Для описания раннего периода миграции цыган из Индостана, через Северный Иран и Армению на Балканы нет ни исторических, ни археологических данных. Эту часть цыганской истории можно реконструировать на основании данных цыганских диалектов, из которых следует, что:
1. Они выходцы из северо-западной Индии
2. Они проходили через территорию носителей языка бурушаски
3. Они проходили через Северный Иран (есть множество классических новоперсидских заимствований (9-15 вв.) во всех цыганских языках, присутствует слово «море» – возможно, они где-то вышли на берег Каспия)
4. В Иране откололась одна ветвь, положив начало разным цыганским группам Ближнего Востока (наиболее известны из которых нынешнее палестинские цыгане), так как в их языке нет армянских и греческих заимствований.
5. Остальные продолжили свой путь в Армению (во всех цыганских диалектах вплоть до Уэльса есть довольно значимое количество армянских заимствований, по хронологии перехода древнеармянского ? [?] > ? (9-11 вв.), так как в цыганском есть слова и с архаичным [?] и с инновационным [?]) и здесь впервые ознакомились с христианством.
6. В Армении откололась вторая ветвь цыган, положив начало группы армянских цыган (ныне почти полностью ассимилированные армянами), так как в их языке нет греческих заимствований.
7. Они проходили через Византию (здесь история впервые начинает говорить о них в 14-ом в.) и довольно долго контактировали с грекоязычным населением (греческое влияние прослеживается не только в лексических заимствованиях, как в случае с новоперсидскими или армянским, но и в грамматике языка).
8. В цыганских диалектах нет тюркских и семитских заимствований (арабские заимствования в языке палестинских цыган имеют поздний характер, как и тюркские заимствования в языках разных цыганских групп Ближнего Востока).
9. Есть нерешённая проблема нескольких заимствований, предположительно из грузинского и осетинского.
Что нам говорят гаплогруппы цыган?