Пока я собирался приступить к расчету возраста по 37 маркерам, стал известен 67-маркерный гаплотип:
Субклад N1c1*, Unknown; Dementyev; Russian Federation; 266916 (на расстоянии 8 от N; N1c1*; Golodyaev; Russian Federation; PTAXF 151523)
Он существенно уточняет ситуацию. TNT мне выдала два оптимальных дерева:
Tree 0:
,-- Borgoyakov_203299
| ,-- Golitsin_184206
|--| | ,-- Mihkli_N56160
| | ,--| ,-- Adamov_119747
`--| | `--| ,-- Sandaraev_203300
| | `--| ,-- Mousawi_M6651
`--| `----- Gusmanov_225440
| ,-- Akhtariev_96047
| | ,-- Pleshivy_152820
`--| | ,-- Dementyev_266916
`--| | ,-- Parshin_199035
`--| ,----- Golodyaev_151523
`--| ,-- Gavrilov_N59644
`--| ,-- Ushakov_176781
`----- Kurbatsky_199032
Tree 1:
,-- Borgoyakov_203299
| ,-- Golitsin_184206
|--| | ,-- Mihkli_N56160
| | ,--| ,-- Adamov_119747
`--| | `--| ,-- Sandaraev_203300
| | `--| ,-- Mousawi_M6651
`--| `----- Gusmanov_225440
| ,-- Akhtariev_96047
| | ,-- Pleshivy_152820
`--| | ,-- Gavrilov_N59644
`--| ,--| ,-- Ushakov_176781
| | `----- Kurbatsky_199032
`--| ,-- Dementyev_266916
`--| ,-- Parshin_199035
`----- Golodyaev_151523
Второе мне нравится намного больше. Посчитал по нему возраст - исходя из среднего наблюдаемого числа мутаций от интересуюшего узла до листьев. В качестве эталона взял возраст общего предка князей Рюриковичей (Ярослав Мудрый жил примерно 1000 лет назад).
Получается, что общий предок всех восьми "ананьинцев" (Ахтарьева, Гаврилова, Голодяева, Дементьева, Курбатского, Паршина, Плешивого, Ушакова) жил около 2500 лет тому назад, что совпадает с датировкой ананьинской культуры (VIII-III вв. до н.э.)
Но интересно, что у шести этих людей (за исключением Ахтерьева и Плешивого) общий предок существенно моложе - он жил около 1600 лет назад! А это уже не ананьинская, а гляденовская культура:
ГЛЯДЕНОВСКАЯ КУЛЬТУРА.
Археологическая культура эпохи раннего железного века (3 в. до н. э. – 5 в. н. э.). Сформировалась на базе предшествующей ананьинской культуры. Выделена А. В. Шмидтом в 1932 г. по материалам Гляденовского костища.
Основные исследователи: В. Ф. Генинг, Ю. А. Поляков, А. Н. Лепихин. Ареал распространения гляденовской культуры – бассейн р. Камы (от устья р. Бабки до оз. Чусовского), бассейны рек Вычегды и Печоры. Ряд исследователей предлагают объединить все памятники этого типа в гляденовскую историко-культурную область.
Юж. гляденовские памятники от устья р. Обвы и ниже р. Камы представлены городищами, селищами, святилищами-костищами и отдельными могильниками. Материальная культура юж. гляденовского населения характеризуется производящей экономикой (скотоводство, мотыжное земледелие, цветная и черная металлургии и металлообработка) и вспомогательными традиционными видами деятельности – охотой, рыболовством и собирательством.
Хозяйство гляденовских общин Сев. Прикамья, при наличии навыков цветной металлообработки, продолжало базироваться на присваивающем жизненном укладе, развивая для обменных операций пушной промысел. Городища гляденовского населения – мысового типа, укреплённые одним валом. Однако встречаются городища с несколькими валами (Бутырское, Юго-Камское I), которые рассматриваются как культовые места. В ходе раскопок этих городищ выявлены многочисленные канавообразные сооружения, возле которых располагались очаги. Учитывая значительную площадь этих городищ (до 2 га), можно предположить, что на них проводились какие-то охранительные обряды, связанные с домашним скотом. К городищам обычно примыкали несколько селищ, образуя своеобразный микрорайон, который мог отражать специфику расселения отдельных общин.
Могильники очень редки (Городок, Заосиново). Погребальный обряд очень скуден. Лишь в конце гляденовской культуры (3-4 вв.) особенности погребального обряда можно проследить по материалам ранней части могильника Мокино.
Обнаружены многочисленные наземные жилища гляденовской культуры (Федотовское, Осинское, Черновское I городища, селища Пеньки, Нижняя Курья I), часть из которых представляли собой прямоугольные в плане срубные постройки (60-100 кв. м), основания стен которых опускались в неглубокие канавки. Выразительными памятниками гляденовской культуры являются крупные жертвенные места – костища. Традиционно они подразделяются на две группы: раннюю, памятники которой формировались на святилищах поздней стадии ананьинской культуры (Гляденово, Юго-Камск), и позднюю, памятники которой появились на новых территориях Перм. края в ходе миграций гляденовских общин (Гаревское, Ильинское, Слепушка, Усть-Туй, Ломотино и др.). На памятниках в мощных отложениях сырых и пережжённых костей выявлены остатки жертвенников и человеческих жертвоприношений, а также собрано огромное количество украшений из бронзы, стеклянных античных бус, антропоморфных и зооморфных изображений, наконечников стрел из металла и кости, медные монеты древних государств Средней Азии и Ханьского Китая. Возникнув в конце ананьинской эпохи (4 в. до н. э.), эти памятники наиболее интенсивно функционировали в первых веках 1 тыс. н. э. и прекратили свою деятельность с наступлением харинской эпохи в конце 4 – начале 5 вв.
Вызывает сложность определение верхней гляденовской культуры. Памятники её поздней стадии Ю. А. Поляков относил к 5-6 вв. В. Ф. Генинг памятники этого же круга, но по локальным районам, выделял в отдельную гаревскую и федотовскую культуры. Р. Д. Голдина ряд позднегляденовских памятников, в частности, поздние костища синхронизирует с ломоватовской культурой.
(
источник)
Уважаемые соплеменники! Ищите в этих краях своих предков! Я своих уже нашел. Они действительно жили в бассейне Вычегды, на ее левом притоке - реке Сысоле.