Европейцы приручили лошадь независимо от жителей Средней Азии.
Это было давно понятно исход из разных терминов для лошади.
Кому понятно и из чего понятно? Чисто умозрительное заключение?
Давали же цитату:
"В 1947 - 1949 г. С.И. Руденко раскопал на Алтае 5 больших курганов скифского времени. Хоронили зимой и заливали все водой, а лед закрывали бревнами так, что он не таял. В курганах отлично сохранились бальзамированные трупы людей и Л., захороненных по обрядам, описанным Геродотом. Но лошади оказались не обычными скифскими, а крупными "среднеазиатскими" аргамаками. Особенно выделялся один жеребец рыжего цвета с изящной головой, красивой шеей, стройный, хорошо выезженный. На нем не было ни одной царапины, ни следа нагайки. Такой же жеребец, видимо, был похоронен в Дериевке. Изображения таких крупных аргамаков сохранились на бесчисленных рельефах, вазах, монетах, вышивках. На золотых вазах из кургана Чертомлык также изображены крупные ахалтекинцы, как и на скифской пекторали античной работы из Толстой могилы. Однако в Среднюю Азию эти кони попали сравнительно недавно. В неолитических, одновременных с Муллино поселениях Средней Азии (джейтунская культура) кости животных встречаются в большом числе, но там нет костей лошадей.
Совершенно верно. К этому заключению, кстати, можно прийти и логическим путем. Ахалтекинская лошадь (у которой, собственно, и выявлено наибольшее генетическое разнообразие), несмотря на свою способность довольно долгое время оставаться без воды, де факто очень плохо приспособлена к среднеазиатским условиям. Конь - это не верблюд, и даже не корова. Кормить его сложно - не всякая трава подойдет. Если посмотреть, как этих лошадей содержали и содержат туркмены, станет очевидно: никому в древности не был бы нужен такой дармоед, которого даже нельзя держать в табуне. А хорош он при таких условиях лишь в стремительной военной атаке. Вряд ли лошадь одомашнивали для набегов. Древние хозяева такого животного сами бы, пардон за каламбур, кони двинули, пытаясь это прокормить. Зато в условиях средней полосы эта лошадка чувствует себя замечательно, и пасется в табуне, ничуть не проигрывая своим выкормленным «с рук» среднеазиатским собратьям. Только на зиму обрастает собачьей шерстью.
Что касается более поздних степных лошадей, то их облик - это, видимо, отчасти следствие поздней метисации с тарпаном (отсюда, кстати, как предполагают генетики, разнообразие по мито), отчасти высыхание степи и ухудшение качества корма.
Насколько мне мой маразм подсказывает, была какая-то работа по исследованию миты домашних лошадей.
Там, вроде, было показано наиболее вероятное место одомашнивания лошади.
А вот название работы никак не вспомню - мой маразм заболел склерозом.
Нет, места там не было, емнип. Там как раз показали разнообразие по мито. Но поскольку с y все ужасно однообразно, предположили, что это следствие долавливания диких кобыл уже после доместикации. Еще там было про участие тарпана в "этногенезе" эквуса кабаллуса. Но происхождение именно от тарпана (а не просто тарпановые примеси) ученым не кажется очевидным. Возможно, была одомашнена какая-то другая дикая лошадь.