"А вот здесь путь формирования татар в башкирское сословие Кыр Иланской волости
1.1630 год.Из отдельных книг Игнатия Садилова.
"Лета 138 года (1630) июня 26 по гсдрву и црву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу и по указу околничего и воевод Федора Левонтьевича Бутурлина и Ивана Ивановича Чичерина, дьяков Григорья Борнякова, Добрыни Семенова, ездил Яким Нармоцкий в Казанской уезд на спорные сенные покосы......старожилцы и сторонние люди Арския дороги ...дрвни Тюрдели Бакшанда ШигаМенев ШихМамет Килдияров, Тойбахта Кичкинешев.
Здесь отмечены родители будущих вотченников кыр Иланской волости.
2. 7181(1673г) года свиток без конца и начала по челобитью. РГАДА .
"Л.1) Царю государю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу бьют челом сироты твои Уфим[ского] уезду Казанские дороги деревни ....Деревни Тынламас чуваша, а преж сего они жили в деревне Турдале же, Байбейко Шанчюрин сын да Урметко Бакшиндин сын, да Кошайко Бакшиндин сын в сыску сказали ...Toeж деревни Тынламас Багишко Кошаев да Досайко Башаев сказали по своей вере и по шерти вправду, что де мы съехали с Турдалей деревни
Здесь еще будущие представители Кыр Иланской волости именованы сословием "чюваши."
3. «Лета 7166 (1658)-го февраль 23-го дня били челом великому государю и великому князю Алексею Михайловичу всея Великия и Малыя и Белыя России самодержецу Уфимского уезду Казанской дороги д. Тынламас ясачные бобыли (бывшие башкиры-вотчинники) Кошайко да Урмаметко да Уразлыйко Бакшилдины да Уразбахтка, Уразлея, Багишка да Уразметка да Тиметка Башаевы дети да Скейка Шихмаметев
Ну здесь тоже приврали про "бывших башкир-вотчинников"
Эти представители по оригиналу документа в сословии "бобылей"
4. Тададам!!! Вот они наши татары Арской дороги в башкирском сословии
". В челобитной за 1656 г. ясачные бобыли дер. Талламас (она входила в состав Кыр – Иланской волости, известна Танламасовская тюба этой волости) Кошайко, Уразметко и Уразлыйко Бакшандины, Доскейка Шихмаметев и их товарищи, имевшие по их утверждению в своем распоряжении вотчину по р. Ик, просят платимый ими ранее «бобыльский ясак переписать с них на те вотчинные урочища в окладной ясак»
Путь вхождения в башкирское сословие в этом случаележало через переход в окладной ясак
Ну и пошло поехало:
«башкиры Еланской волости Тынламасской тюбы дали договор от 8 декабря 1755 г. служилым татарам переводчику Мансуру Дельному (имя которого носила деревня), брату его Сеиту Акбердину да детям и наследникам, ясачному татарину Исмаилу Айдарову да племянникам Дельного Рафану, Бухараму Усеиновым, Мансуру Урса(е)ву и Муртазе Мустаеву поселиться и владеть вечно землею». Вывод: 1755 год - время основания д. Мансурово (Бавлы тож). При этом отметим, что башкиры д. Бавлы и Тумбарлы утверждали, что они всегда были вотчинниками Еланской волости, которой дали грамоту на владение землей в 7166 (-5508 = 1656) году
«Иланской волости Тынламасской тюбы вотчинники-башкирцы от болыпаго и до малого по общему согласию припустили в 1753-м году для жительства в деревню Исергапову с получением оброку по четыре рублев з двора Ибрагима Надырова, Мухаряма Мансурова, Биккула Имангулова, которым ныне в той деревне Исергаповой жительство иметь, землю пахать, сено косить, лес рубить для только домового своего извороту, хмель щипать, отрубы рубить, сани и колеса делать, а хмелю нащипивая, не продавать, ежели же от отца сын отделитца, то должен нам заплатить каждой по три рубли з двора да сверх того платить из года в год по пятнадцать копеек, в том для верности знающие руки, а не знающие тамги свои приложили»
«1761 году июня 17-го числа Уфинскаго уезду Казанской дороги Иланской волости команды старшины Беккула Нурбакина деревни Исергаповой мы башкирцы Искендер Солтанаев, Мустай Юсупов, Егофар Абдулов, Сюлейман Сюлюков и все той деревни жители по согласию мирских людей припустили Казанского уезду Арской дороги Сюлеймановой сотни деревни Каре служилых татар Майсура Тявляева, дер. Куюку Надыра Алмянова, Алатской дороги деревни Кубая Беккула Имангулова для жительства в той деревни Исергаповой домами, а пашню пахать, сено косить, дрова рубить из оброку на каждой год с каждого двора по пятнадцать копеек. В чем тамги свои приложили
А вообще начало про этих чувашо-татаро-бобыля-башкирцев начинается с реально имеющегося документа 1626 года на которую ссылаются представители-вотчинники некоторых деревень Кыр-Иланской волости."
