Но другие данные не согласуются с утверждением Л.Н.Гумилева от происхождении хунну от плиточников.
http://www.upelsinka.com/Russian/religion_zabajkal.htmВ Забайкалье появление скотоводства связывают с появлением культуры плиточных могил, датируемой эпохой поздней бронзы и раннего железа. Относительно датировки плиточных могил особых разногласий нет. Конечной датой существования этого вида памятников признается III-II вв. до н.э., т.е. время образования хуннского племенного союза, хотя вполне вероятно, что часть носителей культуры плиточных могил, не вошедшая в состав государства хунну, продолжала существовать и позднее. О нижней дате культуры плиточных могил существует несколько точек зрения, но все исследователи связывают появление кочевого скотоводства в степях Монголии и Забайкалья с этой культурой. Такой вывод был сделан на основании изучения костей домашних животных, найденных в плиточных могилах.
http://www.museums75.ru/zalarheology.htmОбычными в это время становятся войны. Они способствовали обогащению родовой верхушки, углублению социального неравенства, чем обусловлено появление бедных и богатых захоронений, в последних встречаются изделия из золота. Дальнейшая судьба культуры плиточных могил является предметом дискуссий ученых. Самые поздние плиточные могилы датируются VI в. до н.э., а самые ранние памятники хунну, следующей по времени культуры, относятся ко II в. до н.э. Разрыв составляет не менее трех веков, тем не менее, памятники, которые заполнили бы данный хронологический пробел, почти не известны.
На заключительных этапах времени существования культуры плиточных могил в степях появляются носители культуры херексуров. Херексурами в Центральной Азии называют каменные курганы, заключенные в ограды разных форм. Формирование данной культуры происходило в Западной Монголии и на Алтае, оставлена она предположительно населением европеоидной расы. Усиление аридизации климата в степной зоне Евразии в конце II тыс. до н.э. резко снизило продуктивность пастбищ и вызвало интенсивное передвижение древних скотоводческих групп населения. Поэтому синхронно началось встречное движение двух скотоводческих культур. В результате херексуры появляются на территории Северной и Центральной Монголии, Юго-Западе Забайкалья, а плиточные могилы - далеко на западе, в предгорьях Алтая.
Мощные курганы - херексуры - диаметром 25 метров, сложенные из камней и окруженные оградкой из вертикально вкопанных плит, исследованы на юге Бурятии, у сел Урлук и Альбитуй в Красночикойском районе Читинской области.
Оленные камни на могилах исчезают еще до появления хунну, а у хунну наследие этой культуры никак не проявляется.
Не могли же хунну просто так отказаться от своей культуры.
Относительно гаплогруппы плиточников можно говорить с полной определенностью.
В секторе А Егиил-гол (дохуннский период) - N1c.
Население западной Бурятии - территории культуры плиточных камней - имеет значительный процент N1c.
Кроме того, носители глазковской культуры, к югу от которой находились плиточники, являютя предками эвенков - тоже N1c.
Связь между двумя культурами подтверждают многие археологи и антропологи.
Следовательно, плиточников из предков хунну можно исключить.
По поводу херексуров нет никаких сомнений - это R1a, а появление оленных камней на Алтае (о Хакасии не говор, сам их там видел) свидетельствует о продвижении N1c на Запад через Саяны. Правда - эпоха не такая дальняя. но антропологический тип они уже имели соответствующий - палеоазиатский и принесли еще до прихода хунну монголоидность на Алтай.
Пазырыкская культура как раз падает на этот период - (VI—III вв. до н. э.)