Господин Напольских, не могли бы Вы пояснить связь современных волжских финнов (особенно мордвы (эрзи)) с несуществующими уже финскими народами (мещера, мурома, меря) - были ли они представителями одного культурно-лингвистического массива или все же уже на том этапе имели существенные отличия?
И не была ли сама летописная меря в некотором смысле "собирательным названием" всех подобных племён данной местности? (как, например, иногда в хрониках к чуди относили также не одно племя)
Заранее вам благодарен!
Язык мери восстанавливается только по топонимике. Работы Ткаченко, к сожалению, нельзя рассматривать как реальную реконструкцию мерянского: там свалены в кучу лексические раритеты из русских диалектов, арго и т.п., которые могут иметь самое разное происхождение.
Что касается топонимики, то на эту тему самое последнее стоящее - дискуссия в "Вопросах языкознания":
Альквист А. 1997. Мерянская проблема на фоне многослойности топонимии // Вопросы языкознания. №6. Москва.
Альквист А. 2000. Меряне, не меряне... (I) // Вопросы языкознания. №2. Москва.
Альквист А. 2000а. Меряне, не меряне... (II) // Вопросы языкознания. №3. Москва.
Матвеев А. К. 1996. Субстратная топонимия Русского Севера и мерянская проблема // Вопросы языкознания. №1. Москва.
Матвеев А. К. 1998. Мерянская топонимия на Русском Севере – фантом или феномен? // Вопросы языкознания. №5. Москва.
Матвеев А. К. 2001. Мерянская проблема и лингвистической картографирование // Вопросы языкознания. №5. Москва.
Шилов А. Л. 2001. О мерянских топонимимческих индикаторах (голос в дискуссии) // Вопросы языкознания. №6. Москва.
К сожалению, два наиболее толковых участника дискуссии в течение прошедшего года-двух умерли (А.К.Матвеев собирался написать отдельную книжку о мерянской топонимии, не знаю, успел ли). Насколько я могу судить, сегодня можно говорить о мерянском ареале, как распадающемся на более западный и восточный. На востоке отмечается такая связывающая мерян. с марий. изоглосса как компонент *-(э)нг(е)р (мар. э?ер 'река', не имеющее параллелей в др. ФУ языках) в названиях рек. Я допускаю, что западный мерянский был особым языком, принадлежащим к приб.-ф.-саам.-мордовскому ареалу, а восточный - ближе к марийскому. Возможно, названия меря и мари - одного происхождения.
Кроме того, выделяется особый ареал "топонимии нижнеклязьминцев", которых можно сопоставить с муромой, и язык которых, видимо, отличался от мерянского, хотя и был близок к нему. Мордовские же языки, на мой взгляд, надо объединять с приб.-ф. и саам. (и западным мерянским) в один кластер, куда марий., образующий, видимо, особую ветку в финно-пермской, не входит безусловно.
Историю термина
мордва я представляю себе так: иранское собирательное название типа 'люди' какого-то населения, жившего в районе соврем. расселения мокши и эрзи, возможно - прямых их языковых предков, было заимствовано веке в III-IV готами (*Merdens roga stadjans 'мордов, живущих на Волге' у Иордана), от готов оно стало известно византийцам (Конст. Багрянородный в X в. употребляет название Мордия как известный репер, чтобы пояснить места расселения "новых" народов к северу от Чёрного моря) - и либо от византийцев, либо прямо от готов оно попало в древнерусский язык, где обрело собир. суффикс -ва и стало обозначать неславянское лесное население преимущественно к югу от бассейно Оки, то есть исторически и затем - эрзян и мокшан. Не думаю, что это название реально применялось даже к муроме и мещере, тем более - к мере (Merens уже у Иордана).