М. К. Юрасов (ИРИ РАН)
Венгры и аланы под властью Хазарии 9 века.
Древнейшая прародина венгров находилась в Западной Сибири, в средней части бассейна р. Оби. В ходе постепенной миграции в западном направлении протомадьяры сменили несколько «промежуточных прародин», пока, наконец, не осели на рубеже IX–X в. в Среднем Подунавье. В ходе этого процесса венгерские племена испытывали влияние различных встречавшихся им на пути этносов, иногда вбирали в себя неродственные им этнические группы, оставаясь при этом народностью, говорившей на одном из угорских языков, вобравшем в себя многочисленные слова из языков тех племен и народностей, с которыми венграм приходилось контактировать. Одну из таких народностей представляли аланы – предки современных осетин. Все слова современного венгерского языка, имеющие иранские корни, заимствованы венграми у алан.
Исследователями высказывались различные версии относительно того, когда и где венгры впервые контактировали с аланами. Поскольку ареал расселения древних алан в первые века н. э. простирался до южных предгорий Урала, считается, что протомадьяры именно там познакомились с аланами. Однако в то время венгерские племена еще не представляли собой сплоченную этнополитическую общность, поэтому влияние алан на них было незначительным. Наиболее же сильно оно проявилось в середине VIII – начале IX в., когда венгры проживали по соседству с населением, создавшим на Среднем и Нижнем Дону салтово-маяцкую культуру. В межвоенную эпоху у историков была популярна концепция, согласно которой названную археологическую культуру создали венгры, а ее ареал соответствует легендарной стране Леведии, упоминаемой Константином Багрянородным в трактате «Об управлении империей», но в середине ХХ в. было доказано, что основным населением салтово-маяцкой культуры были аланы.
Сведения о древних венгерско-аланских контактах сохранились в исторической памяти средневековой венгерской народности. В латиноязычных исторических сочинениях королевства Венгрии содержится легенда о чудесной оленихе, показавшей древним венграм дорогу к «болоту Меотиды» (Азовскому морю), после которой следует не менее легендарный эпизод о похищении венгерскими вождями Хунором и Могором дочерей вождя аланов Дулы. В этом сказании отобразилась реальная история появления венгров в начале IX в. в Приазовье, откуда остававшиеся недостаточно сплоченными венгерские племена вскоре расселились по всему Северному Причерноморью вплоть до низовьев Дуная. Исследователи до сих пор оценивают рассматриваемые легенды лишь как свидетельство тесных связей, существовавших между венграми и аланами в указанное время, хотя при соотнесении этого несомненного научного факта с результатами ряда последних исследований можно предположить, что эти легенды содержат и некоторые более конкретные сведения.
Мне уже приходилось писать о том, что одна из «промежуточных прародин» венгров располагалась на территории современной Воронежской области, где обнаруживаются топонимы предположительно венгерского происхождения. Ареал расселения тогдашних мадьяр на юге ограничивала салтово-маяцкая культура. Именно в это время (вторая половина VIII в.) венгерско-аланские контакты были наиболее интенсивными. При этом проживавшие южнее венгров аланы – как подданные хазарского кагана – могли выполнять функцию сдерживания семи венгерских племен от проникновения на рубежи Внутренней Хазарии («каганского домена»). Судя по отсутствию в источниках сведений о венграх в Северном Причерноморье до начала IX в. (первые полностью достоверные известия о пребывании их на Нижнем Дунае датируются около 836 г.), население салтово-маяцкой культуры успешно справлялось с этой задачей. Однако главным источником поддержания стабильности на землях Внешней Хазарии было наличие сильной центральной власти в каганате, способной удерживать в подчиненном положении различные этносы, проживавшие в Подонье, Среднем Поволжье и других областях названного региона. Как известно, даже правители Волжской Булгарии платили дань хазарскому кагану.
Такая ситуация продержалась до начала IX в., пока в Хазарии не начались события, которые ряд исследователей называет «гражданской войной». Большинство историков считают главной ее причиной объявление хазарской правящей верхушкой иудаизма государственной религией каганата. Наиболее вероятное время принятия такого решения – первое десятилетие IX в. Дестабилизация ситуации во Внутренней Хазарии не могла не сказаться на положении народностей, проживавших во Внешней Хазарии. Именно тогда могли произойти события, отразившиеся в легендах о чудесной оленихе и похищении Хунором и Магором дочерей аланского вождя Дулы. Непосредственно граничившие с землями «каганского домена» аланы могли быть втянуты в «гражданскую войну», а венгерские племена, воспользовавшись этим, переселились из бассейна Верхнего Дона в Приазовье. Поскольку путь к «болоту Меотиды» лежал через ареал распространения салтово-маяцкой культуры, венгры, скорее всего, вступили в конфликт с аланами, что отразилось в легенде о похищении дочерей аланского вождя.
В докладе на предыдущей конференции «Комплексный подход в изучении Древней Руси» мной был сформулирован вывод о сознательном искажении средневековыми венгерскими хронистами древнейшей истории венгров, выражавшемся в замалчивании факта нахождения венгерских племен в зависимости от хазарского кагана. По моему мнению, это объясняется двумя причинами: 1) ранним появлением у венгров этнического самосознания, в чем они опередили другие народности Внешней Хазарии; 2) низким социальным статусом хазар, проживавших в раннесредневековой Венгрии: поскольку они были частью «черных мадьяр», хронисты сочли нецелесообразным напоминать о том, что когда-то семь венгерских племен подчинялись правителям Хазарии. В случае со сведениями об аланах, содержащимися в средневековых латиноязычных исторических сочинениях королевства Венгрии, ощущается аналогичный подход.