АвторТема: Генеалогия родов, породненных с Веренич-Стаховскими: Бутт-Гусаимы  (Прочитано 10948 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн I2a1aАвтор темы

  • ...
  • Сообщений: 10415
  • Страна: ee
  • Рейтинг +757/-8
Теперь еще об одном предке моего отца  Семене  Ильине  Бут-Гуссаиме-Бережецком (род.1819). Он был потомком в 9 или 10 поколении Федора Бут-Гуссаима, крещеного татарина из Юшинской хоругви, в которую входили представители известного степного племени-клана Юшин/Уйшин/Хушин, который правдоподобно происходит от древнего племени уйсунов (европеоидного народа, обитавшего в древности на севере Синьцзяна, а затем в догуннскую эпоху переселившегося на территорию восточного Казахстана.).

Герб Бут-Гуссаимов-Бережецких - Хозиюш
Родословная от крещенного в православие татарина дулатской хоругви - Гусаима (в крещении Федора), владельца в 1556 году имения Бережцы пинского староства.




Вот информация об истоках рода Бут-Гуссаимов-Бережецких взятая из монографии Дзядулевича о родах татарской шляхты

« Последнее редактирование: 21 Сентябрь 2010, 19:35:44 от Vadim Verenich »

Оффлайн I2a1aАвтор темы

  • ...
  • Сообщений: 10415
  • Страна: ee
  • Рейтинг +757/-8
Любопытный документ с упоминанием моего предка в 6 поколении - Семена Ильина Бут-Гуссаима
"Жалоба дворян Франца Иванова и Михаила Ноздрин-Плотницких в пинское полицейское управление (11.11.1870) на Семена Бут-Гуссаима о самовольном и бесправном захвате последним 26.09.1870 участка земли в околице Стахово, ранее принадлежащего его деду Вереничу, а ныне принадлежащего дворянам Ноздрин-Плотницким"

Следовательно, отец Семена (*1819) - Илья был также женат на урожденной Веренич-Стаховской.
http://www.nozdryn-plotniccy.pl/dokumenty/dok56.pdf
« Последнее редактирование: 17 Сентябрь 2010, 04:21:43 от Vadim Verenich »

Оффлайн I2a1aАвтор темы

  • ...
  • Сообщений: 10415
  • Страна: ee
  • Рейтинг +757/-8
В ревизии С.Хвальчевского (1553-1554) записано, что боярин Хуссаим имел в урочище Сосенцы рядом с Плотницом общую пахотную землю с королевским поддаными дворища Иевович (Плотница).


В 1564 году (Ревизия Лаврентии Войны) упоминается, что боярин Хуссаим снял в аренду дворище Тимощевна в Плотнице, обязавшись платит по аренде 1 копу и 54 гроша.

Там же упоминается, что в с.Берестье (современные Бережцы) находилось госпадарское дворище Хлюпичи, которое было отдано по королевскому привелею (лист королевы Боны) боярину Федору Гуссаиму, причем отмечено, что дело о владельческом статусе этого дворища оставлено до королевского рассмотрения.
« Последнее редактирование: 01 Октябрь 2010, 00:25:41 от Vadim Verenich »

Оффлайн Valikhan

  • Группа N
  • *
  • Сообщений: 2194
  • Страна: kz
  • Рейтинг +102/-1
  • Ysearch 63CDM. Mitosearch EEVT3
    • Turkic World
  • Y-ДНК: N1c1d1 - L1034 (L1032, L1033)
  • мтДНК: B5a1a
представители известного степного племени-клана Юшин/Уйшин/Хушин, который правдоподобно происходит от древнего племени уйсунов

Герб Бут-Гуссаимов-Бережецких - Хозиюш
Родословная от крещенного в православие татарина дулатской хоругви - Гусаима (в крещении Федора), владельца в 1556 году имения Бережцы пинского староства.

У казахов дулаты и уйсыны родственные рода, входящие в состав Старшего жуза http://ru.wikipedia.org/wiki/Старший_жуз. В современной казахской политэлите немало дулатов. Президент тоже их родственник, из Шапрашты.

ПС. Совершенно недавно (да и сейчас) господствовала другая точка зрения на происхождение этих двух тюркских родов. Категорически отрицалась их возможная связь с древними родами усунь и дулу. Сейчас ситуация кажется меняется http://ru.wikipedia.org/wiki/Дулаты
 "Вопрос об этнической принадлежности дулатов служил неоднократно предметом спора многих исследователей – одни считали их выходцами из монгольских степей (Рашид-ад-Дин, Ч. Валиханов), другие –тюрками (Н. Аристов, С. Аманжолов). По новейшим данным этническую основу дулатов составили племена Западно-Тюркского каганата (VI в.), известные в письменных источниках под названием «дулу» (пять племён дулу и пять племён нушиби – обитатели Семиречья)."

ППС. Возможно, я упустил. Потомки Бут-Гуссаима не тестировались?

Оффлайн I2a1aАвтор темы

  • ...
  • Сообщений: 10415
  • Страна: ee
  • Рейтинг +757/-8
Нет пока. Но надо будет им предложить такую возможность.

Оффлайн Valikhan

  • Группа N
  • *
  • Сообщений: 2194
  • Страна: kz
  • Рейтинг +102/-1
  • Ysearch 63CDM. Mitosearch EEVT3
    • Turkic World
  • Y-ДНК: N1c1d1 - L1034 (L1032, L1033)
  • мтДНК: B5a1a
Не удивлюсь, если у них J2 окажется.

