, впоследствии испытали сильное влияние со стороны Волжской Булгарии, а в XIIв . – выходцев из Алтая, фиксируемых на Золотаревском поселении. Следует иметь в виду и финно-угорский) компонент –, вступавшие в тесное взаимодействие с буртасами
Итак, данные археологии, этнографии, лингвистики, топонимики позволяют ученым утверждать, что в первопластах, составивших основу будущих татар-мишарей, присутствовали буртасские, булгарские и частично финно-угорский этносубстраты. При этом буртасы важны для понимания этногенеза современной татарской нации в не меньшей степени, нежели булгары, а для понимания происхождения татар-мишарей – в гораздо большей степени. Если происхождение казанских татар достаточно  прозрачно увязывается именно с булгарами, то в этногенезе мишарей решающую роль играли именно буртасы

Благодарю за ответ!

mytrueancestry.com насколько мне известно, является калькулятором, но не лабораторией с приёмом материала и выдачей результата. Вопросы остаются прежними (в какой компании производилось тестирование и из какого именно населённого пункта ведёт происхождение протестированная?). Если у Вас будет возможность, перешлите админу научного сайта, поделившемуся результатом. Может быть он сам ответит?

Что касается выводов кабинетных учёных, безусловно, они представляют интерес и дают пищу для размышлений. Остаётся уточнить о каком именно раннем периоде идёт речь и как/чем/ объясняется этногенез современных мишар?
 

Оффлайн Рудольф

  • Сообщений: 1367
  • Рейтинг +209/-4
Re: Этногенез татар
« Ответ #542 : 07 Июнь 2024, 05:52:18 »
Е. С. Галкина
К ВОПРОСУ О РОЛИ ВЕЛИКОЙ БУЛГАРИИ В ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
Цитировать
АННОТАЦИЯ научной статьи по истории и археологии, автор научной работы Галкина Елена Сергеевна                                                                                 
Роль Великой Булгарии для формирования этнического самосознания части входивших в нее племен можно предполагать весьма значительной. Некоторые из них сохранили свою этническую идентичность, другие, скорее всего, после распада этого политического образования, приняли этноним "булгар" по наименованию правящей элиты (исчезновение с этнической карты таких племенных союзов, как кутригуры, утигуры, сарагуры и анты очень показательно). Хотя существовал механизм принятия чужих этнонимов с помощью системы фиктивного родства, после распада кочевых политий некоторые племена пытались обойтись без этой процедуры, расценив вхождение в племенной союз как повод взять имя былых победителей. Сходная ситуация сложилась после смерти хана Кубрата и распада Великой Булгарии. В рамках этой конфедерации только начинала складываться единая культура. Кочевое и оседлое население, среди которого были племена раннетюркского, иранского, славянского происхождения, наладило культурный обмен, еще не перешедший в фазу симбиоза. Наследники Великой Булгарии, которые появились в разных районах Европы (Нижнее Подунавье, Среднее Поволжье, «внутренние булгары» Северного Причерноморья), демонстрируют значительные различия в материальной культуре. Так, иммиграционный поток на Дунай состоял в основном из славянских и североиранских племен . Из этого следует, что и «сармато-аланы», и славяне, принадлежавшие к этой миграционной волне, приняли этноним «булгары» как их самоназвание.
Цитировать
Не подлежит сомнению большая роль в Булгарской политии позднесарматских и других ираноязычных племен Восточной Европы. Судя по археологическим данным, на этой территории находились еще остатки сарматских племен, входивших когда-то в Гуннский союз. Сарматы и далее принимали активное участие в становлении средневековых булгар . Археологическая культура Первого Болгарского царства сложилась во многом на сарматской основе46. Краниологические серии, сходные с найденными в сарматских памятниках Северного Кавказа47, происходят из некрополей Дунайской Болгарии и Больше-Тарханского могильника Волжской Булгарии48. С VII в. часть племен с сарматской основой поселилась в Нижнем Поднепровье — в Надпорожье49. Там зафиксированы типичные погребения в грунтовых ямах, керамические серии из которых наиболее сходны с сармато-аланской посудой Балки Канцерка в Поднепровье50.
Цитировать
Однако письменные источники сообщают о переселении булгар, а не славян или какого-то иного этноса. Из всего этого следует, что и «сармато-аланские» племена, и славяне этой миграционной волны принимали этноним «булгары» в качестве самоназвания.
Материальная культура создателей Волжской Булгарии формировалась в другом регионе в рамках салтово-маяцкой археологической культуры, которую многие исследователи связывают с Хазарским каганатом. Исходным районом их первой миграции второй половины VIII в. в Среднее Поволжье может быть и степное Подонье, и Восточное Приазовье и Предкавказье, но в любом случае их(волжских булгар) культура была гораздо более сходна с поздними сарматами, чем с кочевниками Великой Булгарии102.
Вряд ли возможно говорить что-то определенное об археологических памятниках «внутренних булгар» арабских источников, оставшихся в Приазовье и Западном Предкавказье, пока не будет окончательно решен вопрос атрибуции хазар. Но в любом случае, судя по памятникам этого региона, их культура имела иной облик, чем у новых насельников Нижнего Подунавья. Однако все упомянутые народы носили самоназвание «булгары» и являлись потомками населения Великой Булгарии.
Цитировать
                                                                                                             
