http://yuri-bolotov.livejournal.com/6365.html"Когда иноплеменники спрашивали телесцев об их происхождении, они, естественно, начинали рассказывать легенду о Бури-Ате, прародителе их племени. Тюркоязычные собеседники прекрасно понимали, что речь идет о мифическом персонаже -
Волке-Отце. Монголы, ближайшие соседи баргутов и курыкан, не понимая значения тюркского слова Бури-Ата, считали, что речь идет о человеке по имени Буриадай, или Буриат. И потому, возможно, монголы стали называть своих западных соседей потомками Буриаты, или просто бурятами. Точно так же народ "хань" по-русски называется "китайцами", а по-английски - "чайниз"; национальность "дойч" носит русское наименование "немец", испанское "алеманн", польское "шваб", финское "сакс" и так далее. Во всяком случае, в монгольском и других языках слово "бурят" не имеет сколь-нибудь осмысленной интерпретации.
После разгрома в Х веке уч-курыканского союза пришедшими с юга монголоязычными киданями и другими племенами этот этноним полностью вытеснил самоназвание "курыкан". Так Прибайкалье стало Бурятией - Буряад орон. Часть курыкан, не пожелавшая подчиниться завоевателям, ушла на север, где, постепенно смешавшись с местными племенами оленеводов, дала начало народу саха-якутов. Оставшееся смешанное хори-баргутско-курыканское население Байкальского региона, полностью перешедшее с тюркской (хуннской) на монгольскую (сяньбийскую) основу языка, с тех пор стало называться бурятами. Таким образом, очевидно, буряты являются не пришельцами, сравнительно недавно переселившимися к Байкалу из каких-то других земель, а в основном коренным, аборигенным населением этих мест, проживающим здесь с древнейших времен.
"По предположению Ц.Б.Цыдендамбаева, в XII-XIII вв. на этой территории было три племенных объединения: хори-туматы (предки хори-бурят), баргуты и буряты, причем он отмечает, что этноним "бурят", являющийся сейчас наименованием всего народа, даже в XVII в. относился только к булагатам и эхиритам, т.е. к западным, предбайкальским группам бурят. И.Георги пишет, что сами буряты называют себя баргу-бурят." (Т.Д.Скрынникова, в сб. "Монголоведные исследования" У-У БНЦ СО РАН 1997 с.5)
По мнению многих историков, племена эхиритов и булагатов были прямыми потомками древних курыкан.
Как бы то ни было, очевидно, что само словосочетание "О Бури-ата!" как эмоциональное обращение к защитнику-тотему должно было очень часто звучать в среде телесцев - примерно как восклицания "О Боже!", "О Аллах!", "Ом мани падме хум!" у других народов.
Синоним имени "Бури-ата" - "Бури-хан" ("Волк-царь"). Возможно, свои молитвы, обращенные к духу мифического предка, телесцы начинали словами "О Бури-хан!" Отсюда впоследствии произошло понятие "бурхан" - зооморфное божество, первоначально означавшее конкретный родовой тотем всех телесских племен, - а затем, когда с развитием цивилизации тотемизм был вытеснен верой в богов, перенесенное и на всех богов вообще.
Вряд ли случайно гора, возле которой поселился легендарный предок Чингиса, называлась Бурхан-Халдун. В Джидинском районе Бурятии по сей день существует священная гора Бурин-хан, почитаемая местными жителями.
Некоторые ученые считают, что слово "бурхан" - это искаженное "Будда-хан", и появилось с приходом в Центральную Азию буддийских миссионеров. Но трансформация слова "будда" в "бур" весьма сомнительна с точки зрения лингвистики, а "бурханизм" как религия имеет ярко выраженные автохтонные языческо-шаманистские черты и к "цивилизованному" индийскому буддизму имеет весьма отдаленное отношение. Кроме того, в древних Тюркском и Уйгурском каганатах буддизм никогда не имел большого влияния на массы; общенациональная религия уйгуров - манихейство вообще видела в нем главного конкурента. Культ же "Бурхана", несомненно, является очень древним и явно "старше" пришедшего в 16 веке в Монголию ламаизма.
Такого же мнения придерживался и Л.Н.Гумилев: "бурхан получилось из Бури-хан, т.е. "волчий хан"" ("Древние тюрки" М 1993 с 345). Других же убедительных толкований возникновения данного слова практически нет. Поэтому употребляющееся по сей день понятие "бурхан" (божество) может рассматриваться как убедительное доказательство существования "волчьего тотема" у древних лесных народов Сибири.
Само имя или название рода Борте-Чино ("Серый волк") могло быть плодом народного переосмысления билингвального имени Буриата-чино.
Впрочем, "волчья" родословная древних монголов могла проистекать и от тюрков: например, историк Л.Л.Викторова в своей монографии "Монголы" (М."Наука" 1980 г. с.156) пишет: "В имени предка-эпонима (Чино) исследователи справедливо усматривают связь с древнейшими тотемическими представлениями, свойственными народам Центральной Азии, с родовым наименованием династии Ашина (Шоно), основавшей, согласно данным китайских источников, I тюркский каганат (555-630 гг.).".
Таким образом, возможно, родословная Чингисхана восходит к телеутским или тюркютским князьям рода Ашина и через них к хуннским шаньюям. Не исключено, что великий хан монголов является дальним родственником легендарного гуннского вождя Аттилы."