Чем дальше тем интереснее.
Один Q1b - кайтак, второй - аварец.
Кайтаки вообще не упоминаются в Википедии (но это не значит, что их нет).
UPD. У Балановского указано - Kaitak. По-русски будет
кайтаг.
Статья в Википедии разумеется есть как и
одноименный район Дагестана. Интересно, что располагались кайтаги как раз на как раз на
караванном пути.
Вот что про них удалось найти:
=1= "Кайтаги (самоназвание - хайдакъанти, ед.ч. хайдакъан) - этническая группа даргинцев. Некоторые ученые считают кайтагов самостоятельным этносом. Соседи называют их хайдакълар (южные кумыки), хайдакъланти (даргинцы), жьюгьяр (табасаранцы).
...В настоящее аремя расселены в 37 селениях, наиболее крупные из которых Маджалис, Джирабачи, Кирки, Кулиджа, Баршамай, Санчи...
Кайтаги относятся к кавкасионскому типу (южный вариант) переднеазиатской расы большой европеоидной расы. Говорят они на хайдакском диалекте даргинского языка. Хайдакский диалект, в свою очередь, распадается на пять говоров: шурккантский, нижнекайтагский, ирчамульский, каттагинский и говор селений Ахмедкент и Санчи...
Наиболее ранние письменные известия о Кайтаге, его правителях, внутреннем устройстве встречаются в арабских источниках IX в....Народы Дагестана. - М., 2002. - 588 С. (серия: народы и культуры)
=2= В главе "К вопросу о происхождении кайтаков" Бартольд приводит отрывок из отчета османского путешественника ХVII века Эвлия Челебе: "
По происхождению они монголы, пришедшие из области Махан;
сами они - турки, говорят по-монгольски; язык монгольский и турецкий - одно и то же. Мы видели это племя в округе Махмудабад". Далее Эвлия Челебей описывает их внешность и приводит 41 слово, из них 36 названий животных. До 16 названий оказываются чисто монгольскими, например: мори - лошадь, аджирга - жеребец, нохай - собака, гаха - свинья и так далее. Бартольд предполагает, что кайтаки, видимо, пришли на Кавказ из Персии. И это были не калмыки, так как кайтаки появились в Дагестане задолго до переселения калмыков в прикаспийские степи.
В оригинале у Челеби сказано:
Описание племени кайтак
В этой местности имеется двадцатитысячное племя, называемое кайтак. Места их [расселения] — в пределах Дагестана. Иногда они приходят в города Ареш и Шеки для торговли. Это люди удивительной породы. У мужчин головы большие, как котлы, волосы копной, брови шириной в два пальца, плечи шириной в человеческий рост, грудь широкая, талия тонкая, глаза круглые, лицо красное, круглое, ляжки жирные, ступни плоские. Они — шафииты. Это рослые и крепкие люди. (...) На голове у них чалма. Они бреют усы, как кадии, носят длинную бороду и раскланиваются со всеми степенно, на обе стороны. Вид их очень странный. Это выходцы из огузского племени, для жителей Гиляна, Ширвана и Шемахи они — предмет насмешек.
Говор и выражения кайтаков, одной из ветвей монгольского племени: Мори — лошадь, аджирга — жеребец, гювен — кобыла, утган — жеребенок, кулун — жеребенок-сосунок, ну — медведь, нохай — пес, таулай — заяц, сусар — хорек, гаха — свинья, керемун — беличий мех, булаган — соболь, джумран — мышь, джейран — газель, ватан — слон, умистем — шуба из горностая, чиноа — волк, шабуласун — шакал, темеген — верблюд, лооша — мул, хуер — бык, мейгун — кошка, аххин — паук, пувасуд — вошь, кумарйага — муравей, беслыкун — крокодил, хакийе — коршун, тэгэу — курица, дакавун — кипарис, сакырджа — скворец, лачин — сокол, тильку — вино, итавун — куропатка, бюдюкчин — перепел, чиге — птенчик, чига — журавль, чакчай — степь, Сурхан — имя падишаха, шанб — кладбище, джад — противник, шанеб-бай — могильщик. Имеется еще ряд обозначений, мы ограничиваемся этими: понимающему достаточно намека. Они выходцы из монголов страны Махан, но сами — тюрки. Разговаривают по-монгольски, что у них называется «по-тюркски». За этим племенем мы наблюдали в стране Махмудабад. Отсюда мы вновь направились на север и вышли к берегу реки Гилянчай; здесь, на границе Ширванского эйялета, на берегу реки Кухиланчай, стоит огузско-туркменская деревня из шестисот домов. Следуя отсюда на север по степным местам, мы прибыли в Ниязабад.С аварцами тоже интересно.
Согласно историческим преданиям, какая-то незначительная часть аварцев до обращения в ислам исповедовала иудаизм. Упоминается также некий Žuhut-khan (то есть "еврейский хан"), правивший якобы в Анди. Дагестанские учёные расценивают эти смутные и отрывочные сведения как отголоски воспоминаний о длительных контактах с хазарами. Среди образцов резьбы по камню в Аварии можно изредка встретить "звёзды Давида", что однако не может служить доказательством в пользу того, что упомянутые изображения делали именно иудаисты.(информация с Википедии и без ссылки, что понятно вызывает некоторый скепсис, но всё же...)
Вот ещё на эту же тему:
Аварцы и евреи. Тоже небесспорно, но если рассматривать термин "евреи" не в этническом, а в конфессиональном контексте, то многое из описанного вполне праводоподобно.