Великая Булгария по своей материальной культуре входила в своеобразную дугу, которая охватывала Кавказ (с выходом на Иран и Сирию), Приазовье, степное и лесостепное Поднепровье, Подунавье до Карпатской котловины100. «Интернациональная мода», возникшая среди элит этих регионов, была невозможна без тесного культурного и политического взаимодействия и, соответственно, отражала политические связи североиранской (сарматской, аланской, асской, маскутской и пр.) знати Предкавказья, позднегуннских племен Великой Булгарии и Аварского каганата.
Но главное — огромным было значение Великой Булгарии для становления этнического самосознания племен, входивших в ее состав. Одни из них сохранили свою этническую идентичность, другие, скорее всего, после распада объединения приняли этноним верхушки — булгары (показательно исчезновение с этнической карты таких крупных племенных союзов, как кутригуры, утигуры, сарагуры, а также анты). Механизм принятия чуждого этнонима через систему фиктивного родства уже рассматривался. После распада кочевой политии, видимо, какие-то племена пытались обойтись без этой процедуры, расценив вхождение в племенной союз как повод взять славное имя былых победителей. Так поступили в свое время европейские авары101.
Сходная ситуация сложилась и после распада Великой Булгарии на пять независимых объединений. Количество их вряд ли свидетельствует о числе крупных этнополитических группировок, в свое время составивших Великую Булгарию. Против этого предположения — обширнейшая география распространения этнонима «унногундуры» в раннем Средневековье: от Аварской Паннонии до Средней Волги. В разнонаправленной миграции племен последней трети VII в. участвовали осколки племенного союза унногундуров, причем уже в качестве членов группировок, отражавших военно-иерархическое деление булгарской политии.
Итак, комплекс источников по истории Северного Причерноморья VI-VII вв. свидетельствует о том, что там существовало крупное объединение, включавшее полиэтничное кочевое и оседлое население. Но главное доказательство существования Великой Булгарии — это появление в разных районах Европы этносов, именовавших себя «булгарами» и при этом демонстрировавших значительные различия в материальной культуре.Судя по археологическим данным, переселенцы на Дунай по своей материальной культуре принадлежали в основном к славянским и североиранским племенам.
Цитировать
Резюме: Роль Великой Булгарии для формирования этнического самосознания части входивших в нее племен можно предполагать весьма значительной. Некоторые из них сохранили свою этническую идентичность, другие, скорее всего, после распада этого политического образования, приняли этноним "булгар" по наименованию правящей элиты (исчезновение с этнической карты таких племенных союзов, как кутригуры, утигуры, сарагуры и анты очень показательно). Хотя существовал механизм принятия чужих этнонимов с помощью системы фиктивного родства, после распада кочевых политий некоторые племена пытались обойтись без этой процедуры, расценив вхождение в племенной союз как повод взять имя былых победителей. Сходная ситуация сложилась после смерти хана Кубрата и распада Великой Булгарии. В рамках этой конфедерации только начинала складываться единая культура. Кочевое и оседлое население, среди которого были племена раннетюркского, иранского, славянского происхождения, наладило культурный обмен, еще не перешедший в фазу симбиоза. Наследники Великой Булгарии, которые появились в разных районах Европы (Нижнее Подунавье, Среднее Поволжье, «внутренние булгары» Северного Причерноморья), демонстрируют значительные различия в материальной культуре. Так, иммиграционный поток на Дунай состоял в основном из славянских и североиранских племен (тюркский элемент составлял меньшинство). Из этого следует, что и «сармато-аланы», и славяне, принадлежавшие к этой миграционной волне, приняли этноним «булгары» как их самоназвание
.
« Последнее редактирование: 29 Июнь 2024, 06:46:03 от Рудольф »

