Мой ответ Юрч с форума ВГД по поводу городового казачества и Епифанской десятни 1585 года.Юрч, здравствуйте!Не знаю как там было в Ельце насчет казачества, но то что в казачество попадали люди из разных социальных групп, это вполне нормально.
Думаю, что в городовые казаки люди шли в основном добровольно-вынуждено, в силу разных причин. Например, обедневший сын боярский, в силу своей бедности не причисленный к городской корпорации, шел в казаки. Какой-нибудь стрелец или пушкарь соблазнившись наделом земли и владеющий хорошо холодным оружием также мог записаться в казаки. Молодой, удалой, безземельный крестьянин или малоимущий закаленный в кулачных и палочных боях городской житель, желающие воевать вполне могли пойти в казаки. Боевые холопы получившие свободу, шли в казаки, потому что умели только воевать.
То, есть шли в основном те, кто имел опыт и умение владеть холодным оружием, те кто этим занимался с детства.
Человек не умеющий владеть клинковым или древковым оружием не записывался в казаки потому, что понимал, что его убьют в первом же бою. Говорю, это основываясь на собственном опыте. Более тридцати лет я веду секцию прикладного рукопашного боя(работаем с различными видами оружия), поэтому, я весьма хорошо понимаю, что значит овладеть навыками работы с оружием, против оружия, на это уходят многие годы. Например, из собственного опыта знаю, такому надо учиться долго.
http://youtu.be/nyQdXuMlU78 ( я в бандане)
По поводу Епифанской десятни.И.Ф. Мстиславский 1567 году строит мощную крепость, гарнизон епифанской крепости получал жалованье от владельца города. Надо понимать, что это была частная резиденция Мстиславского. Поэтому, ничего удивительного нет в том, что набрал он в эту крепость большей частью обедневших детей боярских ибо они были профессиональными воинами. Фамилии Епифанской десятни весьма красноречиво говорят, что это фамилии родов уходящих в начало 16 и 15 век. Но, набирал он их как казаков, ибо по закону платили казакам меньше , что было ему выгодно. Хотя может он им доплачивал в конвертах
Все, эти бредни о том, что это какие-то однофамильцы обсуждать конечно можно, но смешно. Надо помнить, что фамилии приняли устойчивую форму в начале 16 века и давались они детям боярским и дворянам для того чтобы не было путаницы во всяких юридических делах. Думаю, что за период 50 лет вряд ли могли появиться однофамильцы, Возможно, только в виде крайнего исключения.
И самое главное, десятня датируется 1585 годом, Иван Грозный уже умер. Когда царём стал Фёдор, сын Ивана Грозного, Мстиславский был сослан в монастырь, где был пострижен в монахи и жил до самой смерти. Вот и пошли Епифанские дети боярские из казаков снова в дети боярские. То, есть перешли в свое изначальное природное состояние.
Вот и вся разгадка Епифанской десятни..
ДобавлюВласти старались найти опору в среде «лучших» казаков, чтобы облегчить себе дело подчинения вольных казачьих окраин. Им благоприятствовало то обстоятельство, что
в казачьих станицах находили прибежище выходцы из разных сословий и «чинов», включая «оскудевших» дворян, покинувших государеву службу. Уже Ряжская десятня 1579 г. упоминает имена беспоместных детей боярских, «которые на поле казакуют». В десятне по Ряжску 1591 г. отмечены случаи выхода «новиков» (лиц, впервые поступавших на государеву службу) и детей боярских «в вольные казаки»18.
Выходцами из феодального сословия были известные донские атаманы князь И. В. Друцкий, С. С. Чертенский, С. Воейков, Л. Т. Безобразов. Самой примечательной фигурой среди названных лиц был, без сомнения, Смага Степанович Чертенский, происходивший из захудалого княжеского рода.
http://zema.su/blog/formirovanie-i-razvitie-kazachestva-v-rossii-v-16-vekeНе мог оскудевший новик выйти на службу "конно, людно и оружно", а что мог сын боярский, он умел владеть оружием, этому он учился с детства, поэтому приходилось "казаковать".
Почему оскудевших дворян и детей боярских верстали в казаки, да потому, что платить нечем было ввиду кризиса 70-80 годов 16 века.
Епифанская десятня это весьма яркий пример когда явно оскудевших детей боярских поверстали изначально в казаки, поэтому приходилось им "на поле казаковать."
Если вспомнить Суворова то он начинал службу с солдата, а в 16 веке оскудевшие дети боярские начинали службу со страты казака.