В таком случае, есть ли в марийском восходящее к ПФУ языку слово со значением "человек"? Или исконные слова исчезли, заменившись тюркизмами и иранизмами? (е?, марий).
Не знаю. Я не помню всех марийских слов. А какая разница?
Для выяснения картины развития марийского и других финно-угорских языков, полагаю, есть, наверное, разница. А вы так не считаете?
Вы так и не ответили по вопросу финно-угорской религиозной и общественной лексики в марийском язычестве. По вашему получается, что практически вся она тюркского (чувашского, татарского) происхождения.
Вовсе не вся. Хотя что считать такой лексикой - вот вопрос. Имена богов - процентов на 80, полагаю.
Может быть вы имели в виду имена "божков" вроде пиямбаров, пуйыршо и витнезе? Тогда, пожалуй, все 90! А так, если исключить стандартное булгарско-мордовско-марийское "ава", то только и остается, что Туня, Кудырчо и Керемет. Остальное - Юмо, Кугу, Юмын удыр, Волгенче, Мланде юмо, Тул юмо, Вюд юмо и проч., вроде как ФУ происхождения (с поправкой на "мланде", там, как я понял, есть еще индоевропейский праславянский? реликт). Г-н Петрухин на с. 270 своего труда "МФУ" впрочем так и пишет, что все имена богов тюркского происхождения в марийской мифологии в основном относятся к второстепенным божествам. Да, еще есть Мер юмо, тоже в языческих пережитках один из великих богов. Но это вроде уже как из русского "мир"... Не получается 80% именно тюркских никак. Или это опять финно-угорская чушь?
Из приведённых слов половина никак не может быть отнесена к религиозной лексике. А этимологии посмотрите хоть в UEW, если интересно - мне в настоящий момент не очень.
Увы. Я не живу в Ижевске. UEW у нас даже в научной библиотеке нет. Ссылка на сей же бессмертный труд Редеи в Интернете почила в бозе. Не просветите, где можно найти материалы словаря и тем самым избавить вас от ненужных волнений по поводу поиска финно-угорской лексики марийского языка? Может, попросите, чтобы выложили на той же "Удмуртологии"? Или здесь кто откликнется, люди добрые!
Никогда не слышал о такой легенде, скорее всего - очередная финно-угорская чушь.
Ну, чем богаты. Материал собран в 1965 году Марковым Г.А., уроженцем села Большой Китяк Малмыжского района Кировской области, выпускниом исторического отделения МГПИ им. Крупской 1966 года.
Никогда происхождением слова даруга не занимался специально, просто списал, полагаю, у Фасмера (из монг., в конечном счёте) - во всяком случае, не у Худякова. Думаю, Фасмер более прав, чем Чураков.
Почему? Потому что дорога в значении административной единицы отсутствует в древ.-русск. памятниках г-на Срезневского до 13 в.? Ну а как быть все-таки со значением слова? В смысле именно "территория" она не встречается ни в монгольских, ни в тюркских языках. Там только упорно одно значение "вождь, начальник". Может быть все-таки в рассуждениях Чуракова есть здравое зерно? Впрочем, ваше дело принимать, или не принимать критику.
Или, на худой конец, вот в этой статье тоже упоминается: Из современных знахарских практик удмуртов. Лов (удм. лул) - это слово исконное, финно-угорское. А орт (удм. урт) - иранизм, от иранского религиозного термина arta (др.-инд. rta), обозначающего мировой закон и порядок.
Интересно, а что вы думаете по поводу:
1.
Proto: *lewlV
English meaning: breath; soul
Finnish: l?yly 'Badehitze; Dunst, Dampf' ( > Saam. N lew'lu 'Dampfbad')
Udmurt (Votyak): lul (S K) 'Hauch, Atem; Seele, Geist; Leben', (G) 'Seele; Leben'
2.
Proto: *lelV (*l?lV)
English meaning: alder
Mari (Cheremis): l?l-pe (KB), l?l-p? (B) 'Erle'
Udmurt (Votyak): lul-pu (S) 'Baum; Holz'
То есть, связаны ли как-то *lewlV и *lelV (*l?lV)? Сохранилось ли в марийском прауральское наименование души в таких сложных словах (они есть и в удмуртском - lul-pu, ль?м пу): l?l-p?, lom-bo (черемуха)?