Оффлайн Рудольф

  • Сообщений: 1367
  • Рейтинг +209/-4
Re: Этногенез татар
« Ответ #543 : 28 Июнь 2024, 13:48:33 »
А.А .Сухарев "Казанские татары "
Цитировать
Профессор Н.М.Малиев в своем труде "Материалы для антропологии восточного края России" что и А.Бер и на антропологическом съезде в Геттингене обратил внимание присутствующих на тот факт , что теперешние татары живущие в окрестностях Казани резко отличаются  от других татарских племен ведущих номадную жизнь в степях востока и питающихся преимущественно животной пищей . Описывая далее лицо киргиза с выдающимися скулами и сильно развитым челюстным аппаратом , он не находит  его сходным с Казанскими татарами , хотя последние говорят на одном и том же языке.
Лица наших татар, по его мнению , узкие  и часто длинные , с большим  выдающимся , нередко орлиным носом .
Черепа у них "средней формы яйцевидного (длинноголового) очертания".

Словарь Брокгауза и Эфрона                                                                                            
Цитировать
Отличные в физическом отношении от других татарских народностей европейской группы, Казанские Татары выше среднего роста  и представляют два различных типа: один красивый, европейский, с продолговатым овалом лица, правильным, прямым носом, живыми, правильно разрезанными черными глазами, мало выступающими скулами, хотя губы несколько толсты, борода негустая, клинообразная; другой — с более угловатыми чертами, не сильно  выступающим  носом и т. д. Это различие совершенно совпадает с результатами черепных измерений проф. Малиева, давшими два типа: один — древний, долихоцефальный (гол. указ. 77,3), другой — современный, брахицефальный (гол. указ. 81).
« Последнее редактирование: 28 Июнь 2024, 14:40:42 от Рудольф »

Оффлайн Penny

  • Сообщений: 495
  • Рейтинг +54/-4
Re: Этногенез татар
« Ответ #544 : 28 Июнь 2024, 21:39:17 »
Вот это размышление о татарах имела в виду в своей теме. Автор - Хомяков М.М.
https://ibb.co/5KSyyQF

Оффлайн Рудольф

  • Сообщений: 1367
  • Рейтинг +209/-4
Re: Этногенез татар
« Ответ #545 : 19 Июль 2024, 09:51:38 »
Мировая история без лженауки
 
