Доброго времени суток!
Что можно сказать про этот гаплотип?
Аварец?
да
он может оказаться прямым потомком хазар из Верхнего Чирюрта:
"Однако археологические раскопки на реке Сулак, произведенные за последние годы , проливают некоторый свет относительно северных границ Серира.
Гораздо сложнее этническая атрибуция Верхнечирюртовского могильника, вызвавшая оживленные дискуссии.
Некоторые исследователи склонны видеть в носителях культуры этого могильника алан.
Эта точка зрения вызвала серьезные возражения дагестанских археологов, которые связывают Верхнечирюртовский могильник с барсилами и савирами,локализируемыми некоторыми советскими учеными, согласно сообщениям письменных источников, в северном Дагестане.Кроме того данные антропологии говорят в пользу точки зрения, выдвинутой археологами, так как среди черепов Верхнечирюртовског-о могильника довольно значительный процент монголоидных.
Таким образом, северной границей Серира в VII в. следует считать среднее течение Сулака в районе современного аварского селения Верхнего Чирюрта, фигурирующего в старинных преданиях как
крепость Гельбах, населенная аварцами и сыгравшая, согласно тем же преданиям, большую роль в борьбе с арабами. В
то же время район Чирюрта является и границей — стыком
двух культур: культурой Дагестана и той однородной культурой, характерной как для Северного Кавказа, так и для более обширной территории Евразии.
Картина, которая вырисовывается при исследовании в районе Верхнего Чирюрта, подтверждается и письменными источниками. Мы имеем в виду сирийские. По их сведениям, к северу от Дербентских ворот в VI веке обитали так называемые гуннские племена, в том числе савиры, булгары, хазары и другие, которые жили в палатках и «существуют мясом скота и рыб дикими зверями и оружием». Население же Дагестана — «люди из пределов Даду живут в горах и у них есть крепости». В кратком сообщении сирийских хроник очень выпукло отражается 2 мира: мир кочевников и мир оседлых племен Дагестана, фигурирующего под названием «Даду», т. е. этнонима одного из аваро-андо-цезских племен."
Источник - «Нагорный Дагестан в раннем средневековье» — книга автора Атаев Дибир Муслимович. Издано: (1963).
или - "Хазарских поселений в пределах собственно Дагестана, т.е. горной страны, отделённой от Присулакской низменности хребтом Салатау и населённой коренными дагестанскими племенами не существовало."
К.Н. Акопджанова. «Хазарский каганат VII—VIII вв.: история вопроса, проблемы»
Оттуда же - "Исходя из описаний могильника, сделанного Н.Д. Путинцевой, можно искать аналогии на стороне, тем более, что антропологический тип, характерный для серии черепов Верхнего Чирюрта, чужд автохтонному типу населения Дагестана того же времени из смежных районов как предгорной зоны, так и высокогорной.Антропологи утверждают, что часть черепов из этого могильника характеризуется ярко выраженной монголоидностью. Вероятно, заключает А.Г. Гаджиев, этим обстоятельством объясняется сходство черепов из Верхнего Чирюрта с серией Зливкинского могильника [1975:74]. Известно, что Зливкинский грунтовый могильник принадлежал праболгарам. И именно в праболгарской этнической среде, как считают Я.А. и Г.С. Фёдоровы, следует искать этнические корни части населения Среднего Сулака [1978:115]."