АвторТема: Этногенез татар  (Прочитано 59348 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Рудольф

  • Сообщений: 1226
  • Рейтинг +192/-2
Re: Этногенез татар
« Ответ #540 : 06 Май 2024, 13:01:41 »
Уважаемая  Leilamrf ! Компания mytrueancestry.com .Данные на прошедшую аутосомное тестирование нижегородской мишарки мне дал админ  одного научного сайта ,где занимаются изучением и исследованием  антропологии и археологии ,а также популяционной генетики Есть желание .рекомендовать Вам  ознакомиться  с научной статьей Вашего земляка .Хайретдинова Д.З. об этногенезе нижегородских мишарей .Приведу один абзац:                                                                                                                                                                                                                                        
 
                                                                                                                                                                                       
  "Формирование и этническая история нижегородских татар-мишарей (IX- начало ХХ века)"
Хайретдинов Дамир Зинюрович


Цитировать
В свете известных археологических данных можно предположить следующую картину раннего этногенеза мишарей. В VIII в. в Среднем Поволжье появились буртасы – по А.Х. Халикову и Г.Н. Белорыбкину, из Приаралья. Анализ дошедшего до нас буртасского слова «хелендж» как и имена легендарных правителей этого народа (Нарчатка, Азарап), говорят скорее в пользу их иранского происхождения Однако тюркизация их началась довольно рано, поскольку уже с VII в. в регионе проживали тюркские кочевнические племена. Буртасы оказались в составе Хазарского каганата, впоследствии испытали сильное влияние со стороны Волжской Булгарии, а в XIIв . – выходцев из Алтая, фиксируемых на Золотаревском поселении. Следует иметь в виду и финно-угорский) компонент –, вступавшие в тесное взаимодействие с буртасами
Итак, данные археологии, этнографии, лингвистики, топонимики позволяют ученым утверждать, что в первопластах, составивших основу будущих татар-мишарей, присутствовали буртасские, булгарские и частично финно-угорский этносубстраты. При этом буртасы важны для понимания этногенеза современной татарской нации в не меньшей степени, нежели булгары, а для понимания происхождения татар-мишарей – в гораздо большей степени. Если происхождение казанских татар достаточно  прозрачно увязывается именно с булгарами, то в этногенезе мишарей решающую роль играли именно буртасы
« Последнее редактирование: 06 Май 2024, 13:19:11 от Рудольф »

Оффлайн Leilamrf

  • Сообщений: 489
  • Страна: ru
  • Рейтинг +83/-0
  • mtDna H23 (Прабабушка Хадича FTDNA kit #284052)
  • мтДНК: H23
Re: Этногенез татар
« Ответ #541 : 08 Май 2024, 15:22:23 »
Уважаемая  Leilamrf ! Компания mytrueancestry.com .Данные на прошедшую аутосомное тестирование нижегородской мишарки мне дал админ  одного научного сайта ,где занимаются изучением и исследованием  антропологии и археологии ,а также популяционной генетики Есть желание .рекомендовать Вам  ознакомиться  с научной статьей Вашего земляка .Хайретдинова Д.З. об этногенезе нижегородских мишарей .Приведу один абзац:                                                                                                                                                                                                                                        
 
                                                                                                                                                                                       
  "Формирование и этническая история нижегородских татар-мишарей (IX- начало ХХ века)"
Хайретдинов Дамир Зинюрович


Цитировать
В свете известных археологических данных можно предположить следующую картину раннего этногенеза мишарей. В VIII в. в Среднем Поволжье появились буртасы – по А.Х. Халикову и Г.Н. Белорыбкину, из Приаралья. Анализ дошедшего до нас буртасского слова «хелендж» как и имена легендарных правителей этого народа (Нарчатка, Азарап), говорят скорее в пользу их иранского происхождения Однако тюркизация их началась довольно рано, поскольку уже с VII в. в регионе проживали тюркские кочевнические племена. Буртасы оказались в составе Хазарского каганата, впоследствии испытали сильное влияние со стороны Волжской Булгарии, а в XIIв . – выходцев из Алтая, фиксируемых на Золотаревском поселении. Следует иметь в виду и финно-угорский) компонент –, вступавшие в тесное взаимодействие с буртасами
Итак, данные археологии, этнографии, лингвистики, топонимики позволяют ученым утверждать, что в первопластах, составивших основу будущих татар-мишарей, присутствовали буртасские, булгарские и частично финно-угорский этносубстраты. При этом буртасы важны для понимания этногенеза современной татарской нации в не меньшей степени, нежели булгары, а для понимания происхождения татар-мишарей – в гораздо большей степени. Если происхождение казанских татар достаточно  прозрачно увязывается именно с булгарами, то в этногенезе мишарей решающую роль играли именно буртасы

