Рубрук и Бэкон, если не ошибаюсь, писали ещё в 13 веке
Ну так я и намекал, что Герберштейн (а не Гербштейна) данные скорее всего от этих двух ребят.
в 13 веке, когда мокша исповедовала язычество.
Мокша еще долго исповедовала язычество, даже больше скажу во время нашей экспедиции мокшане меня убеждали, что у них двоеверие.
А под мусульманами они скорее всего имели в виду буртасов, роль которых в этногенезе татар-мишарей до конца не ясна.
Об этом мы говорили в теме "страсти по мордве".
Можно по разному трактовать слова Гербштейна, однако информация о мусульманах среди "мордвы" всё-таки была.
Их можно трактовать только так как он написал, а он по сути написал, что не знает какая у мордвов религия.
К тому же его современник английский дипломат Флетчер в 16 веке писал о "мордовских татарах" вблизи Кадома.
С Джильсом Флетчером также все достаточно ясно, он также "плавал" в этих вопросах и в среде "мордвов" не бывал:
Есть еще разные другие татары, обитающие на границе России, как-то: нагайцы, черемисы, мордва, черкесы и щелкалы, которые отличаются от крымских татар более названием, нежели управлением или чем-либо другим. Исключение составляют одни черкесы, примыкающие к юго-западной границе со стороны Литвы, которые гораздо образованнее прочих татар, собой весьма красивы и благородны в обращении, следуя в этом обычаям польским.
А вот и источник:
Самыми грубыми и дикими почитаются татары мордовские...как сказывают русские...
Так же известно, что он пользовался сведениями вот этих авторов:
При составлении своего труда Флетчер пользовался показаниями Горсея; есть следы знакомства его и с сочинением Герберштейна.
Ну и конечно он многое искажал, поскольку известно, что он был очень предвзят, что наводит мысли о заказном характере его писулек.
Кстати почему про кадомских он писал я так и не понял, видимо это ваша фантазия.