Интересно, почему рассматривают только одну версию появления болгар в Европе? Очень интересная версия их появления из Сибири. Это тюркизированные угро-сарматы. И савиры, и барсилы тоже оттуда.
Булгары жили рядом с Памиром и у них памиро-ферганский краниотип от смешения с местными памирскими народами .которые были связаны с БМАКО .Если бы они жили только лишь в Сибири , то у них не было бы такого памирского краниотипа. Европеоидная сарматская брахиокрания характерна для азиатских и для части европейских сарматов[ (исключая аланов, чей антропологический тип был долихокранным европеоидным)
для междуречья Амударьи и Сырдарьи с предполагаемой родины протоболгар среди некрополей ирано-язычных народов и у современных памирских этносов
В средневековых источниках в качестве азиатской прародины булгар фигурируют Имеонские (Имейские) горы, традиционно идентифицируемые с пограничным районом между Афганистаном и Таджикистаном.
В армянском географическом атласе VII века «Ашхарацуйц», составленном на основании более древних сведений, племя булхи, помещается рядом с саками и массагетами.
Феофилакт Симокатта в описании войн между племенами Тюркского каганата локализовал прародину уннугуров (предположительно булгарское племя) в Согдиане (равнинная область на границе Афганистана, Узбекистана и Таджикистана, охваченная Гиндукушем):
Только Бакаф, некогда построенный уннугурами, был разрушен землетрясением, и Согдиана испытала на себе и мор и землетрясение
Первое упоминание о булгарах в синхронном источнике содержится в анонимном латинском хронографе 354 года, где в списке племен и народностей Причерноморья и Прикаспия (потомков Сима) на последнем месте называются вулгары (Vulgares).
Самое раннее ретроспективное упоминание о булгарах содержится у армянского историка V века Мовсеса Хоренаци. По его словам при армянском царе Аршаке I, сыне Вагаршака, булгары поселились в армянских землях:
В дни Аршака возникли большие смуты в цепи великой Кавказской горы, в Стране булгаров; многие из них, отделившись, пришли в нашу страну.
Религия булгар носила политеистический характер. По сведениям арабского хрониста Аль-Балхи главное божество-создатель булгар называлось «
Эдфу», отличаясь от названий аналогичного божества среди других народов:
Аль Балхи 12 век
«Тюркский народ его называет
Бир Тенгри, что означает „
Бог Единственный“. Христиане Сирии его называют Лаха Раба Куадусса. Евреи его именуют в своем языке Элохим Адонай или Яхия Ашер Яхия. Элохим означает „бог“ на их языке. Я слышал, что
булгары называют Создателя именем
Эдфу, а когда я их спрашивал, как они называют своего идола, они мне отвечали —
Фа.
Исследователи связывают булгарского
Эдфу (Едфу) с Памиром, где местные
иранские народы называют
Солнце: ягнобцы — афтоба, пуштуны — афтаба, гилянцы — эфтеб, язгулемцы — офтоба. Также солнце в зените в тех районах именовали как Адху и Едх. В пользу этого говорит сообщение Иоанна Экзарха о том, что
булгары поклоняются
Солнцу и звездам.
Археологические находки в Плиске указывают на следы
зороастризма у булгар. В крепости найдено здание с платформой в центре для огня, аналоги которого находят у зороастрийцев.
Жрецов булгары называли колобрами (в болгарском оригинале колобър) или колобарами. Предполагается, что колобр дословно означает на протобулгарском — маг, волшебник или священник, так как Феофилакт Симоката и Фотий писали именно об этих значениях этого слова.
Аналогию находят у эфталитов, приводя сведения византийца Теофилакта Симокаты, который называет практически идентичное название их жрецов — бо-колобры, также ближайшую аналогию слова находят в древне
персидском в значении духовник, которая звучит на древне
персидском, как — kolobkhar