Ответ: Здесь речь о споре между башкиром из рода кыр-елан Кучучом Бекбулатовым и давно живущими в Казанском уезде внуками башкира Досая Аллагулова, Тлевлюком Досаевым и Ишмячко Иштяковым.
Их дед Досай являлся владельцем вотчины в Кыр-Еланской волости, но после стычек с калмыками и ногайцами разорился и переехал в Казанский уезд.
1195 году генваря …дня бил де челом великим государям царям великим и князьям Иоанну Алексеевичу Петру Алексеевичу и великой государыне благоверной царевне и великой княжне и белые России самодержцам а на Уфе в приказной избе стольнику и воеводе князю Ивану Федоровичу Борятынскому (?) подали челобитну Уфимского уезду Казанские дороги деревни Тылламас есашные татары Кошайко Бакшандин з братьями с товарищи. В челобитье их написано в прошлом де в 184м году били де челом блаженные памяти великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя России самодержцу есашные чуваша Тлелючка Досаев да Ишмячко Иштяков, Киргиланской волости на башкирцев на Кучучка Бекбулатова з детьми с здаточной вотчины что по Ику и по Усеню рекам и по урочищам а что какие речки и урочища и то писано у них Тлевлючки и Ишмячки в прежнемих челобитье которую вотчину здали им Кошайку з братьями и товарищи из ясаку, они Тлевлючка и Ишмячка в том что он Кучучко их Кошайка з братьями и с товарищи в тое вотчину не пускали зверовать и меду драть и никакие добычи добывать, и потому их Тлвлючку и Ишмячку челобитью была очныя ставка в той здаточной их вотчине
То есть внуки Досая сдавали вотчину деда, но теперь на эти земли претендует башкир той же волости Кучум Бекбулатов. Они хотят сдавать вотчину Бакшандину
вотчину здали им Кошайку з братьями и товарищи из ясаку
И в прошлых де и давних годах дед их от голоду и за бедностью от ногайского разорения и от войны съехал в Казанский уезд и в Казане на них наложили хлебной и денежной ясак и им того ясаку истой вотчины платить стало невсилу и они де ту свою вотчину отдали исъ ясаком Казанского уезду чувашу Маметю Альдергушеву з братьями да Кошаю Бакшандину з братьями
В ходе разбирательства выяснилось что Тлевлюк Досаев и Ишмячко Иштяков являются сородичами Бекбулатова, тоже из рода кыр-елан.
в преждние годы их деды и отцы их жили в той Иланской волости вместе с ево Кучумовым дедом и отцом и сынами Кыръиланские волости з башкирцы и разделили вотчину свою по Ику и по Усеню рекам и по иным многим речкам на семь жеребьев по родам,
Бекбулатов хочет чтобы Досаев и Иштяков совместно с ним владели той спорной вотчиной, а не с Бакшандиным (который не башкир)
владеют де тое вотчиною они Маметко и Кошайко давно а ныне де он Кучучка з детьми своими в тое вотчину у них Маметка с товарищи вступаются и впредь пускать их в тое вотчину не хочет для того чтобы тое вотчиною владел сам он Тлевлючко с ним Кучумом з детьми по родству своему, а не они Маметко и Кошайко з братьями потому что они де, Маметко и Кошайко, з братьями люди чужие, а он Тлевлюку с товарищем люди свои, а вотчина де своя у него (60) у Кучума з детьми есть, только де небольшая
А они Тлевлюйко и Ишметко породные ж башкирцы только в Казанском уезде живучи задавнели
(РГАДА.Ф. 1173. Оп.1. Д. 909. Л.3)
Полчуается дед Досаева и Иштякова был башкиром рода кыр-елан и владел вотчиной в Кыр-еланской волости. После стычек с калмыками и ногайцами он разорился и переехал в Казанский уезд.
Свою вотчину он потом начал сдавать Бакшандиным. Они ее сдавали много лет, но потом возник спор с Бекбулатовым, который был недоволен тем что у его семьи вотчина была небольшой, а соседняя была большая и ее пользовались небашкиры.
Он хотел чтобы спорной вотчиной Досаевы и Иштяковы пользовались совместно с ним. Бекбулатов с Досаевым и Иштяковым были из одного рода, это выяснилось в ходе рассотрения дела. А Бакшандины получается не владельцы вотчины, а только много лет пользовались ее.