0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.
ПРАГА, 12 фев – РИА Новости. Старейшей, археологически подтвержденной письменностью славян могут быть старогерманские руны, об этом свидетельствует находка, совершенная чешскими археологами в районе города Бржецлав на востоке республики, сообщил РИА Новости руководитель Института археологии и музеологии Масарикова университета в городе Брно Йиржи Махачек."Наши сотрудники на месте раскопок обнаружили ребро древнего животного, на которое нанесены последние семь знаков старогерманского рунового алфавита. Эти руны обычно связывают с германской мифологией. Наша находка доказывает, что славяне, судя по всему, еще до того, как овладели глаголицей, пришли к контактам с рунами, которые они могли использовать, например, для подсчетов или предсказаний", - сказал Махачек.Руны считаются письменностью древних германцев, которая была в ходу первые 12 веков нашей эры. Руны вырезались или высекались на дереве, костях или камнях. Позднее у народов Северной Европы их вытеснила латиница."До сих пор считалось, что первым славянским алфавитом была глаголица, созданная византийским миссионером Кириллом в IX веке. Наша находка фактически ставит под сомнение это представление", - сказал Махачек.Найденное на раскопках ребро Махачек рассматривает в качестве возможного учебного пособия, служившего нашим древним сородичам. Он также полагает, что находка заставляет сомневаться в культурном отличии между германской и славянской частями Европы. По предположениям археологов, она может относиться к периоду 624 – 659 годов нашей эры.По словам Махачека, находка кости с рунами, кроме прочего, меняет некоторые былые упрощенные представления о переселении народов. Племена германских лангобардов, по его мнению, вероятно, не отпустили территорию Центральной Европы одномоментно и полностью. Скорее всего, часть этих племен могла перемешаться с пришедшими сюда славянами и подвергнуться взаимному влиянию."Подобные контакты, видимо, были, вопрос в том, какой они носили характер. Люди германского происхождения, например, те, которые нанесли на найденную нами кость руны, могли жить среди славян. Могли и сами славяне учиться от германцев и воспринимать их знания", - сказал Махачек.В работе чешских археологов принимали участие также их коллеги из Австрии, Швейцарии и Австралии. Найденное под Бржецлавом ребко с рунами предполагается выставить в музее Масарикова университета.
/ ИНТЕРВЬЮ / Археологи Брно сделали одно из самых значительных открытий за последние несколько десятилетий. В славянском поселении недалеко от Бржецлава они обнаружили артефакт, который указывает на то, что славяне использовали письменность еще до распространения глаголицы. Конкретно древнегерманские руны. Брненская газета Rovnost подготовила для вас интервью с руководителем группы археологов, сделавших это открытие, профессором Иржи Махачеком с кафедры археологии и музеологии Университета Масарика.Никакого черного и белого, никакого деления на славян и немцев. Археологи из Брно обнаружили в славянском поселении в районе Бржецлав артефакт, который проливает новый свет на славянское прошлое. «Люди воображают, что уехала масса немцев, а потом пришла масса славян. Но на самом деле все было намного сложнее », - говорит Иржи Махачек, руководитель исследовательской группы.Что вы нашли в славянском поселении?Кость животного с выгравированными древнегерманскими рунами - футарк. Футарк - это серия пробегов, следующих одна за другой. Как наш алфавит. Футарк начинается только с F, U, T, A, R, K.Что делает находку значимой и важной?На славянских языках говорят более трехсот миллионов человек. Важно знать, когда впервые в истории появился алфавит, которым пользовались наши предки.А в чем поворотный момент?Контекст, в котором мы это обнаружили. Подобные находки чаще всего встречаются в могильниках франков, аламаннов и др. Или с викингами в Скандинавии. Но мы обнаружили его в славянском поселении на юге Моравии. Это прорыв с научной точки зрения.Как?Это научное доказательство того, что славяне использовали какую-то письменность еще до распространения глаголицы. Скорее, они вступили в контакт с ним. Вероятно, мы обнаружили кость в остатках жилища вместе с фрагментами керамики пражского типа. Мы связываем это с ранними славянами и датируем шестым веком нашей эры. Мы также подтвердили возраст находки научными методами. Шестой век - период, когда на этой территории должны были жить только славяне. Последние немцы уехали в северную Италию, чтобы перебраться в северную Италию в 568 году. Это были лангобарды, поэтому территория теперь называется Ломбардия.Как славяне дошли до германских рун?Есть два варианта. Либо там остались немцы, которые жили со славянами и составили новое целое. Он превратился в тех, кого мы теперь называем моравскими, чехами, словаками и так далее. Но вначале это была не одна группа, а смесь разных людей разного происхождения. И один из тех немцев мог владеть руническим письмом и использовать его в поселении. Второй вариант - один из немцев выучил руническую письменность славян и выгравировал ее на кости в поселении.Неужели это единственное свидетельство того, что славяне использовали германскую письменность?У нас есть исторический отчет под названием «Трактат о Священных Писаниях» монаха Храбра, жившего в начале X века в Преславе в Болгарской империи. В нем говорится, что Кирилл и Мефодий принесли славянам Священное Писание, чтобы они могли записывать священные тексты. Однако до этого славяне якобы использовали какие-то особенности и царапины. Об этом ведутся споры с девятнадцатого века. Некоторые предположили, что это могут быть руны. Но не было никаких свидетельств того, что шрифт использовался до распространения глаголицы. Но теперь он у нас есть, и отчет монаха Храбра, вероятно, основан на реальности.Как новая находка изменит наш взгляд на историю?Это очень важный вопрос. Люди воображают, что уехала масса немцев, а потом пришла масса славян. Но на самом деле, как показывает наш вывод, все было намного сложнее. Они жили смешанно, или славяне были в таком тесном контакте с немцами, что выучили сценарий, например. Строгое разделение на две части, которое мы знаем из учебников - славян и злых немцев - не совсем верно. С ранней истории были тесные контакты, смешение и передача знаний и культуры. Находка показывает, насколько близки были разные народы в начале средневековья.Так будут ли переписаны учебники истории?Вот в чем вопрос. Потенциал есть, но мы должны понимать, что это первая такая находка. Это вызовет большую дискуссию. Будем надеяться, что со временем получим больше. Может быть, из других мест. Когда появляется первая ласточка, количество находок увеличивается, поскольку археологи начинают уделять больше внимания открытиям, к которым может относиться такой сценарий. Если их стало больше, и оказывается, что письменные знания расширились, тогда у нас должны быть основания рассмотреть новый взгляд на историю. Сейчас исследования находятся в зачаточном состоянии. Переломным моментом, однако, является то, что существует вероятность того, что славяне соприкоснулись со сценарием до прихода Кирилла и Мефодия.Насколько распространена была руническая письменность у немцев?Его контролировали только так называемые мастера рун. Это была действительно очень небольшая группа людей.Что будет с артефактом?В настоящее время мы проводим дальнейшие обширные исследования на месте находки. Когда наши полевые работы закончатся, мы выставим рунную кость и другие находки для общественности в зале Института археологии и музеологии Университета Масарика. У нас уже есть другие очень интересные артефакты.