Оффлайн Камарицкий

  • Сообщений: 464
  • Страна: 00
  • Рейтинг +52/-4
  • Y-ДНК: z-92
в Казанском уезде 17 века есть во первых ряд деревень с названием подобным названию герба - Хозяшево, есть ряд подобных фамилий, например по 1647 году:

Хозесеитов Асанко Кулдеяров сын, служ. тат. - 348 об.-349
Хозесеитов Бектемирко Кулдеяров сын, служ. тат. - 348 об.-349
Хозесеитов Усейко Кулдеяров сын, служ. тат. - 348 об.-349 об.
Хозесеитов Янмурзачко, служ. тат. - 349
Хозяков Маметко Ишмаметев сын, служ. тат. - 323-323 об., 324-324 об.
Хозяшев Агиш, служ. тат. - 260 - 260 об.
Хозяшев Кабарчейко, служ. тат. - 311
Хозяшев Разгильдейко Емеев сын, неверст, тат. - 462
Хозяшев Тохтарко, служ. тат. - 267
Хозяшев Тюбячко Московов сын, служ. тат. - 303
Хозяшев Урмат, служ. тат. - 260 - 260 об.
Хозяшев Чирипейко Емеев сын, неверст, тат. - 462

Оффлайн alboro

  • Сообщений: 91
  • Рейтинг +41/-0
 у моего отца, крестный Бутт - Гусаим, из Стахово.

Оффлайн Valikhan

  • Группа N
  • *
  • Сообщений: 2194
  • Страна: kz
  • Рейтинг +102/-1
  • Ysearch 63CDM. Mitosearch EEVT3
    • Turkic World
  • Y-ДНК: N1c1d1 - L1034 (L1032, L1033)
  • мтДНК: B5a1a
Появились кое-какие соображения по поводу названия герба. Вполне возможно, что это искажённое "ходжа". Ходжа в свою очередь, может иметь в своей основе или этноним (соционим?) Кожа-Ходжа или обозначение человека, совершившего паломничество - хадж - в Мекку.

ПС. Русское "хозяин" как этимологизируется?

Оффлайн Камарицкий

  • Сообщений: 464
  • Страна: 00
  • Рейтинг +52/-4
  • Y-ДНК: z-92
Происходит от др.-русск. хозя «господин» (Афан. Никит.), заимств. из чуваш. ?о?а, ?u?а «хозяин», ср.: тур. ?оd?а, крым.-тат., чагат,, азерб., тат. ?о?а «учитель, хозяин, старец». Ср.: укр. хазя??н, белор. хадзя?iн (под влиянием слова хадз?ць «ходить»). Непосредственно из тюркск. источника происходит др.-русск. ходжа «господин».Использованы данные словаря М. Фасмера

Оффлайн Valikhan

  • Группа N
  • *
  • Сообщений: 2194
  • Страна: kz
  • Рейтинг +102/-1
  • Ysearch 63CDM. Mitosearch EEVT3
    • Turkic World
  • Y-ДНК: N1c1d1 - L1034 (L1032, L1033)
  • мтДНК: B5a1a
Происходит от др.-русск. хозя «господин» (Афан. Никит.), заимств. из чуваш. ?о?а, ?u?а «хозяин», ср.: тур. ?оd?а, крым.-тат., чагат,, азерб., тат. ?о?а «учитель, хозяин, старец». Ср.: укр. хазя??н, белор. хадзя?iн (под влиянием слова хадз?ць «ходить»). Непосредственно из тюркск. источника происходит др.-русск. ходжа «господин».Использованы данные словаря М. Фасмера

Если Фасмер не ошибается, то я в верном направлении. Но у слова "ходжа" два несколько разных значения. А вот какое из них правильное?

ПС. Правильное в смысле от какого значения произошло название герба.

Оффлайн I2a1aАвтор темы

  • ...
  • Сообщений: 10415
  • Страна: ee
  • Рейтинг +757/-8
Происходит от др.-русск. хозя «господин» (Афан. Никит.), заимств. из чуваш. ?о?а, ?u?а «хозяин», ср.: тур. ?оd?а, крым.-тат., чагат,, азерб., тат. ?о?а «учитель, хозяин, старец». Ср.: укр. хазя??н, белор. хадзя?iн (под влиянием слова хадз?ць «ходить»). Непосредственно из тюркск. источника происходит др.-русск. ходжа «господин».Использованы данные словаря М. Фасмера

Если Фасмер не ошибается, то я в верном направлении. Но у слова "ходжа" два несколько разных значения. А вот какое из них правильное?

ПС. Правильное в смысле от какого значения произошло название герба.

Неправильно. Это название герба немецкого рода Гозиусов (Гозий), которому был этот герб впервые пожалован (смотри ссылку в Википедии). Думаю, что татары Гуссаимы (Хуссаимы) взяли этот герб при выводе дворянства исключительно из-за созвучия.
 

Оффлайн Камарицкий

  • Сообщений: 464
  • Страна: 00
  • Рейтинг +52/-4
  • Y-ДНК: z-92
критерий выбора этого названия понятен, чтоб оно (название) было созвучно тюркскому наименованию рода
наверно где то так)

Оффлайн Valikhan

  • Группа N
  • *
  • Сообщений: 2194
  • Страна: kz
  • Рейтинг +102/-1
  • Ysearch 63CDM. Mitosearch EEVT3
    • Turkic World
  • Y-ДНК: N1c1d1 - L1034 (L1032, L1033)
  • мтДНК: B5a1a
И не забываем про тюркское "бут" - "нога", которая красуется на гербе.

Оффлайн Elada

  • Сообщений: 4
  • Рейтинг +4/-0
у меня есть родословная, официально полученная в республиканском архиве. Моя бабушка была прямым потомком  шляхетского рода Бут-Гусаим. Если кому-то интересно - могу выслать скан родословной.

 

© 2007 Молекулярная Генеалогия (МолГен)

Внимание! Все сообщения отражают только мнения их авторов.
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.