Цитировать
Кто такие были племена булгар?
Булгары получили огромное вливание иранских народов, которое затмило даже прежнюю тюркскую часть.
"Постсарматское население" - многочисленные кочевые иранские племена от Казахстана до Дуная, примкнули к булгарам на правах вассалов, а затем смешались с ними.
С эти согласны антропологи, которые видят в булгарах не центральноазиатские, а палеоевропейские типы, хотя и с монголоидными признаками. Армянские хроники пишут о родине булгар в горах Средней Азии и в Бактрии, а в Парфии есть легенда о том, что сарматское племя дахов, устав от войн на родине, позле страшного мора и землетрясений, одежды в полном составе ушло на Волгу, взяв себе имя булгар, в память о старой родине -Балхе.
Имена булгар также подозрительно иранские: Заберган, Аспарух, Безмер, Боаз.
Придя в Европу, этот смешанный народ занял Предкавказье, степи нынешней Украины и России, а также вышел до границы с Византией.
Находясь в тени гуннов, они вышли в самостоятельное плавание после падения Аттилы, когда стали угрожать Византии.
Константинополь мастерские стравливал племена булгар между собою, не давая им усиления, но вскоре в Европу пришли авары и о булгарах снова забыли.
В военном плане, булгары были типичнейшими степняками, что резко отличает их и от самих же тюрок - формальных "отцов"!
Если каганат тюрок держался на "острие копья" и тяжелой пехоте, то булгары воюют точно также, как гунны или скифы: легкая стреляющая конница, довольно грозная в наскоке, но не слишком мощная в рукопашной кавалерия.
Некий гибрид между тяжелым сарматским катафрактирем и скифским лучником. Что также указывает на доминирование именно иранского населения среди булгар, которым так воевать куда привычнее.
Авары без боя оттеснили булгар от своих владений на север. Якобы булгары признали в аварах некий народ-хозяин этих земель из древних времен и уступили законному владельцу. Но даже если бы случилась война, то авары были куда сильнее : универсальная тяжелая конница, имеющая стремена и палаши, стреляющая и способная на конный удар клином...Булгары осмелились на бунт лишь в самом закате авар.
Недолгий век Великой Булгарии - царства, которое они создали на юге Украины, после освобождения от авар, завершился уходом пяти орд в разные стороны и завоевания остальных хазарами.
Булгары основали Болгарию Балканскую, Болгарию Волжскую, растворились в Македонии и Италии, а также в Хазарском Каганате.

Как выглядели булгары?
Ранние тюрки, к которым относят огуров - первых булгар, были выраженными монголоидами, алтайского типа, с очень небольшим европеоидным влиянием. Например, как современные киргизы.
А вот булгары в Европе уже дают совсем иной тип: массивны и широкоголовый европеоидный, с легкой монголоидностью.
Такой тип был характерен для сармат, жителей Памира и ираноязычных народов Средней Азии, что указывает на правдивость легенд о выходе булгар из Бактрии. Как и большая доля деформированных черепов, как практиковали сарматы.
Булгары первыми занесли в Европу обычай брить голову. Мужчины сбривали все волосы на голове, а вместо бороды предпочитали вислые усы, члены княжеского рода оставляли несколько прядей волос длинными, как через тысячу лет будут делать казаки.
Со временем, эту восточную моду перенимут славяне, особенно южные, а также народы Кавказа.
Поклонялись булгары солнцу - Эдфу и звездам, что также подозрительно напоминает иранский зороастризм с солнечным богом Митрой и магами-гадателями по звездам, которые назывались у булгар колобарами (что опять же связано с корнем коло -Солнце).
Таким образом, мы получаем ранних тюрков, которые ушли из Азии в Европу и встретились там с выходцами из Средне Азии, иранского корня.
Смешавшись и примкнув к тюркам и гуннам, получился народ булгар: тюркский по языку, но иранский по крови и  культуре.
Несколько веков бурной экспансии булгар завершились ассимиляцией их в Болгарии, Волжской Булгарии,среди татар, чувашей, народов Поволжья и Кавказа.