Благодарю за ответ!

mytrueancestry.com насколько мне известно, является калькулятором, но не лабораторией с приёмом материала и выдачей результата. Вопросы остаются прежними (в какой компании производилось тестирование и из какого именно населённого пункта ведёт происхождение протестированная?). Если у Вас будет возможность, перешлите админу научного сайта, поделившемуся результатом. Может быть он сам ответит?

Что касается выводов кабинетных учёных, безусловно, они представляют интерес и дают пищу для размышлений. Остаётся уточнить о каком именно раннем периоде идёт речь и как/чем/ объясняется этногенез современных мишар?
 

Оффлайн Рудольф

  • Сообщений: 1226
  • Рейтинг +192/-2
Re: Этногенез татар
« Ответ #542 : 07 Июнь 2024, 05:52:18 »
Е. С. Галкина
К ВОПРОСУ О РОЛИ ВЕЛИКОЙ БУЛГАРИИ В ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
Цитировать
АННОТАЦИЯ научной статьи по истории и археологии, автор научной работы Галкина Елена Сергеевна                                                                                 
Роль Великой Булгарии для формирования этнического самосознания части входивших в нее племен можно предполагать весьма значительной. Некоторые из них сохранили свою этническую идентичность, другие, скорее всего, после распада этого политического образования, приняли этноним "булгар" по наименованию правящей элиты (исчезновение с этнической карты таких племенных союзов, как кутригуры, утигуры, сарагуры и анты очень показательно). Хотя существовал механизм принятия чужих этнонимов с помощью системы фиктивного родства, после распада кочевых политий некоторые племена пытались обойтись без этой процедуры, расценив вхождение в племенной союз как повод взять имя былых победителей. Сходная ситуация сложилась после смерти хана Кубрата и распада Великой Булгарии. В рамках этой конфедерации только начинала складываться единая культура. Кочевое и оседлое население, среди которого были племена раннетюркского, иранского, славянского происхождения, наладило культурный обмен, еще не перешедший в фазу симбиоза. Наследники Великой Булгарии, которые появились в разных районах Европы (Нижнее Подунавье, Среднее Поволжье, «внутренние булгары» Северного Причерноморья), демонстрируют значительные различия в материальной культуре. Так, иммиграционный поток на Дунай состоял в основном из славянских и североиранских племен . Из этого следует, что и «сармато-аланы», и славяне, принадлежавшие к этой миграционной волне, приняли этноним «булгары» как их самоназвание.
Цитировать
Не подлежит сомнению большая роль в Булгарской политии позднесарматских и других ираноязычных племен Восточной Европы. Судя по археологическим данным, на этой территории находились еще остатки сарматских племен, входивших когда-то в Гуннский союз. Сарматы и далее принимали активное участие в становлении средневековых булгар . Археологическая культура Первого Болгарского царства сложилась во многом на сарматской основе46. Краниологические серии, сходные с найденными в сарматских памятниках Северного Кавказа47, происходят из некрополей Дунайской Болгарии и Больше-Тарханского могильника Волжской Булгарии48. С VII в. часть племен с сарматской основой поселилась в Нижнем Поднепровье — в Надпорожье49. Там зафиксированы типичные погребения в грунтовых ямах, керамические серии из которых наиболее сходны с сармато-аланской посудой Балки Канцерка в Поднепровье50.
Цитировать
Однако письменные источники сообщают о переселении булгар, а не славян или какого-то иного этноса. Из всего этого следует, что и «сармато-аланские» племена, и славяне этой миграционной волны принимали этноним «булгары» в качестве самоназвания.
Материальная культура создателей Волжской Булгарии формировалась в другом регионе в рамках салтово-маяцкой археологической культуры, которую многие исследователи связывают с Хазарским каганатом. Исходным районом их первой миграции второй половины VIII в. в Среднее Поволжье может быть и степное Подонье, и Восточное Приазовье и Предкавказье, но в любом случае их(волжских булгар) культура была гораздо более сходна с поздними сарматами, чем с кочевниками Великой Булгарии102.
Вряд ли возможно говорить что-то определенное об археологических памятниках «внутренних булгар» арабских источников, оставшихся в Приазовье и Западном Предкавказье, пока не будет окончательно решен вопрос атрибуции хазар. Но в любом случае, судя по памятникам этого региона, их культура имела иной облик, чем у новых насельников Нижнего Подунавья. Однако все упомянутые народы носили самоназвание «булгары» и являлись потомками населения Великой Булгарии.
Цитировать
                                                                                                             
