думаю в вопросе татарскость -башкирскость достаточно слова "татарских".
Соль в том, что в Татарских Азибеях жили башкиры-вотчинники
Соль в том что в Башкирский Азибей после передачи этих земель в состав Татарии перименован в Татарский Азибей
А можете поделится источником где упомянуто название "Башкирский Азибей"? Я занимался этим населенным пунктом, он всегда в источниках был Татарским Азибеем. Много общался с местными (те кто происходят оттуда, так как сейчас территория под затопление попала), в том числе с одной бабушкой которой больше 100 лет. Самосознание исключительно татарское, любые упоминания про башкирское происхождение с недоумением отвергались.
А вы реально верите, что башкиры вотчинники, из рода(аймака) Тугыз, Жанайской волости, из племени Айлы_Айтамгалы назвали бы свою деревню Татарским ? А насчёт бабушки, которой сто лет, родилась она во время Гражданской, а вот в школу ходила, уже в советскую-татарскую, то же мне авторитетный аргумент. Надо было спросить её шежере, и поискать вот тут. Никаких проблем в принципе. https://nailtimler.com/rayony_pages/aktanyshsky_rayon/aktanyshsky_rayon_azibey_history.html
кому лень вот начало, и самое главное
Деревня Азиаба (Азибей) при озере Кадыркуля (Идиль-Каин-Тюб) - одно из поселений Тузуской тюбы Енейской волости. Основана после генерального межевания земель между 1800-1808 гг., находилась в составе 11-го (с 1847 г. 12-го) кантона. В 1811 г. взяты на учет 180 башкир. Известны места их выхода: из д. Кальтеева, Байсарова, Исенбаева, Сикии, Апасева, Кадырметева и др. В 1816 г. енейцев было 301 человек, тептярей - 1. В 1834 г. в 102 домах - 496 башкир, в 1859 г. - 863, в 1870 г. - 929 башкир. В 1902 г. д. Азибей показана как селение бывших удельных крестьян, из которых 271 мужчина. В годы строительства Нижнекамского водохранилища жители были переселены в другие места жительства.
Вы приводите цитаты из Асфандиярова. Это, конечно, авторитетный, уважаемый и обширный источник, но при этом все же поверхностный, если рассматривать конкретные деревни. Он в основном описывал то, что написано в ревизских сказках 19 века. Там жители в 19 веке записаны башкирами, но известно, что в ревизиях 19 века записаны именно сословия. Но если взять другие деревни Тугузской тюбы, которые существовали ранее 19 века (Татарский Азибей не существовал), например, Девятерню (оттуда мои предки) - то жители во всех ревизиях 18 века указаны уже татарами (и это были не сословия уже, как в 1 ревизии - просто "татары"). Это у Асфандиярова не написано, но это есть - можно убедиться, подняв эти ревизии.
Возвращаясь к Азибею - на картах 19 века (например, Ильина 1871 года - http://www.etomesto.ru/map-orenburg_1871ilyin/, указан Татарский Азибей - может все же потому что они не считали себя башкирами и тогда?). Вы писали: "Соль в том что в Башкирский Азибей после передачи этих земель в состав Татарии перименован в Татарский Азибей". Это совершенно не так. Деревня всегда называлась Татарский Азибей (с вариациями). И думаю, что жители всегда себя считали татарами.
Глобально по Тугузской тюбе - с чего их считать именно айлинцами, я не очень понимаю, если честно. Пока не вижу этому доказательств. Не вижу это и по ДНК. Не исключаю, что конкретно по этому вопросу у меня не полная картина, если поделитесь, буду благодарен. Это мои предки и мне это интересно.
Интересно у вас получается башкиры по ревизиям 19 века это сословие, а татары в 18 века это национальность, а не сословие ? )))) Почему то в моем селе башкиры всегда были ещё до придумывания сословий, башкирами, а где то они были понарошку, вам не надоело пересказывать Казанские сказки ? При чем тут ревизии 19 века. Я исхожу из документов 18 века, причем первой половины, до Оренбургской экспедиции. Когда башкиры не пускали переписчиков, а в 1739 году подняли против перепеси в том числе новое восстание.
Что касается д. Девтярни(Тугызлы, Тугызбуй) а вы не думаете, что позже башкиры жанайцы вьехали в свою вотчину, где проживали действительно по первой ревизии "татары" ? Есть не мало примеров, о не продлении договора аренды башкирами, и припущенники выселялись. А у вас получаются "вечными". Или арендаторы превращали свою арендованную землю неприступную крепость ? И ещё как объясните тот факт, что до того как они вернулись обратно в Айскую волость, в 18 веке их приглашали на земельные сделки в Айской волоости ? ! При чем тут Асфандияров, который поверхностно изучал все из-за нехватки времени ? Все айлинцы которые возвращались из Жанайской волости, в том числе из Тугузовской тюбы были и там и там ВОТЧИННИКАМИ ! Только возвращенцы из Кыр-Йыланской волости, где они сами жили припущенниками, были тептярями из башкир-айлинцев. Или вы всерьёз думаете, что они находясь в Жанайской волости, причем будуще только сословным башкиром, можно было ездить на земельные сделки в Айскую волость ? А почему не в Кара-Табынскую, Улу-Катайскую или в Бурзянскую например ? Вы иногда пишите умные и серьёзные вещи, но иногда нет-нет то заявляете нечто подобное. Всем кто со мной спорить вопрос, почему у айлинцев было "двойное гражданство" и в Айлинской и в Жанайской волости. Все возвращенцы, кроме из Кыр-Йыланской волости(туда они начали переселяться после восстания 1735-1740 и особенно после Пугачевщины) были вотчинниками.
Схема такая, после голода и засухи 1601-1604 г.г. ставшее причиной Смутного времени в России, часть айлинцев во главе с жанаем переселяются на Каму и Ик, выбивают себе новую вотчину, а может и старую заново, ведь часть Айлинцев ушли служить Казанскому хану в 16 в. Создают новую волость Жанайскую. Никаких документов про Жанайскую волость более раннее 1605 года не имеется. И в шежере башкир Жанайской волости никаких упоминаний о добровольном вхождении в состав России не имеется. Оно и понятно, раз возникла в 17 в. и образовано уже подданными России. В конце 17 в. и особенно в нач. 18 века они пополнились за счёт других айлинцев. Но уже в 30-е годы 18 века начинается обратный отток в Айскую волость. Часть башкир айлинцев из Жанайской волости переселяются в 1755, 1775, 1781 года в Кыр-Йыланскую волость. А часть этих типтяр айлинцев из Кыр-Йыланской волости в 1837 году возвращаются обратно в Айскую волость. Только вот как обьясните тот факт, что до возвращения в Айскую волость и до переселения в Кыр-Йыланскую волость они были в Жанайской волости вотчинниками. Почему именно айлинцы, а не усерганцы или тамьянцы например проживавщие в Икских волостях рядом по соседству ?