В целом автор изложил близкую к реальности краткие  историю и особенности этногенеза булгар Но есть один   аспект который  остается дискуссионным ,где имеется две концепции  .
Первая концепция предполагает  формированиев  булгар  в Балхе и Бактрии  чисто на иранской  европеоидной основе . И по антротипу ,генофонду ,культуре и языку .
Считается что легкую монголоидность и гуннский язык булгары получили от гуннов ,авар и кавказских гуннов (савир-хазар).,которые проживали на Северном Кавказе ,в Подонье и на Северном Причерноморье
Вторая концепция этногенеза булгар гласит ,что булгары изначально являлись -хунну. то есть выходцы из хуннского этномассива .Сторонники этой концепции считают ,что булгары с территории Монголии  переселились в Балх и Бактрию и впитали в себя иранские гены и элементы культуры, в результате  чего  у них снизилась монголоидность и иранский культурный пласт стал более весомым. Считается что  одна часть булгар переселисась в Приазовье ,Подонье ,Северное Причерноморье .Другая ушла на территорию   современных Армении и Азербайджана .Сторонники этой версии считают что булгары  опять получили иранские гены ,сарматские черты и элементы иранской культуры у постсарматского населения ,проживавшего на территории  от Дуная до Подонья и Приазовья
 
 

Оффлайн Рудольф

  • Сообщений: 1367
  • Рейтинг +209/-4
Re: Этногенез татар
« Ответ #546 : 27 Сентябрь 2024, 18:47:16 »
Академия наук Республики Татарстан

Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

27 сентября 2024 г. Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан провел Всероссийскую научную конференцию «Татары на службе Отечеству», посвященную целому ряду юбилейных памятных дат военной истории:

– 210 лет со дня взятия русскими войсками Парижа и победного завершения Заграничных походов 1813–1814 годов;

– 150 лет манифесту о введении всеобщей воинской повинности» от 1 (13) января 1874 года;

– 120 лет началу Русско-японской войны 1904–1905 гг.;

– 110 лет началу Первой мировой войны 1914–1918 гг.

Научный форум проводился в рамках Государственной программы РТ «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014–2025 годы» и направлен на консолидацию усилий исследователей-гуманитариев, занимающихся военной историей Российской империи, разработку проблематики участия народов страны в деле защиты Российского Отечества.

К обсуждению предлагаются следующие темы:

– Народы Волго-Уралья в военных кампаниях России XIX – начала XX вв.;

– Татары в Отечественной войне 1812 г. и Заграничных походах 1813–1814 гг.;

– Офицеры из татар в Российской империи;

– Татары – георгиевские кавалеры;

– Казанский военный округ в структуре российской армии: общее и особенное;

– Воинская повинность в повседневной жизни народов Волго-Уралья;

– Русско-японская война 1904–1905 гг. в исторической памяти татарского народа;

– Татары в Первой мировой войне 1914–1918 гг.

 

Оффлайн Рудольф

  • Сообщений: 1367
  • Рейтинг +209/-4
Re: Этногенез татар
« Ответ #547 : 25 Ноябрь 2024, 08:46:27 »
АНТРОПОЛОГИЯ НАСЕЛЕНИЯ ДЖУКЕТАУ (по материалам Донауровского некрополя)
И.Р. Газимзянов , Н.Г. Набиуллин.

Цитировать
В публикации представлены некоторые результаты антропологических исследований погребений Донауровского некрополя города Джукетау. Исследованная часть могильника датирована XI - XII вв. Всего выявлено около тридцати захоронений, совершенных по Мусульманскому погребальному обряду. Антропологический материал иллюстрирует начальный этап этнокультурного и этногенетического взаимодействия между местным населением, имеющим поволжско-приуральские истоки, и группами населения, переселявшегося на Среднюю Волгу с территории распространения салтово-маяцкой культуры. Для первых характерен брахикранный мезоморфный морфотип с небольшой монголоидной примесью, для последних(салтовцев) - резко европеоидный долихокранный краниокомплекс.
Джукетау, археологические остатки которого расположены на западной окраине современного города Чистополя Республики Татарстан, обычно включают в число основных булгаро-татарских городов. Это один из немногих исторически известных и надежно локализованных городов Волжской Булгарии -он упомянут в одном ряду с Болгаром древнерусскими летописями XIV в. и нанесен на западноевропейские карты того же времени.В исследованиях Джукетау находят отражение общие особенности и характеристики современного этапа изучения Волжской Булгарии, в том числе более широкое применение в археологических исследованиях и исторических реконструкциях достижений естественных наук.

