Довольно неожиданно.
Тогда, если принять родство нахско-дагестанских и хуррито-урартских языков (а Вы, если не ошибаюсь, с этим родством согласны), получается, что и прахуррито-урартский пришёл с Северного Кавказа на Армянское нагорье, в Северный Левант и в Северную Месопотамию. Просто, пытаюсь понять, какие археологические следы могли остаться от этого движения на юг.
Куро-Аракскую культуру в науке никто не рассматривал в качестве возможного Urheimat предкового языка для нахско-дагестанских и хуррито-урартских? Географически связывает и территории проживания современных нахо-дагестанцев, и территории, на которых проживали хуррито-урарты.
Про связь майкопской культуры с прасев.-кавк. языком я пишу в
"Hattic as a Sino-Caucasian language", p. 417 ff.
Строго говоря, это не я придумал, до меня эту же атрибуцию бегло упомянул Энтони в какой-то сноске в своей книге "The Horse, the Wheel and Language" (2007).
Про ощутимое родство сев.-кав. и ХУ я как раз НЕ согласен. Разбираю этот вопрос в
"Hurro-Urartian from the lexicostatistical viewpoint".
КА культуру как раз довольно естественно отождествлять с пра-ХУ языком, это относительно традиционный взгляд (с той поправкой, что в современной археологии попытки отождествления мат. культуры с языком табуированы). См.
"Hattic as a Sino-Caucasian language", p. 423 ff. с лит.
Следы продвижения на юг, в Сирию и далее в Месопотамию, есть и у майкопско-новосвободненской, и у КА культур. Для КА это совершенно очевидно.
Для МН несколько сложнее, материальный аспект частично обсуждается по указанным ссылкам. Имеет смысл упомянуть еще вот что. Может быть (под большим вопросом, но все-таки возможный сценарий) имеются миграционные связи хурритов и шумер. Это можно предположить на основании созвучий в сводешевском списке:
"Lexical Matches between Sumerian and Hurro-Urartian: Possible Historical Scenarios".
Тут могу поделиться одной историей, поскольку он кажется любопытной.
Несколько лет назад я переписывался с такой французской археологиней Bertille Lyonnet.
Льоннэ -- основной на Западе специалист по майкопской культуре и смежным вопросам (ее не любят наши археологи, т.к. считают -- вероятно, не без оснований, -- что Льоннэ переопубликовала на европейских языках много их идей и материала, не указав ссылок, т.е. под своим именем).
У Льоннэ был ко мне как к лингвисту один вопрос: нельзя ли северокавказские языки породнить с шумерским. Мол, тогда бы это решило много проблем, связанных с передачей материальной культуры с СКавказа в Южную Месопотамию в РБВ.
Ведь после после применения радиоуглеродных датировок ближневосточная археология встала с ног на голову. Оказалось, что майкопская культура относится к началу 4 тыс. до н.э. (де-факто первая манифестация бронзового века), и это древнее соответствующих культур шумерского ареала. Таким образом путь культурного экспорта должен идти с севера на юг (а не как традиционно считается: высокоразвитая культура шумеров докатилась до кавказских варваров).
Тогда я ответил Льоннэ, что породнить нахско-дагестанские языки с шумерским нельзя, но сейчас вот есть сюжет с возможной миграцией хурритов к шумерам.
Как-то так. (Нескромно ссылаюсь только на свои статьи, но на самом деле там на указанных страницах подобрана специальная археологическая лит-ра.)