Ага 
Но крылатые фибулы - чисто женский аксессуар, а эмали - унисекс, так что продать их можно бОльшему числу людей. Как сказал Крош: гвозди, всем нужны гвозди!
https://www.youtube.com/watch?v=CNv-WMvA1dI Помимо этого, у восточноевропейцев и так были свои фибулы, с которыми было сложно конкурировать, а эмали - изыск, который оказался вне конкуренции.
О, таки были в Прибалтике норико-паннонские фибулы и пояса, причем некоторые из них, похоже, оказались местного изготовления (=подражания) - их именуют самбийскими фибулами и поясами.
Кулаков Владимир Иванович "Пути янтарной торговли и миграция племен в I–V вв. н.э. в Южной Балтии" 2013
1. В эпоху Маробода (фаза В1a-В1b) кельтылугии, контролировавшие по р. Висле Янтарный путь, выходят на Янтарный берег [21, s. 197]. Связанные с этими кельтами погребения с трупоположениями [12, с. 169] появляются на могильниках Самбии (рис. 1). Прибывшие сюда в эпоху Нерона римские торговцы контактировали и торговали с романизированными кельтскими «провинциалами», попавшими на Янтарный берег из Подунавья в надежде на участие в янтарной торговле. Их надежды реализовались. Скорее всего, именно кельтов под именем «эстии» (древнегерм. «живущие на востоке»), чей «…язык ближе к британскому», описал в своем знаменитом труде Корнелий Тацит [15, с. 226]. Используя птолемеевское имя этих пришельцев (венеды), следует эпоху их присутствия на Самбии (засвидетельствовано трупоположениями и большим количеством находок, имеющих дунайское происхождение, в частности – поясами норико-паннонского типа – рис. 2) на фазах В1 – начало В2 /С1 именовать «венедским» горизонтом древностей эстиев [5, с. 240].
у него же "Провинциально-римские и германские фибулы I в. до. н.э. – IV в. н.э. в материальной культуре населения Янтарного берега" 2014
Также с упомянутым Плинием римским всадников связывал оживление янтарной торговли Херберт Янкун. В предвоенное время он первым из европейских археологов обратил внимание на норико-паннонские пояса как показатель торговли эстиев с Подунавьем (Jankuhn H., 1933, S. 3-62). Продуктами этой торговли, ведшейся эстиями с Нориком и Паннонией в начале нашей эры, кроме поясов он считал «крыльчатые» фибулы (Jankuhn H., 1950, S. 56). Работы этого немецкого коллеги, выводы которого активно поддержали польские коллеги (Okulicz J., 1976, s. 191-198; Kaczyński M., 1989, 160), ознаменовали рост в первые послевоенные годы рост интереса европейских археологов к проблеме деятельности пролегавшей в римское время по рекам Висле и Дунаю трассы янтарной торговли. Основным польским исследователем этой трассы, названной «Главный янтарный путь», является ректор Гуманитарной Академии в г. Пултуске Ежи Веловейски, воссоздавший вислинский отрезок этой трассы по отдельным находкам, связанным с янтарной торговлей (Wielowiejski E., 1970). Его перу принадлежит исчерпывающая историография этой интереснейшей исторической проблемы (Wielowiejski E., 1981, s. 129-145). Расцвет контактов эстиев по Вислинскому пути наступает во второй пол. I в. н.э. и завершается с переселением части носителей вельбарской культуры (посредников в янтарной торговле) в Поднепровьев нач. III в. (Wielowiejski J., 2000, S. 149).
у него же "Самбийские пояса и их прототипы" 2016
Вслед за Е. Окуличем М. Качиньски полагал, что паннонские пояса, бывшие «модными» в Паннонии и Норике в первой полвине I века н. э. и бытовавшие в Подунавье до середины II века н. э., распространяются на Самбии лишь на фазе В2 [18, s. 160]. Сюзанна Вильберс-Рост считала, что паннонские пояса, как, впрочем, и конские оголовья типа Vimose, могли поступать на Самбию не только как продукт янтарной торговли из Подунавья. У живших в «державе Маробода» мастеров была возможность попасть по Главному янтарному пути к источнику этого янтарного потока и уже там на фазах В2 и B2/C1 разработать свои варианты указанной продукции [30, S. 102]. В одной из своих работ В. Новаковски не очень уверенно предполагал, не приводя мнения своих старших варшавских коллег, что паннонские пояса поступали на Самбию в I—II веках н. э. [24, S. 72, 73]. В другой работе этот археолог вообще сообщил о том, что «ни на Самбии, ни во всем западнобалтском культурном круге не обнаружено ни одного импортированного норико-паннонского пояса», датируя местные подражания этим артефактам фазой В2а [23, S. 68]. Ведущий польский специалист по ар-хеологи эстиев ошибся: недавно один из поясов был обнаружен в ареале вельбарской культуры на могильнике Rogowо-23, wojew. toruńskie Polski [12, s. 9]. В одной из своих последних статей Лучия Окулич-Козарын предположила, что самбийские пояса были частью паннонского по происхождению женского убора, распространившегося на Самбии благодаря активной деятельности Главного янтарного пути по реке Висле [25, s. 294].
у него же "ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЯСНЫХ НАБОРОВ ЭСТИЕВ САМБИИ" 2020
Происхождение «самбийских» поясов с ажурными накладками, изготовленными в «веспасиановском» стиле, я связываю с попыткой воспроизведения самбийскими (?) мастерами деталей снаряжения легионеров (Кулаков 2013: 33). О.А. Хомякова более обобщённо сообщает о некотором влиянии, которое оказали на ювелиров эстиев традиции норико-паннонских украшений. При этом «самбийские» пояса, по мнению, автора, использовались жительницами Самбии на фазах В2 -В2 / С1 -С1а на протяжении двух поколений (Хомякова 2015: 196, 197). Это справедливое замечание раскрывает значение «самбийских» поясов как аспекта быстротекущей модной традиции, волею судеб внедрившей норико-паннонские детали убора среди жительниц Янтарного берега.
