АвторТема: Однодворцы: Термины  (Прочитано 3374 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн татиаАвтор темы

  • Главный модератор
  • *****
  • Сообщений: 5026
  • Страна: 00
  • Рейтинг +672/-0
  • Y-ДНК: R-YP418
  • мтДНК: J1c2c
Однодворцы: Термины
« : 17 Февраль 2014, 11:12:40 »
.

Оффлайн татиаАвтор темы

  • Главный модератор
  • *****
  • Сообщений: 5026
  • Страна: 00
  • Рейтинг +672/-0
  • Y-ДНК: R-YP418
  • мтДНК: J1c2c
Re: Однодворцы: Термины
« Ответ #1 : 31 Март 2014, 12:50:21 »
"ПОЖИТ"

"Пожид" или "Пожданье" - довольно редкая форма пожалования, которая означала, что жалованное лицо могло воспользоваться своим жалованьем не сразу же, а только по истечение какого-либо времени.
Судя по сохранившемуся корпусу источников, подобная практика получила развитие в период кризиса кормленной системы в середине XYI в., когда правительство пыталось таким способом решить острейшую проблему распределения объектов кормлений между постоянно растущим числом претендентов на них. [...] Причем, сроки такого "ожидания" доходили до трех, четырех и более лет. По всей видимости, всилу примерно тех же причин эта норма кормленной системы со временем перешла в поместную практику.

А.В. Антонов "Из поместной практики Смутного времени" (Историко-Археографические исследования: Россия XY-начала XYII века. - М., 2013)

Оффлайн татиаАвтор темы

  • Главный модератор
  • *****
  • Сообщений: 5026
  • Страна: 00
  • Рейтинг +672/-0
  • Y-ДНК: R-YP418
  • мтДНК: J1c2c
Re: Однодворцы: Термины
« Ответ #2 : 22 Апрель 2014, 11:44:09 »
"ВВОЗНАЯ ГРАМОТА"

К самому распространенному и наилучшим образом сохранившемуся типу поместных актов относятся так называмые "ввозные грамоты". Они передавались на руки служилым людям  в Поместном приказе и в дальнейшем откладывались в их семейных архивах в качестве основного документа, закрепляющего их права на поместье. Очевидно название было продиктовано самой жизнью и означало, что на основании этой грамоты помещик въезжал со своим имуществом , то есть "ввозился", во вновь пожалованное поместье.

А.В. Антонов "О поместно-вотчинной документации" (Историко-Археографические исследования: Россия XY-начала XYII века. - М., 2013)

Оффлайн татиаАвтор темы

  • Главный модератор
  • *****
  • Сообщений: 5026
  • Страна: 00
  • Рейтинг +672/-0
  • Y-ДНК: R-YP418
  • мтДНК: J1c2c
Re: Однодворцы: Термины
« Ответ #3 : 28 Июнь 2014, 15:57:09 »
"ОСАДНЫЕ ДЕТИ БОЯРСКИЕ"

В иерархической структуре служилого города осадные дети боярские занимали самое низкое положение. В эту категорию попадали беднейшие слои провинциального дворянства, не имевшие средств на снаряжение для дальних походов или, как тогда говорилась, для полковой службы. Именно поэтому их оставляли в городе на случай осады, где в мирное время они, наряду с пушкарями, воротниками или стрельцами несли караульно-гарнизонную службу. Как видно из десятен, они не получали денежного жалованья и должны были существовать за счет своих поместий.

А.В. Антонов "Указ о поместьях осадных детей боярских" (Историко-Археографические исследования: Россия XY-начала XYII века. - М., 2013)

Оффлайн Ухряб

  • Сообщений: 194
  • Страна: ru
  • Рейтинг +56/-2
  • 220740 (FTDNA), M202948 (GedMatch)
Re: Однодворцы: Термины
« Ответ #4 : 25 Сентябрь 2014, 07:36:55 »
"КАЗАКИ"

"...важно, что в XV – первой половине XVI вв. в юго-восточной Руси, по очень многочисленным русским источникам, которых мы не можем здесь перечислить (летописи, дипломатическая переписка и др.), слово “казак” имело в основном два значения.

Во-первых, как мы установили, казаками назывались профессиональные конные воины, приспособленные к действиям в степных условиях, лично свободные, обычно состоявшие в разбойничьих шайках или нанимавшиеся на пограничную военную службу к государствам, граничившим со степной зоной. По-видимому, они в большинстве своем не имели ни хозяйства, ни сколько-нибудь постоянного местожительства. Они не создали никаких более организованных групп, чем разбойничьи шайки. Такие казаки были наиболее многочисленны в первой половине ХVI в. на территории бывшей Большой Орды западнее Волги (восточнее Волги территории заняли заволжские ногайцы). Политический вакуум,
существовавший там в течение первой половины XVI в. после разгрома войска Шейх-Ахмеда, был весьма удобен для развития паразитического бродяжничества и разбойничества. Заметим только, что политический вакуум не означал вакуума демографического, наоборот, существование разбойничавших казаков показывает, что было там и какое-то постоянное трудящееся население, за счет которого эти разбойники кормились так или иначе – путем ли просто грабежа или путем какой-то более регулярной его эксплуатации, – ибо одним грабежом купеческих и посольских караванов кормиться невозможно. Кстати, и предшествующее двадцатилетнее существование войска “Ахматовых детей” на этой территории тоже свидетельствует о том, что она была не пуста.