Встреча состоится в ближайшую среду 17 февраля в 19:00 по московскому времени. На Ваши вопросы ответит учёный-генетик - Олег Павлович Балановский.
А что за субклад у Газзаевых G2-P18? Или я неправильно понял?
А могли ли славяне появиться в Восточной Европе? Я понимаю, есть буковый аргумент и прочее, но это рассуждение в духе что НЕ росло на славянской прародине. Об этом можно гадать. А вот что росло - мы знаем точно: росла ЕЛЬ. Слово общеславянское и исконное. А теперь гляньте на ареал распространения ели Её вообще нет между западной Украине между Днепром, Припятью и Бугом! О какой "полесской прародине" можно серьёзно говорить?
Общеславянское, но ЗАИМСТВОВАННОЕ (тюрк. А(Р)СЛАН). Смотрите в словаре Фасмера.
А(р)слан - это лев всегда было
слонРод. п. -а, укр. слонь (из польск.), др.-русск. слонъ (Афан. Ник., библия 1499 г.; см. Срезн. III, 422 и сл.), русск.-цслав. слонь (Златостр., Григ. Наз., Ио. Экзарх; там же), болг. слон, словен. slòn, род. п. slóna, чеш. slon, слвц. slon, польск. sɫoń, в.-луж. sɫóń, н.-луж. sɫon. Обычно рассматривается как искусственное образование от (pri)sloniti sę, причем ссылаются на указание "Физиолога" о том, что слон спит, прислонясь к дереву, ср. русск.-цслав.: егда хощетъ спати дубѣ ся въслонивъ спитъ, рукоп. Троице-Сергиевск. лавры No 729, л. 178 (ХV в.), по Карнееву (Физиол. 367), у Брандта (РФВ 24, 180 и сл.; 25, 232), так же Соболевский (РФВ 65, 415), Преобр. (II, 324), Младенов (591), Брюкнер (500). Связь *slonъ – *sloniti sę носит скорее народно-этимологический характер, так как для наблюдений над образом жизни экзотического животного у славян было слишком мало возможностей.Неясно также отношение слав. *slonъ: лит. šlapis, šlajus "слон" (см. Соболевский, там же, 409 и сл.).Фонетически приемлемо предположение о заимствовании из тюрк., где наряду с тур., тат. arslan "лев" (см. Руслан) имеется также тур., азерб., карач., балкар., крым.-тат. аslаn – то же, кыпч. astlan (Радлов I, 546; KSz 10, 88; 15, 203); ср. Штрекель 58 и сл.; Фасмер, ЖСт. 17, 141 и сл.; Кречмер, Anz. Wien. Аkаd., 88, 1951, стр. 310 и сл.; 89, 1953, стр. 191 и сл.; Погодин, ИОРЯС 18, I, 29. Ср. дунайско-болг. ᾽Οσλάν(ν)ας ὁ βαγατούρ – надпись на сиютлийской колонне (Archäol.-epigr. Мitt. аus Österreich 19, 238), по Бангу (WZKМ 13, 111 и сл.).Любопытно др.-польск. wsɫoń "слон" (Бельский, согласно Брюкнеру). Лит. слова, возм., вторично сближены с лит. šlãpias "мокрый" (ср. об этой группе слов Траутман, ВSW 306). Относительно отпадения начального гласного тюрк. слова ср. лачу́га, ло́шадь, лафа́.Совершенно иначе Оштир ("Slavia", 6, стр. I и сл.), который пытается сблизить это слово с егип., далее–Ильинский (ИОРЯС 23, 2, 196), который возводит *slonъ к *slорnь, привлекая др.-польск. sɫорiеń "ступенька, подножка", sl̃араć "топать" (ср. Брюкнер 500). О переходе знач., предполагаемого тюрк. этимологией, ср. выше, верблюд. ••[Ср. еще Кипарский, ВЯ, 1956, No 5, стр. 137. Напротив, Якобсон (IJSLP, I/2, 1959, стр. 271) считает слав. слово загадочным и сближает его с тохар. kloŋ. – Трубачёв.]
Мне больше нравится литовская параллель.Что касается тюрских, то пишут: "азер. – fil, казах., киргиз. - ПИЛ, таджик. – ФИЛ, турец. - fil, узбек. – fil, татар. ФИЛ, в крымчакском – ФИЛ."Что скажут носители этих языков?)))