А входит ли в ареал исторических интересов Владимира эрзя? Уж очень хочется до конца проработать этот вопрос.
По поводу эрзи. Антропологическое резкое отличие эрзян от мокшан не является новостью (как и многие другие такого рода "открытия", якобы сделанные с помощью генетических методов - ср., например, массовые восторженные визги финнских учёных по поводу работ Кавалли-Сфорцы, в которых оказалось, что финны генетически - жители севера Западной Европы. Кто-то сомневался!) - это отличие видно и на представленных на форуме картах из старых работ Бунака (кстати, одного из самых интересных традиционных антропологов). Балтские заимствования в мордовских языках есть, изучены недостаточно, поэтому сказать, что в эрзянском их больше, я не могу. Заимствования эти скорее из того же языка / языкового ареала, откуда балтизмы в прибалт.-финских, просто там их в разы больше, что понятно. Другое интересное обстоятельство - безусловная близость мордовских языков (но обоих!) к приб.-финским: я бы их просто объединял в один древний кластер. Есть ещё особенности традиционного костюма и проч., тоже в этногенетическом плане и в данном аспекте исследованные недостаточно. Однако, всё это заставляет думать, что предки мордвы или какая-то их часть могли прийти с запада или северо-запада (но не очень издалека, так как германизмов в мордовских нет). Археологически, вроде бы, это не прослеживается, но археологически многое не прослеживается. При принятии такой гипотезы можно было бы предположить, что именно у эрзян этот западный тип сохранился лучше, а мокшане (изначально - южная и даже юго-восточная по отношению к эрзянам группа) - перешедшие на мордовскую речь другие поволжские финны, более близкие изначально к мари и предкам чувашей.
Об этнонима МОРДВА. Впервые основа mord- - у Иордана (6 век, информация - на 2 века ранее), в списке народов Германариха, в Мещере (см. выложенную здесь мою статью из воторого тома "Истории татар"), затем та же основа - у Константина Багрянородного в 10 веке, но именно как давно известный репер для пояснения места жительства, кажется, печенегов. То есть к этому времени слово стало хорошо известно. Слово иранское, заимствовано в мордовские (мирде "муж", кажется, в обоих языках) и пермские языки (удм. мурт "человек"). Я вижу примерно такую схему его возникновения: 1) из иранского (аланского?) в готский как собирательное обозначение живущих на границе леса и степи на левобережье Волги некоторых туземцев (вероятно, собственно, предков эрзян + мокшан + чувашей + муромы + (?) мещеры и т.п.); 2) из готского в той же функции - в греческий; 3) из греческого (скорее), а может и из готского - в древнерусский с добавлением суффикса -ва и с постепенным отнесением именно к предкам эрзян и мокшан. Естественно, народа по имени "мордва" (называвшего себя так) никогда не было, этноним навязан эрзянам и мокшанам, которые так себя не называют. Однако, поскольку эти два языка безусловно близки, говорить о мордовской группе языков я считаю не только возможным, но и необходимым, и с этой точки зрения слово мордва можно применять в том же значении, что угры, германцы, прибалтийские финны и проч.