Не видим никаких оснований считать, что казаки – разбойники и наемники – с самого начала, еще в XV в. формировались целиком или хотя бы большей частью из беглых крестьян. Более вероятно, что их первоначальное ядро составили остатки войска Шейх-Ахмеда, которое во время своей затянувшейся агонии постепенно разбегалось, порождая группы бездомных бродяг, не имевших возможности вернуться на свои заволжские кочевья, захваченные ногайцами. Впоследствии этнический состав этих казаков был, по-видимому, весьма пестрым, но среди их военачальников, судя по некоторым известным именам, было много татар. Бродячие наемники-разбойники тяготели к некоторым городам на окраинах своего ареала, особенно к турецкому Азову и к московскому Мещерскому Городку (впоследствии Касимову), где они сбывали награбленное и приобретали оружие и боеприпасы. При Иване IV они активно участвовали в качестве наемников в завоевании московскими войсками Среднего и Нижнего Поволжья, а затем постепенно сошли со сцены, прежде всего вследствие укрепления государственной власти, а отчасти, может быть, и просто потому, что состарились и вымерли ордынские ветераны, создавшие и поддерживавшие это казачество.

Во-вторых, в этот же период или несколько раньше появились и совсем другие казаки – разновидность регулярных войск в пограничных со степью крепостях соседних государств. В Московском государстве такие казаки в дальнейшем до конца XVII в. имелись в составе “служилых людей” наряду с другими группами (стрельцами и др.). Их называли обычно городовыми казаками, иногда полковыми казаками. Таковы были и все украинские казаки, кроме запорожских, и казаки на турецко-крымской службе – перекопские, азовские. Ниже
мы будем условно называть всех таких казаков служилыми казаками в отличие от описанных выше неорганизованных казаков – разбойников и наемников. Служилые казаки
набирались большей частью из населения тех стран, которым служили, наделялись землей на общих основаниях с другими категориями профессиональных воинов, имели постоянное местожительство и хозяйство. Неизвестно, почему две столь различные группы населения получили одно и то же название, скорее всего, это произошло случайно, может быть, вследствие переходов отдельных лиц из одной группы в другую или даже просто из-за внешнего сходства в одежде, оружии и т. д.

В середине XVI в. название “казаки” было присвоено еще одной категории населения, которая существовала и раньше, но казаками не называлась. Это были группы населения разнообразного этнического состава за пределами официальных границ Московского и Польско-Литовского государств, имевшие развитое сельское хозяйство (хотя не всегда преимущественно земледельческое), и специфический территориально-
общинный строй без феодалов, с демократическим самоуправлением и сильной военной организацией. Из таких групп, не имевших ничего общего ни с неорганизованными, ни со служилыми казаками, образовались известные объединения запорожских, донских и других подобных казаков, которые в литературе по сей день именуются просто казаками, без
дополнительных эпитетов, или иногда называются вольными казаками. Это не единственный случай появления подобных казаков задолго до появления термина “казак”, например, таковы были и известные севрюки на Украине, впоследствии не сохранившие своей автономии и превратившиеся в крестьян.

Причины переноса названия “казаки” на группы подобного типа не вполне ясны. Вероятнее всего, в середине XVI в. военные формирования этих групп настолько усилились, что отдельные их отряды стали наниматься на службу, по крайней мере, для исполнения отдельных поручений, к московским и польско-литовским властям, у которых термин “казаки” ранее уже употреблялся применительно к упомянутым неорганизованным казакам-наемникам. Наниматели, интересовавшиеся лишь военными способностями этих людей, вероятно, первоначально просто не замечали, что среди наемников, ранее состоявших из профессиональных разбойников, появился качественно новый элемент – воины, имевшие где-то в глубине степей, вдали от московских и польских границ селения, хозяйство, семьи и развитую общинную организацию. Поэтому их и назвали тоже казаками.

Конечно, между неорганизованными (воровскими) казаками, служилыми казаками и просто казаками (вольными, по принятой терминологии) не было непроходимой пропасти, возможны были и переходы из одной группы в другую. Например, из неорганизованных казаков, во второй половине XVI в. разбойничавших в Нижнем Поволжье, по-видимому, какая-то часть вошла в состав служилых казаков в приволжских городах, а другая часть перешла в состав донских и северокавказских казаков. Но неверно было бы считать, что какая-либо одна из трех групп развивалась из другой. Они возникли, скорее всего, независимо друг от друга, и нельзя не видеть принципиальных различий между ними. Объединение их всех под общим термином “казаки” – по мнению, например, А.А. Шенникова, такое же историческое недоразумение, как например, характерное для той же эпохи употребление термина “черкасы”, под которым подразумевались в русской письменности и кабардинцы, и все адыгские народы, и вообще все народы Северного Кавказа, кроме славяно- и тюркоязычных, и запорожские казаки, и все украинские казаки, и даже вообще все украинцы, кроме крайних западных.

А.В. Сопов
"Исторические предшественники казаков, становление и развитие казачества"
« Последнее редактирование: 27 Сентябрь 2014, 09:17:20 от татиа »

 

© 2007 Молекулярная Генеалогия (МолГен)

Внимание! Все сообщения отражают только мнения их авторов.
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.