Честно сказать я теряю интерес к общению (с некоторыми). О каком анализе Вы ведете речь? Все то, что я сообщаю Вам, давно известно и доказано другими. Даже мнение о тохарской принадлежности мордвы, по сути, не мое, а археолога и историка Л. Клейна. Стоит на это убивать время? Я не собираюсь Вас переубеждать, и суть вещей от того что Вы не примете известное мнение от этого не изменится. Вы останетесь при своем мнении, ученые – при своем. Всего лишь. В отличие от вас я более информирован. Без проблем, знания и вы можете приобрести, но, правда, потратите время.
Почти 60 лет назад знаменитый археолог Андреев раскопал первые курганы Ср. Камы и пришел к выводу, что они сарматские. Мнение, которое сначала было принято в штыки, уже через 30 лет получило полное признание. Сотни людей из ведущих ВУЗов СССР занимались этой проблемой во всех ее аспектах. Загляните в такое заурядное издание, как «Народы России». Энциклопедия 94 года (в принципе это советское издание) там прямо сказано о тесных связях финно-угров с сарматами. Со 2-го века или сарматы начинают проникать на земли мордвы, или же мордва интегрируется в степные сообщества и начинает принимать участие в их походах на римские территории. Свидетельства этого в Андреевском кургане (1-2 в.). Там нашли котелок галло-римского типа, бронзовые италийские изделия. В годы ВПН леса Мордовии, Удмуртии, Ср. Камы стали прибежищем для непокорных сарматских орд. Там найдены бесспорные следы их присутствия – оружие, поясные наборы, деформированные черепа и золотая фамильная посуда с руническим письмом кушанского типа. На основании этого и других неоспоримых фактов в таком авторитетном издании Археологии СССР, как «Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время», сделан вывод, что «осколки южноуральских племен продвинулись на север в лесостепные, а возможно в южные лесные районы, занятые местным финно-угорским населением, и в качестве одного из этнических компонентов, вероятно, очень незначительного, приняли участие в формировании населения раннесредневековых культур этих регионов». Возможно, вы и правы в своих подозрениях насчет J. Я бы мог, еще кое-что добавить любопытное из того, что зафиксировано мной, относительно других этносов, но стоит ли.
Все финские языки содержать иранские слова, но более всех мордовский, за ним кажется (или где-то рядом западные, кажется эстонский). Привожу на память иранские слова в удмуртском – эксэй – царь, гурт – селение, трын – трава (узнаете «трын-трава»), корт – железо, андаль – сталь, зарни – золото, сузер – сестра, мурт – человек, порось – поросенок (так называют поросенка почти все русские Поволжья); Имена – Артан, Ардат, Дата, Занок, Базок, Малог, Кандак, Зарина.
Для Вас это может быть новость Катынь (селение, место расстрела польских офицеров) – это Хотан, но таких селений в Польше, в Германии, о чем пишет поляк Тадеушь Суламирский много. Крепости, основанные аланами на территории от Молдавии, где находилась их основная территория, до Польши, включая «путь из варяг в греки», и Германию. Он не «придумал» это название. Не стал встать в позу и согласился с мнением авторитетов, например с Э. Мурзаева. У хотана есть сокращенная форма катай, отсюда Китай-город, т.е. укрепленный город, крепость. О катай писано-переписано, но первым определил знаменитый археолог Толстой. Он нашел его среди хорезмийских писем. Кстати польское пан – это «ban», что значит с иранского «господин». Это находит соответствие в обычаях татар и уйгур. Последние используют его в виде приставки к имени. Шейх-бан, Галлия-бану. Знаменитый Арбат – это просто напросто иранский титул. Я хотел было привести карту топонимов и мест концентрации аланской письменности и поселений для генетиков на Западе и юге России, но не буду на это тратить время.
О коллаборационистах. Это унизительно и по отношению мордве, и недостойно с нашей стороны. Вряд ли это слово уместно, потому что оно означает изменник. Они не были изменникам и в состав русских не входили. Да и кто они русские? У Вас свое мнение, у историков свое. Еще историк Ключевской отметил в русском народе наличие финского, а Курбский в Подмосковье в середине XVI века наличие мордовских сел. Все они и меря, муром, мордва, чудь, чудь заволожская и др. обрусели. Они стали русскими, ибо русские – а это воины - пришли в те края за «лапотниками». Завоевания изобиловали немыслими жестокостями. Знаменитая фраза «пойдем, князь, поищем лапотников» передает суть их походов. Или может быть Вы полагаете, что русские шли табором, всем народом, как готы например. Но история таких фактов не зафиксировала.
Кто-то из современных русских историков (не помню фамилии) написал историю Московии. С Вами (с генетиками) он не консультировался, и начисто отмел славян и из состава русских. Выделил на раннем этапе (конец античности) финнов, балтов и иранцев. В раннее средневековье на место иранцев поместил тюрков. Свои соображения он привел в книге. Я не хочу по определенным причинам их перечислять, но скажу, что они не новые. Об этом, в частности, писали еще в 50-х годах языковеды. Интересно было узнать его мнение о финнах, как изначально носителях гаплогруппы N, или же N, R1a, R1b, I и др.
Когда я говорил о мордве, как привилегированной нации, я имел в виду, что они входили в состав Орды, а нападение на мордву приравнивалось к нападению на Орду. Мы судим о том времени по нашим меркам. В средневековье отношения вассалитета пронизывали все общества. В том числе Орду и их союзников и подданных. Неудивительно, что в привилегированном положении среди русских княжеств находилась Москва (ближайший союзник Орды, которую, как полагают историки, Орда не раз выручала), что вызывало зависть и неприязнь других русских князей. Булгары не удостаивались такой чести, им из-за оказанного сопротивления не дозволялось строить крепости. О взаимоотношениях мордвы, русских и Орды, в том числе экономических поинтересуйтесь лучше у мордовских историков, или посмотрите у серьезных историков, лишенных предвзятости. Из первых русских Мельников-Печерский. Он не стеснялся правды и не скрывал ее.
Я не хочу Вас переубеждать, но чтобы быть честным скажу. Татары не обязывали мордву менять религию (не навязывали ислам), обычаи, язык, не обращали в рабство. Вообще, они относились терпимо к обычаям других людей, чего не скажешь о русских князьях. Да и налог брали с хозяйства не более десятины. Для сравнения в годы Ивана Грозного с мордвы брали уже треть.