у него же есть монография "Фибулы народов Балтийского региона. I в. до н.э. – XI в. н.э. Очерки истории застёжек" 2023.
О.А. ХОМЯКОВА "СТИЛЬ АЖУРНОЙ ОРНАМЕНТИКИ РИМСКОГО ВРЕМЕНИ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ПРИБАЛТИКЕ" 2015
Отечественными археологами «самбийские» пояса и традиция украшения предметов ажурным декором также связываются с провинциальноримским влиянием [Щукин, 1994. C. 226; 1998. C. 199–201], но делается бóльший акцент на реконструкцию исторического контекста, с которым могло быть связано появление подобных изделий в культурах Юго-Восточной Прибалтики. Марком Борисовычем Щукиным, в частности, была выдвинута идея, что появление поясов в норико-паннонском стиле оpus interrasile связано с активизацией «янтарной торговли» и появлением неких групп бродячих ремесленников и торговцев, которые прибывали в Прибалтику из римских провинций по Янтарному пути и налаживали производство этих вещей на территории Калининградского п-ва. Местные изделия считаются прямыми «дериватами» норико-паннонских поясов [Щукин, 1998. C. 202]. Другая идея М.Б. Щукина, развивающая мысль Титуса Кольника о возможной экспедиции некоего римского всадника в Прибалтику во времена правления римского императора Нерона в 54–68 гг. н.э. [Шукин, 1998. C. 199], была переработана Владимиром Ивановичем Кулаковым, который на ее основе выдвинул идею о появлении на Калининградском п-ве «воинов XV легиона Аполлинариев из Паннонии», что и способствовало распространению предметов в стиле оpus interrasile [Кулаков, 2000. C. 33; 2003. C. 278]. Ажурные пояса соотносятся с категорией римских импортных изделий и в ряде более поздних работ (например, Кулаков, 2014. С. 289). Слабой стороной этих теорий является неподкрепленность реальным археологическим материалом и всесторонним анализом предметов.
она же "ЖЕНСКИЙ УБОР САМБИЙСКО-НАТАНГИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ I–IV ВВ." 2022
С женским убором могут быть связаны норико-паннонские фибулы типов А.236 и А.238, или типов 236b-g и 238m по Й. Гарбшу, или типов 2.10–11 по типологии Э. Риха (Almgren, 1923. S. 109, Tab. XI: 236, 238; Garbsch, 1965. S. 26–40, 49–79; Riha, 1979. S. 75–77). Такая фибула происходит из погребения 4 Геройское/Eisliethen II (рис. 32: 1). Датировка таких фибул – середина – вторая половина I в. н.э. Распространение соотносится с римскими провинциями Норикум, Реция, Паннония. Появление норико-паннонских фибул в Юго-Восточной Прибалтике связывается с началом эпохи римских влияний и активизацией контактов по основному Янтарному пути (Nowakowski, 1996. S. 68; Щукин, 1998. С. 199–200). Фибулы форм А.236 и А.238 известны в древностях могильников Среднего Понеманья: Саргėнаи/ Sargėnai, погр. 92, 352; Пайлгожио/Pailgočio (Michelbertas, 2001. Taf. 2–3; Bliujienė, 2013. P. 25–26). Помимо находки из Геройское/Eisliethen II в самбийско-натангийском ареале данные застежки единичны (Окунево/Grebieten – 1 экз., Коврово/ Nautzau – 2 экз.) и информация о них представлена исключительно архивными данными.
...
В историографии сложилась точка зрения, в соответствие с которой на Калининградском полуострове в этот период (так называемой фазы 0) продолжали существовать традиции, характерные для эпохи раннего железного века, культуры западнобалтских курганов (Jankuhn, 1933b. S. 202–226; Okulicz, 1973. S. 356, 357). Имеющиеся же данные свидетельствуют, что отношения с населением дунайских провинций Норика, северной и северо-восточной Паннонии могли сложиться у местного населения уже в этот период. Специфическая материальная культура провинциальноримского облика наиболее ранней стадии самбийско-натангийской культуры, не исключает прямых связей. Эта особенность неоднократно отмечалась всеми ведущими специалистами по древностям западных балтов и археологии эпохи римских влияний (см. Okulicz, 1973, 1976; Nowakowski, 1996; Щукин, 1998, 2005; Кулаков, 2003, 2014 и др.). Неясными остаются лишь их механизмы.
...
Набор элементов женского убора древних эстиев складывается с оживлением «Янтарного пути» и началом римского времени в регионе на рубеже фаз B1/B2 во второй половине – последней четверти I в. н.э. В этот период в Юго-Восточной Прибалтике получают распространение изделия в стиле сильной профилировки, ажурной орнаментики (opus interrasile), (Разделы I.1.1; I.1.2; I.1.9; I.3.1.1; I.3.1.2; I.3.3.1; I.3.3.2), которые находят параллели в уборе населения дунайских провинций Норика, северной и северо-восточной Паннонии (Раздел II.1). Происхождение ряда украшений из наиболее ранних комплексов рубежа фаз 0/I и Ia (B1/B2 и B2a) связано и с традициями кельтизированного населения периферии Римской империи (Разделы I.1; I.5.1; I.6.3)
В общем, не одними выемчатыми эмалями (champlevé enamels) богата Восточная Европа, но и ажурной орнаментикой (opus interrasile) - оба стиля происходят из кельтской среды.
