О приходе андроновцев с юга указывает пласт опосредованных заимствований в уральских языках
А где это Е.А.Хелимский пишет о «приходе андроновцев с юга»? Чиста конкретна укажите страницу, плиз.
Базар ведь за эту вот статью идет? -
Е.А. Хелимский. «Южные соседи финно-угров: иранцы или исчезнувшая ветвь ариев («арии-андроновцы»)?» - В сб. “ΠΟΛΥΤΡΟΠΟΝ. К 70-летию В.Н. Топорова”. М.: изд-во "Индрик", 1998. - С.61-72.
Ну, чо могу сказать за статью? Очень чоткий мессидж дан прямо в названии: сабж сам по себе дискуссионный,
потому автор вынес вопросительный знак сразу в заголовок, ага.
Автор явно чел правильный: пишет сжато и по понятиям, - видно, что ходит в авторитетах и лишних слов не тратит. В статье есть цельный раздел
«Данные археологии и хронологические соображения», чтоб связать дале данные лингвистики и археологии. Самая поздняя из всех ссылок и цитируемых в статье работ - это:
Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? –
М.: Восточная литература, 1994.
К сожалению, автору (к моменту написания - 1995-97 гг.) оказалась недоступной такая работа:
Anthony, David & Vinogradov, Nikolai (1995) «Birth of the Chariot», Archaeology, 48 (2): 36-41.
Bronze age chariot grave at Krivoe Ozero, Siberia (just n. of Kazakhstan). Contains 1) horse skull, three pots, two bridle cheek pieces, points of spears or arrows; 2) charioteer; 3)bone cheekpieces; 4) stains of rotting wood outline wheel and axel fragments, hubs over axel terminals; 5) yellow lines mark location of spokes and exterior of a hub. C. 2100-1700 BC, Sintashta-Petrovka culture, ancestor of Andronovo Horizon, which was the first prehistoric culture to extend from Urals to Tianshan. This in cluster of sites on upper Tobol R., southeast of Magnitogorsk. These two-wheeled chariots like those described in Rig Vedas; designs on cheek pieces similar to those found at Mycenae (1650-1100 BC). But this culture predates the Mycenaean (Bones dated to average of 2026 BC.)
Что могло сильно повлиять на его аргументацию:
«квалификация андроновского населения как «праиндоиранского» ведет к очевидному противоречию: по крайней мере, начиная с середины II тыс. до н. э. андроновцы-«предки»оказываются моложе своих «потомков» в Митанни и Хорезме. Такая квалификация приложима в лучшем случае к первым поколениям носителей андроновской культуры (XVII-XVI вв. до н. э.), и то
только при допущении, что именно в этот период они стали быстро продвигаться на юг. Гораздо более оправдано, однако, применение обозначения «праиндоиранцы» не к самим андроновцам, а лишь к их предкам».
По нынешним данным, начало андроновской историко-культурной общности относят к
ХХII в. до н.э., так шо автор, в принципе, предполагал верно.
Потом автор многа букафф пишет за всякие там рефлексы да заимствования с целью доказывать, что андроновцы не могли быть прямыми предками
иранцев и в конце дает такой вывод:
«С учетом хронологических соображении и лингвистических свидетельств язык андроновского населения скорее следует отнести к третьей (resp. четвертой) группе индоиранских языков, исчезнувшей еще в I тыс. до н. э.,- группе, примерно равно отстоящей от иранских и от индоарийских языков. Использовать для языка этой группы обозначение «праиндоиранский» («праарийский») также невозможно, поскольку по крайней мере со второй половины II тыс. до н. э. он существовал одновременно с языками собственно индоарийской и собственно иранской ветвей», а в самом конце заключает: «Но чтобы с уверенностью говорить о незасвидетельствованном исчезнувшем языке - в данном случае, об андроновском арийском, - следует попытаться установить более полный комплекс его позитивных характеристик».
Т.о., автор щитает, что на «праиндоиранском» («праарийском») могли говорить только первые поколения андроновцев, а где-то с середины II тыс. до н. э. они заговорили уже на собственном «андроновском арийском» языке, который исчез еще в I тыс. до н.э. А чо? Вполне такое возможно – с учетом длительности существования андроновской общности и ее большого места на карте.
ПС. Ваще сама статья эта на айс деловая и чоткая (не то что хрень от Джоанны Николс).