Е.В. Круглов
ВЫБОР В ПОЛЬЗУ УГРО-МАДЬЯР: ТАМАР-УТКУЛЬ (КУРГАН № 3) и ЯМАН
_______________________________________________________________________
Аннотация: Открытие и расширение источниковой базы памятников Су-ботцевского типа, связанных с исторической областью Ателькузу (Этелькез), для угро-мадьярской проблематики имело такое же значение, как и обнаружение в Прикамье в середине 70-х гг. ХХ века Больше-Тиганского могильника. Синхрони-зация этих древностей между собой позволяет поднять вопрос и о более ранних памятниках, связанных уже с областью Леведия (Лебедия). Автор ставит и поло-жительно отвечает на вопрос: «Возможно ли в наше время предложить, что либо принципиально новое в качестве критерия выделения таких материалов?» Одной из особенностей погребальной практики угро-мадьяр кушнаренковско-караяку-повской культуры VII – IX вв. лесостепных районов Волго-Камско-Уральского ре-гиона было использование жертвенников из мясной пищи в виде крупной одиноч-ной бедренной кости лошади. Автор выделяет и анализирует два памятника с та-ким обрядом на сопредельной территории, в степях Южного Приуралья: Тамар-Уткуль (курган № 3) и Яман. До настоящего времени эти комплексы связывались исключительно с культурой печенегов IX – XI вв. Анализ погребального инвентаря позволил датировать их 2-й половиной VIII – началом IX в. В качестве этнокуль-турной атрибуции автор ставит вопрос о необходимости пересмотра печенежской атрибуции в пользу угро-мадьярской.
Статья в сборнике.
ИЗ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА Выпуск 11