Второй вариант — противоположный. Часть шумеров снялась и мигрировала на Кавказ, где переняла прахуррито-урартский язык. И тогда те, кого мы знаем как хурритов и урартов, представляют собой этнических шумеров, перешедших на хуррито-урартский, но сохранивших в языке несколько базисных слов своего первоначального языка.
В пользу второго варианта говорит наличие в Закавказье субклада J1-PF7257
Фаррух, а почему именно PF7257? Выглядит, вроде, как вполне типичный восточноанатолийско-кавказский субклад, типа Z1842, с той же логикой распространения: Восточная Анатолия => Кавказ, только что намного более редкий, чем Z1842.
Есть там, конечно, один араб-саудит 313836 Algaidy, одиноко сидящий в подкластере С2, параллельном такому же одинокому итальянцу N111629 Percoco из С1 и трём близкородственным гаплотипам (по-моему британского происхождения): 45267 Fisher, 143596 Keeling и 187032 Keeling из С3.
Но основная масса - 7 армян (2 из Турции, 2 из Армении, 1 из Азербайджана, 1 из Ирана и 1 неизвестного происхождения), 1 чеченец и 1 украинец (с явным закавказским происхождением своей Y-линии).
Вы как-то говорили (так и не смог найти), что где-то, по-моему, под L147.1 (не могу точно вспомнить) есть какие-то закавказские субклады. Может к ним стоит приглядеться? И как раз там есть движение с юга на север?
Похоже на то
Банановая фантастика, хорошо сказали.
Кстати, насчёт банановых. Напомнили Вы мне ими одну вещь.
Я, будучи "интеллектуалом" википедийного уровня

, нашёл в ней интересную
информацию:
Считается, что носителями [Убейдской] культуры были субареи — выходцы из предгорий Загроса. Есть предположение, что они говорили на «банановом языке», некоторые слова которого остались в шумерском (например, Забаба, Инанна, Хумбаба). Усиление шумерской общности привело к вытеснению убейдцев на Верхний Тигр и северные районы Загроса, где они позже ассимилировались с хурритами.
Со ссылкой на Александрова Н. В., Ладынин И. А., Немировский А. А., Яковлев В. М. "Древний Восток: учебное пособие для вузов".
И в той же связи ещё одна интересная
информация:
После отрытия Лейлатепинской культуры появились основания полагать, что часть носителей Убейдской культуры мигрировали на Северный Кавказ (памятники Майкопской культуры и Южный Кавказ (памятники Лейлатепинской культуры).
Со ссылкой на сайт
Археология Азербайджана.
Это не может быть тем чем-либо, что может связывать шумерский и хуррито-урартский языки? Т.е. часть автохтонов осталась и "ошумерилась", а другая часть ушла и "охурритилась". И каждая часть внесла определённый объём общей лексики как в шумерский, так и в хурритский. Даже необязательно, что это были "банановые" субареи.
Такие вот сырые мысли пока что.