Не столько специально карачаевцев, сколько вообще о владетельных и тутулованных родах Кавказа. Довольно много материалов. Когда-нибудь будет сделан справочник.
Князья Коджаковы по моим выпискам, по преданиям произошли от внука (по другим версиям брата) некоего "крымского хана по имени Коджак". Коджак был женат на родной сестре Карчи Кюлсунай. Следовательно, каких-либо специальных знаний о Карчи от этого анализа не будет. Кроме, конечно же, знаний о гаплогруппе кн. Коджаковых. Ну и кн. Чипчиковы здесь же.
Большой респект Вам за то, что собираете столько информации! Приятно читать всё это!
Однако я вынужден сделать кое-какие замечания. Так вот, откуда у Вас такая информация по поводу Коджаковых? Простите, но она не соответствует действительности. Нет даже версии такой. В отношении происхождения княжеских родов мы руководствуемся как преданиями, так и Приложением к пояснительной записке о личных правах горцев Кубанской области Николая Григорьевича Петрусевича (Записке о горцах Баталпашинского уезда) 1872 года. Так вот, согласно, как преданиям, так и Петрусевичу Коджак является сыном Актугана, который, в свою очередь, является сыном Карчи. Никакого крымского следа там нет! От него пошли Коджаковы. Другими сыновьями Карчи являлись Дуда (родоначальник Дудовых, а также Айсандыровых и Минкоевых), Джантууган (от него пошли Темирболатовы и незаконнорожденные Эсеккуевы) и Балта (родоначальник Карабашевых), а от единственной дочери Карчи Кюнсюлю, вышедшей замуж за Крымшаухала, пошли князья Крымшамхаловы.
Кастами это точно не является. Внутрисословные браки и ограничения — это обычное явление. У некоторых они проще, у иных — сильно ограничены. Например, у казахов бии (богатые казахи) также могли быть много богаче султанов (потомки Чингизхана), и браки не заключали, но это, конечно же, никакие не касты. Не употребляйте этот термин.
При том, что Вы много знаете по этому вопросу, но, кажется, не до конца понимаете насколько сильны были эти ограничения в Карачае. Это и понятно, поскольку Вы не жили здесь. Сейчас есть очень сильные послабления, конечно. У нас три группы населения, которые я называю кастами, а Вы - сословиями - это 1)бий + чанка (княжеское сословие), 2)ёзден (свободное сословие - самое многочисленное), 3) къул (зависимое сословие). Все эти группы населения характеризуются очень строгой эндогамией. Послабления были лишь в отношении узденей с сословной группой "чанка" (бийские по происхождению рода, потерявшие значение и власть). У них, хоть в прошлом и достаточно редко, но бывали браки с узденями. Судя по всему, на это повлияло то, что браки у нас строго экзогамные по обеим линиям (только князья Крымшамхаловы допускали послабления строгой экзогамии между дальними подразделениями рода) и физически в достаточно изолированном Карачаевском обществе найти среди на тот момент не очень многочисленных чанка, девушек, не являющихся родственницами, было трудно. Так вот, касты, как известно, это безусловно эндогамные группы, сохраняющие "чистоту", с португальского casta - "род, поколение, происхождение". Для сословия эндогамия далеко не всегда является приоритетом. Например, в российском обществе второй половины 18 века утвердилось такое сословное деление: Дворянство, подразделявшееся на потомственное и личное; Духовенство; Сословие почётных граждан; Купечество; Разночинцев; Мещанство; Казачество; Крестьянство, подразделявшееся на лично свободных однодворцев и черносошных крестьян, а также на зависимых от феодалов удельных и крепостных крестьян.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%F1%EB%EE%E2%E8%E5Фактически, из названных сословных групп российского общества, только дворянство могло, и то не в полной мере, говорить о "чистоте крови". Не в полной мере потому, что появилось "личное дворянство".
