Различия во внешности людей из разных географических областей отмечались всегда. Но как люди разных культур и регионов воспринимают и оценивают эти отличия? Рассмотрим примеры.
Китайский автор начала XIII в. Чао Фу-Куа, описывая племя негритосов, обитающее в глубине гор на Филиппинах, которое он называл Хаи-тан, говорил об их малых размерах, круглых жёлтых глазах, курчавых волосах и зубах, которые видно между губами. Очевидно, он описывал предков современных аэта – негритосского филиппинского племени. Действительно, аэта отличаются очень низким ростом, курчавыми волосами и выпуклыми глазами. Но ведь глаза их отнюдь не жёлтые, а очень даже чёрные! Но чёрные по европейским меркам, а не китайским. Китайцы, имея иссиня-чёрные волосы и максимально чёрные глаза, различают намного больше цветов чёрного цвета, чем «бледнолицые». То же самое касается пассажа о зубах народа Хаи-тан. Будучи экваториалами, аэта обладают прогнатными челюстями, и выступающие вперёд белые зубы на фоне тёмных губ, очевидно, сильно впечатлили Чао Фу-Куа.
То же касается «белокурых арийцев», которых многие безуспешно искали на Тибете, следуя за указаниями тибетских и китайских авторов о существовании желтоволосых народов «в горах на западе». Вопрос же этот решается удивительно просто. Для китайцев с их иссиня-чёрными волосами многие народы Центральной и Средней Азии кажутся рыжеволосыми, хотя для любого европейца они такие же блондины, как и жители Поднебесной.
Примеров такого рода можно приводить много. Чего стоят хотя бы записанные отзывы эвенков о первых русских поселенцах Сибири. Огромный нос бородатых пришельцев поразил таёжных жителей настолько, что они, посмеиваясь, говорили, что нос, наверное, мешает русским смотреть по сторонам, а шерсть, видимо, покрывает их целиком, как медведей. При этом самих эвенков якуты, например, называли «щитолицыми» за их плоское, широкое и высокое лицо.
Но для большинства европейцев разница между эвенками и якутами на глаз почти не заметна, настолько их лица кажутся непривычными. Эвенки – представители т. н. байкальского типа, а большинство якутов относится антропологами к центральноазиатской малой расе, и часть различий этих вариантов действительно заключается в размерах и степени уплощённости лица. Но европейцам, чтобы в этом убедиться, надо сравнить антропологические измерения, а якутам достаточно одного взгляда.
Очевидно, приведённые выше факты говорят о разном восприятии внешних различий разными людьми, разном масштабе этого восприятия. Каждый «меряет» других со своей точки зрения, и нет «неправильного» восприятия, как нет «неправильных» расовых вариантов, сколь бы непривычными они нам не казались.