Великая Булгария по своей материальной культуре входила в своеобразную дугу, которая охватывала Кавказ (с выходом на Иран и Сирию), Приазовье, степное и лесостепное Поднепровье, Подунавье до Карпатской котловины100. «Интернациональная мода», возникшая среди элит этих регионов, была невозможна без тесного культурного и политического взаимодействия и, соответственно, отражала политические связи североиранской (сарматской, аланской, асской, маскутской и пр.) знати Предкавказья, позднегуннских племен Великой Булгарии и Аварского каганата.
Но главное — огромным было значение Великой Булгарии для становления этнического самосознания племен, входивших в ее состав. Одни из них сохранили свою этническую идентичность, другие, скорее всего, после распада объединения приняли этноним верхушки — булгары (показательно исчезновение с этнической карты таких крупных племенных союзов, как кутригуры, утигуры, сарагуры, а также анты). Механизм принятия чуждого этнонима через систему фиктивного родства уже рассматривался. После распада кочевой политии, видимо, какие-то племена пытались обойтись без этой процедуры, расценив вхождение в племенной союз как повод взять славное имя былых победителей. Так поступили в свое время европейские авары101.
Сходная ситуация сложилась и после распада Великой Булгарии на пять независимых объединений. Количество их вряд ли свидетельствует о числе крупных этнополитических группировок, в свое время составивших Великую Булгарию. Против этого предположения — обширнейшая география распространения этнонима «унногундуры» в раннем Средневековье: от Аварской Паннонии до Средней Волги. В разнонаправленной миграции племен последней трети VII в. участвовали осколки племенного союза унногундуров, причем уже в качестве членов группировок, отражавших военно-иерархическое деление булгарской политии.
Итак, комплекс источников по истории Северного Причерноморья VI-VII вв. свидетельствует о том, что там существовало крупное объединение, включавшее полиэтничное кочевое и оседлое население. Но главное доказательство существования Великой Булгарии — это появление в разных районах Европы этносов, именовавших себя «булгарами» и при этом демонстрировавших значительные различия в материальной культуре.Судя по археологическим данным, переселенцы на Дунай по своей материальной культуре принадлежали в основном к славянским и североиранским племенам.
Цитировать
Резюме: Роль Великой Булгарии для формирования этнического самосознания части входивших в нее племен можно предполагать весьма значительной. Некоторые из них сохранили свою этническую идентичность, другие, скорее всего, после распада этого политического образования, приняли этноним "булгар" по наименованию правящей элиты (исчезновение с этнической карты таких племенных союзов, как кутригуры, утигуры, сарагуры и анты очень показательно). Хотя существовал механизм принятия чужих этнонимов с помощью системы фиктивного родства, после распада кочевых политий некоторые племена пытались обойтись без этой процедуры, расценив вхождение в племенной союз как повод взять имя былых победителей. Сходная ситуация сложилась после смерти хана Кубрата и распада Великой Булгарии. В рамках этой конфедерации только начинала складываться единая культура. Кочевое и оседлое население, среди которого были племена раннетюркского, иранского, славянского происхождения, наладило культурный обмен, еще не перешедший в фазу симбиоза. Наследники Великой Булгарии, которые появились в разных районах Европы (Нижнее Подунавье, Среднее Поволжье, «внутренние булгары» Северного Причерноморья), демонстрируют значительные различия в материальной культуре. Так, иммиграционный поток на Дунай состоял в основном из славянских и североиранских племен (тюркский элемент составлял меньшинство). Из этого следует, что и «сармато-аланы», и славяне, принадлежавшие к этой миграционной волне, приняли этноним «булгары» как их самоназвание
.
« Последнее редактирование: 07 Июнь 2024, 06:54:12 от Рудольф »

 

© 2007 Молекулярная Генеалогия (МолГен)

Внимание! Все сообщения отражают только мнения их авторов.
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.