Это и есть обычная сословная структура общества. У нас, как я уже сказал, каждая из трех "сословных" групп эндогамна, но даже при нарушении эндогамии, носит наследственный характер от отца к сыну: вне зависимости от своего экономического и социального статуса, потомок непременно наследует "сословный" статус своего предка. Некоторые из представителей зависимых сословий смогли получить статус "старшины" аула, но от этого они никак не изменили свой "сословный" статус.
Н.Г. Петрусевич по поводу чистоты узденьского сословия сказал следующее:
"
Заканчивая описание сословий между Карачаевцами, нельзя не сказать несколько слов в пользу чистоты узденского сословия в этом народе.
Уединенные от всех прочих обществ, с которыми они вели постоянную вражду, Карачаевцы поневоле принуждены были довольствоваться во всех отношениях тем, что могло доставить им собственное общество. Фамилии Биев, не могшие смешиваться с низшими себе сословиями, поневоле заключали браки на стороне, но сословие Узденей женилось на дочерях Узденей же Карачаевского общества, за них же выдавали своих дочерей. Наблюдалось до последнего времени только одно, чтобы потомок на девушке из фамилии, принадлежащей к роду Будиян. Эти же правила со-блюдались и в других родах Адурхая, Науруза, Хустоса и Шадибека. В последнее время, и то не более десяти или двенадцати лет тому назад, когда население увеличилось в громадном размере, правило его перестало соблюдаться, но прежде отступников от этого правила изгоняли из общест-ва или предавали смерти.
Такой порядок в Карачае сохранил в полной чистоте их узденские фамилии, так что они гордятся этим и говорят, что таких чистокровных Узденей, как в Карачае, нет нигде. По-видимому это верно, но доказательством знатности такое обстоятельство служить не может".
Что это, если не касты?
Вспомним, что кроме потомков Карчи, карачаевскими князьями являются также кн. Крымшамхаловы (возможно кумыкского происхождения) и кн. Казиевы (возможно темиргоевского (адыгского) происхождения). Если бы всё было абсолютно "закрыто", оные не могли бы стать карачаевцами.
Закрыты были именно касты (сословия). Но они могли заключать браки с такими же сословно-кастовыми группами других народов, хотя, среди узденей такое случалось редко. Крымшамхаловы, как видно из их родового имени, представители шамхальского (княжеского) рода Кумыкии. Разумеется, Крымшаухал мог жениться на дочери Карчи. Это обычный сословный союз.
Что же касается Казиевых, то они не темиргоевского происхождения! Это местные чегемские (Чегемского общества Балкарии) князья Рачикаовы. И когда они были уничтожены обществом по наущению князей Балкаруковых, бежали Рачикаовы в Карачай, где стали называться Казиевыми. Некоторые остались в Чегеме - Джаубермезовы и Туудуевы.
Еще хочется обратить, все же, внимание на то, что князей (бий) как таковых в Карачае было лишь 3 рода: Крымшамхаловы, Дудовы и Карабашевы! Остальные "княжеские" рода, это "чанка", которые имели лишь имя, но не имели никакого значения в обществе.
Помимо упомянутых родов, у нас имеются еще рода-чанка, не имевшие значения в обществе, это: Магаяевы и Калахановы (из Кумыкии), Магометовы (отделившиеся от Крымшамхаловых), Карамурзины (кабардинские пши Мисостовы), Шахановы (отделившиеся от Крымшамхаловых, не имевшие отношения к балкарским князьям Шахановым), Айдеболовы (балкарские таубии Айдеболовы), Кагиевы (чегемские таубии Келеметовы).
Также предостерегаю осторожнее с делением людей по гаплогруппам, пришлые-не пришлые, "изначальные носители" и т. д. Если протестировать все княжеские фамилии, и не по одному представителю, а по нескольку от каждого рода — не известно ещё какие будут результаты.
Разумеется, с этим нужно быть максимально осторожным, поскольку можно ошибиться. Однако общая картина будет объективна.