Но наиболее интересен из финской ветви этого рода
Нильс Густаф фон Шульц (*07.10.1807,Куопио, Финляндия), который не показан в росписи. Это сын Нильса Фридерика, адвоката и позднее губернатора города Ваза и его жены Иоганны Хенрики Грипенберг. Он приходится племянником Карлу Густафу фон Шульцу (*19.10.1776 Свеаборг), который был натурализирован в шведском дворянстве (внесен в матрикул финского дворянства под номером 206, показан на стр. 420) и чье потомство показано выше росписи.
Вот краткая биография короткой, но бурной жизни
Нильса Густафа
Шульц, Нильс фон (крещен Нильс Густав Улрик), р. 6 или 7 октября 1807 в Куопио (Финляндия). Был вторым из выживших детей Нильса Фредрика фон Шульц и Йоханна Генрики Грипенберг. Женился 20 марта 1834 на Энн Корделии Кэмпбелл во Флоренции (Италия), и у них было две дочери.
Был повешен 8 декабря 1838 в Форт-Генри, неподалеку от Кингстона, Верхняя Канада.
Сын чиновника среднего ранга , Нильс был увезен в Швецию с остальными членами семьи, вскоре после того как русские войска захватили провинцию Финляндии в 1808 году. После смерти отца в 1816 году, мать его взяла всех, за исключением одного ребенка обратно в Финляндию, где ее брат содержал школу. Там Шульц получил образование и, когда семья вернулась в Швецию в 1821 году, поступил в военную академию в Карлберг. В том же году он поступил в шведский королевский артиллерийский полк, а 1825 году он стал прапорщиком второго класса. Он подал в отставку в ноябре 1830 года, вполне возможно, после того, как его попросили сделать это из-за карточных долгов. После этого он работал некоторое время на шведскую армию.
В 1831 году Шульц начал полукочевое существование, как можно охарактеризовать остаток его жизни. Он отправился в Польшу, где участвовал в
польском восстании 1830-1831 года. Был взят российскими войсками в плен, но чудом бежал и добрался до Франции, где он вступил в
Иностранный легион и служил в Северной Африке. Тип войны, который велся французами в Северной Африке был противен ему, и в 1832 году ему удалось оставить легион. В следующем году он прибыл во Флоренцию, чтобы посетить членов своей семьи. Там он встретился и поженился на Энн Кэмпбелл, молодой девушке из хорошой шотландской семьи.
Молодожены переехали в Швецию в 1834 году, в сопровождении матери Анны и сестры, затем продав небольшую частью имущества свекрови, Шульц погасил некоторые из своих долгов и купил мельницу. Однако, существование без средств к продолжалось, и в дополнение к своей жене, родителям жены, и слугам он вскоре должен был содержать две молодые дочери.
В результате он создал лабораторию и начал экспериментировать в надежде изобрести потенциально ценные производственные процесы.
В июне 1836 Шульц отправился в Англию, чтобы найти покупателя для красного красителя, который он изобрел и получить оставшуюся часть имения своей свекрови. Краситель оказался нестабильным и Шульц, у которогобыло много энергии и энтузиазма, но мало терпение, был, видимо, сильно разочарован. Он принял предложение своих соотечественников из Швеции о переезде в Соединенные Штаты, в надежде достигнуть там успеха. Когда он покинул Англию, он ничего не сообщил об отъезде ни жене, ни родственникам своей жены в Лондоне, у которых он гостил
В США, Щульц, которому исполнилось 29 лет, стал называть себя в память о своих польских корнях
Нильс Шкультецкий фон Шульц. По прибытии в Нью-Йорке в августе 1836 года, предпринимательские инстинкты направили его на соляные шахты в Салина (Syracuse) и Сиракузы (штат Нью-Йорк), где значительную прибыль приносило извлечение соли из рассола. Шульц вскоре разработал усовершен-ствованный способ получения соли, испытал его на практик, и отправился в районы американский соледобычи, чтобы заинтересовать производителей в изобретенном процессе, надеясь получить патент. Везде, где бы он не побывал, его благорадные и очаровательная манеры приносли ему новых друзей и даже финансовую поддержку. Он приобрел собственность в штате Вирджиния, подал петицию на получение американского гражданства, и временно поселился в городе Салина с новым другом, Уоррен Грин, в ожидании получения патента.