Вместе с тем средние показатели не совсем адекватно отражают антропологический состав населения, оставившего Донауровский некрополь. На индивидуальном уровне в мужской части серии можно выделить две группы черепов, различающиеся как по черепному указателю, так и по степени выраженности монголоидных признаков. Первую группу составили черепа резко долихокранного типа (погребения 8, 18, 21, 22), имеющие узкое и невысокое лицо с хорошо профилированным и сильно выступающим переносьем (табл. 4). Их европеоидная подоснова не вызывает сомнений.Во вторую группу вошли черепа с резко брахикранной формой (погребения3,13) и более широким и уплощенным лицом, то есть эти черепа характеризуются монголоидными чертами физического облика. Правда, при этом следует отметить, что относительно низкое лицо придает этому морфокомплексу смешанный характер.Таким образом, антропологический состав исследуемой серии, особенно мужской ее части, неоднороден. Несмотря на малочисленность серии, можно предположить, что выделенные по черепному указателю морфологические группы имеют разные генетические истоки. Сравнительный анализ домонгольских краниологических серий, характеризующих антропологический состав волжских булгар (табл. 5, 6), показал, что долихо-мезокранные серии (например, серия из Танкеевского могильника) сочетают в своем физическом облике как европеоидные черты (узкое и невысокое лицо), так и некоторые монголоидные особенности субуральского типа (ослабленная профилировка лица и среднее выступание носа).В нашем случае долихокранный резко европеоидный компонент, который является условно преобладающим в серии из Донауровского некрополя, не имеет местных корней и, вероятно, связан с пришлым населением (с аланами), переселение которого из зоны распространения салтово-маяцкой культуры на Среднюю Волгу произошло в конце IX - начале X века. Брахикранные черепа смешанного мезоморфного типа могут представлять местные группы населения поволжско-приуральского генезиса (финно-угров), принявшие участие в формировании этнических и антропологических особенностей волжских булгар. Данная информация позволяет говорить о начальном этапе образования этого этноса(волжских болгар) как этнокультурном и этногенетическом симбиозе различных по происхождению групп населения, в том числе и средневекового населения города Джукетау. Дальнейшее накопление палеоантропологического материала позволит более детально проследить этот процесс.

В Донаурском некрополе пока не обнаружены останки людей ,антропологические параметры которых соответстововали бы зливкинскому (собственно булгарскому) морфотипу..Зливкинскому типу свойственны брахикрания,широколицесть,небольшая монголоидность , которая у булгар проявлялась в виде незначительной уплощенности лица и среднего выступания переносицы .Останки людей , которым свойственна брахикрания и некоторая монголоидность обнаружены у Донаурском некрополе.Но они по остальным краниологическим параметрам отличаются от зливкинского типа.Зливкинский тип -близок к памиро-ферганской субрасе , а брахикраны Донаурского некрополя связаны по утверждению Газимзянова-с местными поволжско-приуральскими этносами. Местные этносы Среднего Поволжья на тот период -это исключительно финно-угорские народы. Их краниотип -субуральский .Обнаруженный при раскопках данного некрополя останки людей , которым был свойственна долихокрания и узколицесть ,Газимзянов отнес к переселенцам с территории салтово-маяцкой культуры..Известно, что салтово-маяцкую культуру создали аланы-долихокраны и булгары-брахикраны .В нашем случае обнаружены останки людей , представляющих салтовский (долихокранный ,аланский) тип
Долихо-мезокранный тип в данном случае антропологи называют   каспийско-понтийским,брахикранный- -субуральским.,хотя степень выраженности черт данного морфотипа  Газимзянов не конкретизирует .
Можно отметить что зливкинский ,памиро-фергански,й собственно буларский морфотип в данном исследовании не выявлен.
« Последнее редактирование: 25 Ноябрь 2024, 09:12:44 от Рудольф »

 

© 2007 Молекулярная Генеалогия (МолГен)

Внимание! Все сообщения отражают только мнения их авторов.
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.