Не склонен все объяснять "депортациями", возможны какие-то другие виды кооперации), но в любом случае в то время степи были под владычеством сарматов, да и Танаис, упомянутый у Вязова они разрушили, правда потом он был быстро восстановлен, но со значительным присутствием сарматского населения. Да и зарубинецкая культура, которые многие считают одним из основных источников будущих славян, пала именно под натиском восточной волны сарматов. Постзарубинецкое население или бежало на переферию - брянские леса, северное поднепровье, или работало каким-то образом на сарматов.
Кстати, часть постзарубинецкого населения бежало на запад, где смешалось сначала с пшеворцами, а затем было поглощено носителями липецкой культуры, которых связывают с носителями фракийских традиций, иногда звучит название - костобоки. Может оттуда южный компонент?
Переселения 100% были! Те же монголы утаскивали с собой тысячи ремесленников на осадные работы, лопатников - на копательные работы, строителей - на строительные работы и т.д.
Но едва ли могли быть переселения на столько большие расстояния, да еще и из одного экологического пояса в другой: лесостепные народы не очень живут в лесу (и наоборот) + еще надо учиться работать с местной почвой (грубую землю Паннонии не поднять без плуга, которого нет за Карпатами - там хватит и мотыги). Более вероятно, что сюзерены говорили "выбирайте", после чего вассалы подбирали землю, которую они осилят, а сюзерены вокруг нее выстраивали защиту. Еще Седов заметил, что область вятичей полностью демилитаризована (нет ни серьезных крепостей, ни обилия оружия), зато область аланов (лесная зона Салтово-маяцкой) это убермилитаризованная область. Аналогичная история и в эрзяно/мокшано-булгарских отношениях: до прихода булгар, эрзяне были милитаристами с кучей оружия в могильниках, а с приходом булгар, оружие исчезло + на Юге появилась цепочка булгарских крепостей (Золотаревка та же), которая прикрывала вассалов от других степняков.
Скорее всего, просто славян и венедов исстари было дохрена, но мы видим их только там, где они соседят с другими народами. Мы на форуме об этом давно говорим, но тут Вязов высказался: дДНК предков славофонов доступна только там, где они контачат с кем-то и хоронятся не по своему обряду.
Очевидна схожесть с "принципом относительной негативности этнотопонимов" Никонова, гласящим, что "объект получает наименование по тому признаку, который сильнее всего выделяет его на фоне прочих однотипных объектов по соседству", т.е. "этнотопонимы с именем народа «Х» будут возникать либо там, где Хграничили с другими народами, либо там, где народ Х оказывался в окружении других народов". Грубо говоря, где видим дДНК предков славофонов, там их граница, а не зона обитания - в зоне обитания будет кремация и мы их не увидим.