Некоторые современные исследователи предполагают, что он ухаживал за местной жительницой, возможно Эмелин Филд, племянницой Грина. Он написал жене в июне 1837, пообещав отправить крупную сумму денег в ближайшем будущем, однако с женой он больше не переписывался. Эти действия свидетельствуют о том, что Шульц намеривался начать новую жизнь, однако его внезапная смерть не дает возможности установить его истинных намерений.
Подобно польскому восстанию и жизни в Французском Иностранном Легионе, казались, причины
восстания патриотов в нижней Канаде (1837-1838 г.) показались Шульцу романтическими и героическими Шульцу.
Он был вовлечен в одну из "охотничьих лож", тайных обществ, сформированных в северных штатах накануне восстания 1837 года с целью освобождения Канады от британского господства. После вербовки в Нью-Йорке осенью 1838 года, Шульц согласился принять участие в запланнированной атаке на Прескотт, город в Верхней Канаде. 11 ноября 1838 г. пароход США "United States", вышел из порта Sackets Harbor, штат Нью-Йорк, и затем отбуксировал две шхуны с вооруженными людьми вниз по реке Святого Лаврентия к форту Прескотт.
Один из шхун, на борту которой находился Шульца и еще примерно 150-200 человек, причалила на небольшом расстоянии от форта Prescott. Однако, отсутствие координации действий и огонь с британского военного парохода помещали другим судам США доплыть до границ Верхней Канады. Хотя Шульц имел незначительный ранг в иерархии заговорщиков, однако вместе с старшими офицерами он был выбран лидером.
Использую в качестве укрепления каменную ветрянную мельницу и несколько каменных домов, он организовал оборону, которая велась в течение пяти дней против крупного британского отряда ополченцов и регулярных армянских частей под командованием полковников Пламера Янга и Генри Дандэса, при поддержке трех вооруженных пароходов под командованием капитана Уильямса Сэндома .
Контакты мятежников на американской стороне обещали скорое подкрепление, но оно так и не подоспело. 16 ноября сопротивление мятежников, которые к тому времени были вынуждены стрелять болтами, дверными петлями, и гвоздями, было сломнено массированной атакой британских войск.
Шульц и оставшиеся выжившие люди были доставлены в Форт Генри, где 26 ноября начался военный трибунл. По совету некоторых британских офицеров, которые были впечатлены его манерами и военным прошлым, он использовал в качестве защитника молодого адвоката из Кингстона, Джон А. Макдональда.
Однако, галантный характер Шульц сработал против него. Несмотря на советы Макдональда, он настаивал на том, что, хотя он и участвовал в вторжении в Верхную Канаду неосознавая истинных чаяний местных жителей, признавал себя виновным в нападении и сам просил наказания за свои преступления.
Соответственно, он был осужден на смертную казнь путем повешения, но так как он, как полагали, был
польским офицером, было принято решение приговор привести в исполнение в Форт-Генри, а не в дворе тюрьмы, как в случае с девяти другими осужденными в нападении на Прескотт.
Приговор был приведен в исполнении 8 декабря.
До самого конца
Шкультецкий фон Шульц оставался галантным романтиком. В завещании он попросил разделить большую часть своего имущества, большинство из которого должно был получено от продажи патента на процесс получения соли. Некоторые из доходов должны были быть использованы для поддержки вдов четырех человек убитых с британской стороны во время боя, а также в качестве постройики римско-католической колледжа Religiopolis, который строился в Кингстоне.
Остальная часть своих денег должна была быть разделена поровну между его женой и матерью, Уорреном Грином, и сестрой Грина. Доля Грина, $ 1.000 должна была передана его племяннице. Однако не существует никаких доказательств, что по его патенту были получены хоть какие-либо денежные суммы.
В письмах опубликованных после его смерти Шульц просил американской народ не думать об отмщении его гибели и признать, что канадцы вправе сами распоряжаться своей судьбой.
В конце своей беспокойной жизни ему было всего 31 год.